СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности использования консультирования в работе школьного психолога.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приступая к работе, школьный психолог начинает разбираться с тем, как и какой «культурой» засеивать каждую «борозду» на своем профессиональном поле: определяет цели и задачи каждого направления, решает, какими методами будет эти задачи решать, как построит работу организационно. Он начинает штудировать имеющуюся литературу, обращается за помощью в методический центр и, постепенно набирая свой профессиональный инструментарий, включается в практическую деятельность.

«Школьный психолог находится непосредственно внутри того социального организма, где зарождаются, существуют, развиваются как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений учителей и учащихся, те или иные качества школьников, их успехи и неудачи и т.д. и т.п. Он видит каждого ребенка или учителя не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия…»

Психологическое консультирование в работе школьного психолога - это возможность и опора для сохранения и осуществления в педагогическом пространстве «своей психологической практики». Не случайно считается, что школьный психолог любит консультирование, предпочитая его остальным видам работ: «В настоящее время большинство психологов рассматривают консультацию как наиболее предпочитаемую рабочую функцию школьного психолога» [5]

Психологическая консультация школьного психолога должна быть:

1. по форме - участливая дружеская беседа;

2. по цели - утешение и ободрение, позитивный эмоциональный настрой, работа по осознанию проблем;

3. по методам работы -отдельно взятые приемы из различных психотерапевтических концепций и упражнения из разнообразной литературы по практической психологии.

Формы проведения консультирования.

Следует отметить, что в работе школьного психолога эти формы могут быть применимы для консультирования как учащихся и их родителей, так и педагогического коллектива.

Индивидуальное консультирование - диалог участников психолога и консультируемого. При работе с двумя другими формами скорее используется метод групповой дискуссии или беседы.

Консультирование в малых группах- форма, специфическая для подросткового возраста и характерная для него: «Промежуточной формой, характерной для подростков, является групповое обращение к психологу, когда, например, приходят две-три подружки посоветоваться по какому-то общему делу или каждая по своему, но хотят «разговаривать» только все вместе… вопрос о таких «групповых» консультациях с подростками не разработан совсем. Дело в том, что такая форма обращения характерна именно для работы психолога в школе и не встречается, скажем, в специализированных подростковых кабинетах при клиниках, диспансерах или городских консультациях» [14]

Подростка может мучить робость, боязнь придти и поговорить с психологом о чем-то волнующем, поэтому порой ему легче придти с другом или в маленькой группе (компании), чтобы «разделить смущение на всех». Кроме того, здесь может играть определенную роль и некоторая подростковая демонстративность - «на миру и смерть красна». При этом может присутствовать желание эпатировать, быть откровенным, получая эмоциональный подъем и разогрев от присутствующих товарищей.

Коллективная форма консультирования-работа с проблемой путем обсуждения. Например, класс может переживать какую-либо проблему кризис, драму, раскол, что-либо другое. Он взывает к психологу: «Помогите разобраться, что нам делать?» И дальше начинается беседа, которую не назовешь в прямом смысле слова консультированием, но и просвещением тоже. В работе по просвещению у психолога транслирующая позиция, в данной же работе могут присутствовать лишь элементы такой трансляции (например, приводятся факты или другая информация, помогающая задуматься учащихся, переструктурировать свой образ мысли).

В такого рода работе с классом присутствует и педагогическая, и психологическая проблематика. Собственно психологическая ткань - переживания, которые «здесь и сейчас» делятся на всех, ложатся на общие плечи, распределяются. Возникает одно связующее, напряженное поле, в котором каждый участник свободен в своем переживании, но все переживания здесь находятся в активном взаимодействии.

Контингент и содержательная форма, фактор времени психологического консультирования в школе.

Суть, содержание и специфика консультативной работы в школьной психологической службе, это возможно взаимосвязь с участниками этого процесса: со школьниками, педагогами и родителями.

Основными проблемами учащиеся, с которыми приходится работать школьному психологу, можно назвать: взаимоотношения со сверстниками своего и противоположного пола, взрослыми; саморегуляция поведения; профессиональное и личностное самоопределение; проблемы самовоспитания и т.п.

Наиболее эффективным методом при работе со старшими школьниками считается диалог, подразумевающий «равноправные отношения (под равноправием понимается здесь равенство партнеров в уникальности, самобытности сознаний каждого из них), в которые вступают между собой психолог и клиент с целью совместного изучения разворачивающейся в общении между ними конкретной психологической ситуации и ее совместного разрешения» [11]

С родителями в процессе консультации обсуждаются в основном следующие проблемы: проблемы учебно-мотивационного характера; особенности познавательных процессов ребенка; личностные особенности ребенка, особенности поведенческой и эмоционально-волевой сферы; вопросы его жизненной перспективы и профориентация; сложности в системе отношений ребенка.

Психологическое просвещение - работа по передаче участникам педагогического процесса каких-либо актуально или потенциально необходимых им психологических знаний. Несмотря на то, что на первый взгляд подобного рода деятельность кажется совсем безобидной и очевидной для психолога, полезно не забывать о том, что ее содержание и формы проведения должны быть адаптированы к аудитории, иначе обидно будет видеть, как живое психологическое слово нагоняет сон на слушателей.

