СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования в области физкультуры и спорт

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компьютер дома, в школе в настоящее время, уже не роскошь, а средство для работы. Нужно ли использовать средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на занятиях физической культуры? Когда в первый раз слышишь фразу «компьютер на уроке физкультуры», то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение. Специфика каждого предмета разнообразна, но общий принцип, один – задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача учителя, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность учащегося. Современные педагогические технологии, в частности использование новых информационных технологий, Интернет – ресурсов, позволяют достичь максимальных результатов в решении многих задач: 1. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счёт применения средств современных информационных технологий: - повышения эффективности и качества процесса обучения; - повышение активной познавательной деятельности; - увеличение объёма и оптимизация поиска нужной информации. 2. Развитие личности обучаемого, подготовка к комфортной жизни в условиях информационного общества: - развитие коммуникативных способностей; - формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации; - формирование умений осуществлять экспериментально - исследовательскую деятельность. 3. Работа на выполнение социального заказа общества: - подготовка информационно грамотной личности; - осуществление профориентационной работы в области физической культуры. С использованием ИКТ на занятиях физической культуры выигрывают все: обучающиеся, родители,тренеры-преподаватели, так как эти технологии осуществляют одно из наиболее перспективных направлений, позволяющих повысить эффективность физкультурно – оздоровительной деятельности – личной заинтересованности каждого обучающегося в укреплении своего здоровья. Это помогает в решении ещё одной задачи – разбудить заинтересованностью воспитанников в формировании здорового образа жизни. Необходимость использования ИКТ в физическом воспитании вызвана потребностью в повышении его качества с помощью применения компьютеров. ИКТ позволяют организовать учебный процесс на новом, более высоком уровне, обеспечивать более полное усвоение учебного материала. С помощью ИКТ можно решать проблемы поиска и хранения информации, планирования, контроля и управления занятиями физической культурой, диагностики состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся. С чего же начинается применение ИКТ в практике применительно к занятиям по физической культуре? Вначале информационные технологии в области физического воспитания будут использоваться без непосредственного привлечения обучающихся: это в основном текстовые документы – заявки, отчёты, положения о соревнованиях, печатание грамот. Параллельно с текстовыми документами создается база данных по итогам выступлений команд школы на спортивных соревнованиях. Наиболее популярными областями применения информационных технологий в обучении является получение новых знаний, контроль знаний и самообразование.Занятия по физической культуре включают большой объём теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому применение электронных презентаций позволит эффективно решать эту проблему. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биография спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам, поэтому необходимо использовать различные виды наглядности. Другой формой использования ИКТ предполагается применение тестирующих программ. Компьютерные тесты могут содержать неограниченно большое количество разделов и вопросов, что позволяет варьировать тесты под непосредственные нужды и конкретных участников тестирования. Тесты используются на любом этапе обучения. Компьютерные тесты предусматривают как работу с подсказкой ответов, так и без них, на каждый вопрос даётся несколько вариантов ответа. Электронная презентация может содержать большой теоретический материал, который, тем не менее, легко усваивается из-за неординарной формы ее подачи. Сама презентация, являясь, по сути, конспектом урока может быть использована как средство самообучения и самостоятельной работы. Наличие визуального ряда информации позволяет закрепить в памяти. В чём же ещё заключается эффективность применения компьютера на занятии? В основной школе закладываются основы техники двигательных действий (бросок баскетбольного мяча, низкий старт в лёгкой атлетике и т.