СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности социально-бытовой и пространственной ориентировки слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. В своем общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной (трудовой) деятельности (В.З. Денискина, 2008).

Школьники с нарушениями зрения и интеллекта испытывают значительные трудности в сфере самообслуживания и социального взаимодействия. У них наблюдаются трудности в формировании представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Причем по сравнению с детьми, имеющими только патологию зрения, они носят более выраженный характер. В данном случае бедность запаса представлений об окружающем мире обусловлена не только патологией зрения, но и отсутствием мотивации к познавательной деятельности, которое проявляется в пассивности и равнодушии к происходящему. У таких обучающихся отсутствует потребность поиска ответов на вопросы следующего характера: «что меня окружает?», «как это выглядит?», «для чего это нужно?», «что этим можно делать?», «как этим пользоваться?» и т.д. В связи с этим дети не используют возможности сохранных анализаторов для познания предметов и явлений окружающего мира.

При наличии сохранных зрительных возможностей выполнение предметно-практических действий по подражанию выступает в качестве важнейшего компенсаторного пути обучения детей с легкой степенью умственной отсталости. У детей с интеллектуальной недостаточностью в младшем школьном возрасте преобладают наглядные формы мышления, которые имеют высокое компенсаторное значение для развития таких детей. Однако патология зрения не позволяет использовать наглядные формы мышления для компенсации интеллектуальной недостаточности. При этом, в связи с отсутствием формирующихся элементов словесно-логического мышления, у них наблюдаются трудности в понимании словесных инструкций. На успешность овладения обучающимися предметно-практическими и трудовыми действиями по подражанию также негативно влияет снижение мотивации к деятельности.

Трудности в пространственной ориентировке у обучающихся рассматриваемой группы также носят более выраженный характер по сравнению со слепыми детьми с сохранным интеллектом. В связи со сложностью формирования пространственных представлений у детей наблюдаются проблемы в освоении микро и макро пространства. Трудности ориентировки в микро пространстве препятствуют формированию навыков самообслуживания.

Особенности развития коммуникативной деятельности препятствуют использованию невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, пантомимика). Так, например, нормально видящие дети с интеллектуальной недостаточностью часто предпочитают вербальной коммуникации указательные жесты. Нарушения зрения препятствуют полноценному использованию указательных жестов как средства коммуникации. Системное недоразвитие речемыслительной деятельности приводит к возникновению трудностей в использовании средств вербальной коммуникации в процессе социального взаимодействия. Дети не понимают, как задать вопрос, как ответить на заданный вопрос, как получить нужную информацию и попросить окружающих о помощи.

Детям сложно адекватно оценить окружающую обстановку, соотнести свое поведение с общепринятым в данных условиях, усвоить необходимые поведенческие навыки и социальные модели, подражая окружающим, понять вербальные инструкции по соблюдению норм социального взаимодействия.

Таким образом, при освоении навыков, связанных с самообслуживанием и бытовым трудом, дети с нарушениями зрения и интеллекта испытывают следующие трудности:

- трудности в накоплении запаса представлений о предметах и явлениях окружающего мира;

- трудности в овладении предметно-практическими действиями по подражанию;

- трудности ориентировки в пространстве;

- трудности в коммуникативной деятельности;

- трудности в освоении элементарных навыков культуры поведения.

Вышеописанные трудности препятствует формированию у детей с нарушениями зрения и умственной отсталостью бытовой самостоятельности и навыков культуры поведения, осложняя процесс адаптации к школьной жизни. Сочетание нарушений зрения с интеллектуальной недостаточностью обусловливает глубокое своеобразие развития и социализации обучающихся данной группы. Для таких детей характерно качественное своеобразие психического развития, которое невозможно свести к простой сумме воздействий двух этиологических факторов. Кроме того, у них наблюдается снижение темпа психического развития, который значительно отличается от развития слепых и слабовидящих обучающихся с сохранным интеллектом.

К особым образовательным потребностям в сфере социально-бытовой адаптации детей данной группы относятся:

- потребность в целенаправленном обогащении (коррекция) чувственного опыта за счет развития сохранных анализаторов и формирования компенсаторных способов деятельности;

- потребность в широком использовании специальных приемов организации учебно-практической деятельности (алгоритмизация, работа по инструкции и др.);

- потребность в расширении, обогащении и коррекции предметных и пространственных представлений, формировании и расширении понятий;

- потребность в овладении разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой;

- потребность в развитии приемов полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира;

- потребность в целенаправленном формировании компенсаторных способов деятельности;

- потребность в максимальном расширении образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом;

- потребность в формировании познавательных действий и ориентировки в микро-макро пространстве;

- потребность в целенаправленном развитии сенсорно-перцептивной деятельности, ориентировочных действий;

- потребность в развитии мотивационно-потребностной сферы речевой деятельности;

- потребность в целенаправленном формировании умений и навыков социально-бытовой ориентировки;

Все вышеперечисленные потребности необходимо учитывать в процессе преподавания общеобразовательных предметов и коррекционных курсов, в том числе СБО.

Категория: Всем учителям
25.08.2022 12:48


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!