Психологическое консультирование в школе - это деятельность, направленная на оказание помощи учащимся и другим участникам педагогического процесса как носителям своей социальной роли (педагог, родитель) в решении широкого, но не глубокого круга возникающих в ходе жизнедеятельности проблем (скорее трудностей), производимая в форме диалога.

Трудность психологического консультирования в школе – это найти оптимальное количество свободного времени конкретного учащегося в течение учебного дня. Психологу необходимо найти, вместе с учащимся, его «индивидуальные окна». Или организовать встречу после уроков, в оговоренное время.

Школьникам свойственно сильно расшатывать границы консультации, в том числе и временные. Нерегулярность, спонтанность, стихийность - вот к чему тяготеет их свободная воля.

Фактор времени в организации консультирования в школе необходимо учитывать, ориентируясь на три основные критерия:

1 - когда, то есть в какой период дня, с которого и до которого часа целесообразнее проводить консультирование;

2 - как часто имеет смысл встречаться школьному психологу с клиентом (клиентами);

3 - как долго должна идти работа (отдельная консультация и весь период работы).

2.3. Индивидуальное психологическое консультирование, принципы его проведения, психодиагностическое заключение и рекомендации.

В отличие от тестовых методов, экспертные (клинические) методы не предполагают стандартизации. Процедура их проведения и анализа задана не так жестко, как для тестов, и может быть изменена психологом, если он сочтет это целесообразным. Их результатом является качественная оценка психологических особенностей испытуемого. Как правило, экспертные методы предполагают развернутое взаимодействие между психологом и испытуемым. Они позволяют дать углубленное целостное описание психики человека, дают возможность гибко адаптировать процедуру психодиагностического исследования к индивидуальным особенностям конкретного клиента. Однако при работе с экспертными методами следует учитывать, что они как правило, не имеют жесткой схемы анализа и интерпретации результатов, и поэтому эффективность их применения зависит от опыта и интуиции психолога. Чем меньше опыт применения методики, тем меньше информации она дает психологу, тем больше вероятность неправильных выводов.

При проведении индивидуального консультирования желательно использовать принципы:

1. деноминализации - переформулирование терминов,характеризующих особенности испытуемого, из существительных или прилагательных в глаголы (к примеру, вместо «вы –экстраверт» можно сказать «вы обычно легко и свободно общаетесь»). Принцип помогает избежать восприятия информации психолога как «диагноза».

2. контекстуализации - указание на содержание ситуаций, в которых могут наблюдаться черты личности (вместо «вы испытываете трудности в общении - «вы испытываете трудности,общаясь с незнакомыми людьми, или в большой компании, где вы на виду»). Принцип помогает избежать представления о том, что трудности, связанные с особенностями испытуемого, являются всеобъемлющими и подстерегают его всегда и везде.

3. позитивной реинтерпретации - замена отрицаний в определении поведения человека на утверждения (вместо «вы не можете сосредоточиться, когда вокруг шумно» - «для работы вам нужна тишина»). Принцип позволяет избежать представления об ограниченных возможностях клиента и фатальном отсутствии у него тех или иных качеств. [12].

Особенностями проведения беседы как психодиагностического обследования в психологическом консультировании является:

- клиент ориентирован на единственную встречу

- мотивация испытуемого зависит от цели психодиагностического обследования, но он достаточно редко готов к серьезной работе по самоизменению.

Рекомендации и требования, касающиеся заключения для испытуемого по результатам психодиагностического обследования, часто достаточно противоречивы и не содержат внятных указаний на способы преодолеть эти противоречия. С одной стороны, испытуемые имеют право на достоверную информацию о результатах психодиагностического обследования, с другой – сообщение этой информации не должно наносить вреда испытуемому.

Многие из подобных вопросов и противоречий могу быть разрешены, если мы будем руководствоваться тезисом о том, что заключение для испытуемого по результатам психодиагностического обследования – это «особая форма психотерапевтического сообщения» и следовательно при его проведении следует руководствоваться принципами и правилами психологического консультирования и психотерапии. [2] [13]

Так, если считать заключение вариантом консультирования, станет очевидно, что устный вариант в подавляющем большинстве случаев является предпочтительнее, чем письменный. Поэтому сообщение результатов обследования должно быть диалогичным и гибким; психолог должен быть готов изменить его содержание в зависимости от реакции испытуемого.

При обсуждении информации, которая может затрагивать достаточно серьезные личностные проблемы и конфликты, уместно использовать техники вопроса и «мягкой» конфронтации. Вопрос дает возможность не представлять подобную информацию как непререкаемую истину, но скорее как одну из возможностей. К примеру: «Результаты теста показывают, что вы…. Что вы по этому поводу думаете?». [15]

Таким образом, если представить психодиагностическое заключения для клиента как вариант психологического консультирования, то можно предложить следующие рекомендации по его проведению:

- При сообщении испытуемому результатов обследования следует руководствоваться теми же принципами, что и при проведении психологического консультирования; в частности, следует воздерживаться от действий и сообщений, от которых психолог воздерживается при проведении консультирования.