д.), которые востребованы на всём протяжении обучения в школе. Главное на этом этапе – овладение базовой техникой изучаемых двигательных действий, создание правильного представления у обучающихся о технике двигательных действий по всем программам. Компьютерные технологии всё шире входят в нашу жизнь, хотя они не могут заменить непосредственное общение ученика с живым человеком, учителем. Однако использование этих технологий в качестве дополнительного инструмента для качественного обучения своих подопечных – необходимая потребность своевременного и будущего времени. Таким образом, следует,что при организации и проведении современного занятия по физической культуре необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор. В результате того, что в наше время большинство детей имеют какое-либо отклонение в здоровье, то целесообразно оценивать детей, как по практической части, так и по теоретической части. Данная методика, предназначена в помощь учащимся для организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, а также для расширения теоретических знаний по физической культуре, используя ИКТ. Методика предусматривает использование на уроках физической культуры нового вида обучения – дистанционное образование. Дистанционное обучение в настоящее время активно внедряется в систему высшего образования, а также в систему повышения квалификации специалистов, в том числе педагогов (дистанционные курсы повышения квалификации, вебинары). Но в школьном образовании дистанционное обучения пока используется редко, хотя потребность в настоящее время реальная. Дистанционное образование (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. Современное дистанционное образование строится на использовании следующих основных элементов: дистанционные курсы; веб-страницы и сайты; электронная почта (в том числе и списки рассылки) и т. д. Главным становится интерактивная работа обучающихся со специально разработанными учебными материалами, которые соотнесены с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений, определяющим образовательную область «Физическая культура» обязательной составляющей основного образования. Наряду с традиционными занятиями ученикам предлагается и дистанционное обучение, участие в олимпиадах, обмениваясь материалами на дистанционном уровне. Открытое дистанционное обучение, безусловно, является, новой, прогрессивной формой доставки информации, причем с широким использованием новых технологий. Создаётся возможность получения образования независимо от возраста, от состояния здоровья, кроме того, дистанционное обучение повышает творческий, интеллектуальный потенциал учеников. Этому способствуют самоорганизация, использование новых информационных технологий и т.д. В определенной степени изменяется и роль преподавателя: он координирует познавательный процесс и в то же время обновляет и совершенствует свои курсы, методики, поскольку находится в режиме нововведений и инноваций. Преимущества и недостатки дистанционного образования. Преимущества ДО: • Свободный график Ты сам решаешь, в какое время тебе учиться. Сам составляешь себе расписание занятий и можешь легко подстроить его под темп своей жизни. Ты учишься с той скоростью, которая удобна тебе; • Учёба в удобной атмосфере Обучаясь дома, ты сам выбираешь не только расписание занятий и их темп, но и атмосферу в которой эти занятия будут проходить. Можно растянуться на диване с книгой, включить тихую музыку.Тут строгий преподаватель уже не будет тебе мешать. Главное, не расслабиться от чрезмерного комфорта; • Технологичность В процессе обучения, ты используешь современные высокие технологии и параллельно приобретаешь навыки, которые будут полезны тебе в будущем. Но у каждой монеты две стороны. Кроме преимуществ, у дистанционного образования есть ряд недостатков. Недостатки ДО: • Отсутствие личного контакта с преподавателем Исчезает эмоциональная составляющая, уже невозможен индивидуальный подход и т. д. Передача знаний уже безличностна; • Мотивация и самоконтроль В домашней обстановке легко расслабиться, прежний запал перегорает и обучающийся теряет интерес к учёбе. Нужно иметь жёсткую самодисциплину и сильную мотивацию, что бы обучаться самостоятельно и без постоянного контроля. А на такое способен далеко не каждый; • Нехватка практики К сожалению, “удалённый обучающийся” зачастую лишён регулярных практических занятий, что не идёт на пользу качеству получаемого образования; • Техническая зависимость Для постоянного доступа к источнику знаний, учащийся должен быть хорошо оснащён технически. Как минимум надо иметь ноутбук и доступ в интернет. К сожалению, это не все могут себе позволить. Обучающимся предлагается несколько видов работ, которые соответственно оцениваются: • Творческие работы (рисунки, разгадывание ребусов, кроссвордов, а так же их самостоятельное составление, и т.