- Заключение должно быть устным

- Заключение должно строиться как диалог

- Полнота сообщаемой испытуемому информации определяется в процессе беседы.

Рекомендации по результатам психодиагностического обследования

- Рекомендации не должны носить характера директивы, а скорее предлагаться психологом как один из возможных вариантов поведения испытуемого/клиента.

- Рекомендации следует обсуждать в диалоге с испытуемым.

- Уместность рекомендации зависит от мотивации испытуемого, от его заинтересованности в результатах обследования и стремления к самоизменению.

- Уместность рекомендации возрастает, если психолог располагает информацией, которая неизвестна или не приходит в голову испытуемому.

- Если испытуемый очевидно ориентирован на получение рекомендаций, то желательно предоставить ему рекомендации, даже если психолог расценивает готовность клиента к их выполнению как низкую, с целью избежать выраженного разочарования и негативной оценки психодиагностического обследования в целом; в подобных случаях рекомендации следует формулировать в как можно более общем виде.

- Если есть такая возможность, беседу следует завершить,сообщив о том, что испытуемый может при желании вновь обратиться к психологу для повторного обсуждения результатов, частичного или полного повторения обследования или за психологической помощью. Эта возможность нередко оказывается востребованной.

2.4. Психологическая диагностика как неотъемлемая часть психологического консультирования в школе, ее терапевтическая эффективность.

К преимуществам, которые дает психодиагностика при решении практических задач в процессе оказания психологической помощи, по сравнению с неформализованными методами, можно отнести:

- Объективность данных, их относительная независимость от личного опыта и впечатлений психолога. Данные психодиагностики могут подтвердить эти представления, а могут и противоречить им, что должно стать серьезным основанием для их проверки, а возможно и пересмотра.

- Быстрота получения информации. Психодиагностические методики создаются для того, чтобы за сравнительно краткий промежуток времени (обычно от нескольких минут до часа) сформировать целостное представление о клиенте и (или) выявить его психологические особенности, существенные для оказания психологической помощи. Дополнительные возможности по высвобождению времени психолога на проведение тестирования и обработку результатов обеспечивает компьютерное тестирование.

- Возможность дополнительной оценки. Основная исходная информация психодиагностического исследования содержится в бланке теста или протоколе, заполненном психологом. Эта информация как правило гораздо богаче и объективнее, чем, к примеру, записи психотерапевтической сессии. С этими данными психолог может обратиться за помощью или консультацией к коллегам, а также вернуться с ним на любом этапе работы с клиентом, если возникнет потребность в их повторном анализе или переосмыслении.

- Возможность получения надежных и достоверных результатов. Надежность обеспечивается, в частности, тем, что определение характеристик клиента происходит по результатам его ответов на десятки, а то и сотни специально отобранных вопросов, тогда как при беседе психолог часто делает выводы на основе меньшей по количеству и более фрагментарной информации. Достоверность результатов обеспечивается возможностью проверки искренности клиента.

Как правило, клиент, воспринимая тесты как источник объективной информации, в большей степени ориентирован на некритичное принятие сведений о себе и на четкие рекомендации, что следует учитывать при построении беседы.

Терапевтическая эффективность психодиагностики и ее ограничения.

Эффективность психодиагностических процедур, сопоставимая по эффективности с психотерапевтическим воздействием, в последнее время считается важным аспектом диагностики и оценки. Показано, что обратная связь по результатам тестирования является более эффективной (уменьшение симптоматики дистресса, увеличение самооценки), чем сессия поддерживающей психотерапии такой же продолжительности, причем позитивный эффект сохранялся в течение двухнедельного срока .

Выделяются следующие виды позитивных эффектов, которые оказывает беседа по результатам диагностики

  • Повышение самооценки

  • Уменьшение одиночества и чувства изолированности

  • Увеличение надежд

  • Уменьшение симптоматики

  • Улучшение понимания себя

  • Увеличение мотивации к получению психологической помощи и к более активному участию в психотерапии, если она уже проводится.

По результатам проведения психодиагностического обследования с последующей беседой отмечается ряд положительных эффектов.

1.Выраженные изменения к лучшему жизненной ситуации. Случаи, когда причинная связь между обследованием и происшедшими изменениями очевидна, достаточно редки. Однако происшедшие в результате психодиагностического обследования изменения могут быть столь разительны, что могут оцениваться как «самая удачная и элегантная психотерапия,которую я когда-либо совершал»

2.Принятие решений на основе результатов психодиагностического обследования. Чаще по результатам психодиагностики принимается решение обратиться за психологической помощью, а также решения, с профессиональным выбором– смена работы, поступление в учебное заведение и т.п. На основе полученной при психодиагностическом обследовании информации и ее обсуждения с психологом, результатом проведенной работы является укрепление уверенности в решении, фактически принятом еще до обследования, но в котором клиент сомневался, или выбор из нескольких вариантов решения.

3.Повышение самооценки (словами испытуемых, «укрепление веры в себя», «повышение уверенности в себе»)отмечается большинством испытуемых в качестве результата психодиагностического обследования и является по нашим данным наиболее выраженным эффектом обследования.

03.11.2017 11:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!