д.); • Сочинения; • Рефераты; • выполнение заданий олимпиад по предмету «Физическая культура» и обмен материалами в дистанционной форме. Творческие работы ученики сдают в форме: Презентации Microsoft PowerPoint, рисунки, разгадывание ребусов и кроссвордов и составление их самостоятельно, буклеты Microsoft Office Publisher, сайты, текстовые файлы в блокноте и Microsoft Word. При выполнении творческих работ обучающиеся используют информацию, расположенную на сайтах сети Интернет. Темы творческих работ обучающихся: 1. История Олимпийских игр; 2. Настольный теннис.Ведение соревновательной деятельности. 3. Гибкость.Понятие.Значение. 4. Кто самый гибкий среди нас? 5. Почему легко ходить, но трудно бегать? 6. Кому нужна зарядка? 7.Настольный теннис.История развития.Правила игры. 8. Сила нужна всем? 9. Чем измеряется выносливость? 10. Можно ли прыгнуть выше головы? 11. Что такое здоровый образ жизни? 12. Что лучше активный или пассивный отдых? 13. Каким образом физических упражнений влияют на опорно-двигательный аппарат? 14. Почему человеку необходимо правильно питаться? Темы сочинений: 1. «О, спорт,- ты мир!»; 2. «В здоровом теле - здоровый дух»; 3. «Почему я люблю урок физкультуры?»; 4. «Быстрее, выше, сильнее!»; 5. «Я + здоровый образ жизни»; 6. «Папа, мама, я – спортивная семья» (спорт в жизни моей семьи); 7. «Каким я хочу стать?». Рефераты: 1. Закаливание. 2. Олимпийские игры. 3. Настольный теннис. 4. Оздоровительный бег. Олимпиады на сайте: http://nic-snail.ru/ ; http://45minut.ru/ ; http://minobr.org/ ; и т.д. В данных случаях использую школьную социальную сеть. Но дистанционное обучение – это не только получение материала учащимися, необходима и обратная связь, отслеживание и оценивание результатов работы учеников. Некоторые задания даются для выполнения в электронном виде и затем отсылаются учителю в личном сообщении. Дистанционный урок предполагает работу с компьютером, что ведёт к зрительной нагрузке. Поэтому на каждом уроке необходима гимнастика для глаз, для которой предложены разные упражнения. Сайт позволяет осуществлять взаимодействие с учениками и родителями в любое удобное время. Обучающиеся могут во время первых дистанционных уроков испытывать некоторые трудности, связанные с работой сайта, у них могут возникнуть вопросы по выполнению заданий, их оформлению и отправке. Обо всём они могут спросить на форуме, либо лично написать сообщение преподавателю. Использование возможностей дистанционного образования в работе тренера -преподавателя по физической культуре повышает эффективность процесса обучения, позволяет вывести процесс взаимодействия учителей и воспитанников на новый уровень, освоить новые формы занятия. Когда в первый раз слышишь фразу «компьютер назанятии по физической культуре», то у многих возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение. Теперь для меня совершенно очевидно, что без ИКТ невозможно обойтись: • на занятиях физкультурой они дают возможность организовать прохождение теоретического материала в доступной и наглядной форме. • при проведении внеклассных мероприятий: спортивных викторин, конкурсов, игр по станциям и т.п. • при подготовке к оценочному зачету для развития критического мышления, решения проблемных задач, самостоятельной работы с информацией. • при разработке учебных проектов, способствующих развитию интеллектуальных и творческих возможностей школьника, самовыражению и навыков совместной работы. • при работе с учениками, имеющими ограниченные физические возможности. Во время работы можно использовать: • Учебные презентации, кроссворды, ребусы, мультимедиа и т.п.; • Консультирование учеников по Еmail-почте, обмен материалами; • на форуме, где выкладываются ссылки, теоретический материал, задаются вопросы, организуется дискуссия и т. д. Таким образом, исходя из своего опыта работы, я считаю, что при организации и проведении современного занятия по физической культуре необходимо использование информационно-коммуникационных технологий и дистанционного образования, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся и расширять общий кругозор.

Категория: Физкультура
28.03.2020 16:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!