СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проблема развития самооценки в младшем школьном возрасте рассматривалась в исследованиях Т.Ю. Андрющенко, Л.С. Выготского, А.В. Захаровой, Р. Бёрнс и др.
Так, Л.С. Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка – обобщенное т.е. устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить целостное поведение в соответствии с социальными нормами.
По мнению А.В. Захаровой, младший школьный возраст является узловым в становлении самооценки: в этот период происходят кардинальные изменения в развитии ее структурных компонентов, форм, видов, показателей, уровневых репрезентаций. В младшем школьном возрасте повышается критичность и требовательность к себе. В самооценке появляются такие приобретения, как отсутствие категоричности, аргументированность, объективность.
Также отмечается, что самооценка младшего школьника еще недостаточно сформирована: во многом зависит от оценок учителя, необъективна, обнаруживает тенденцию к переоценке, конкретна, ситуативна, имеет своим содержанием в основном оценку результатов деятельности. В ряде работ указывается, что самооценка уже в этом возрасте может выступать как механизм саморегуляции поведения.
Исследователь В.С. Сластёнин отмечает, что самооценка является «составной и неотъемлемой частью развития личности». Самооценка оказывает влияние на формирование стиля поведения и жизнедеятельности, то есть во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта в целом.
Р. Бёрнс считает, что важной особенностью детей с высокой самооценкой является то, что они меньше заняты своими внутренними проблемами, что позволяет больше внимания уделять окружающему миру.
У мальчиков с высокой самооценкой уровень притязаний выше, чем у их сверстников, что объясняется настойчивым подчеркиванием родителями ценности стремления к совершенству. Они ориентируют ребенка на определенные стандарты, создают обратную связь в виде своих оценочных суждений и указывают ему на необходимые средства для достижения большего успеха. Ребенок с высокой самооценкой приучен постоянно испытывать свои возможности, узнавая и признавая свои сильные и слабые стороны. Дети с высокой самооценкой ставят более высокие цели и добиваются успеха. Ожидания родителей (или отсутствие таковых) является важным фактором, направляющим развитие ребенка по определенному руслу, что особенно проявляется в школе в виде «реализующего пророчества».
У единственного ребенка в семье самооценка в среднем выше, чем у детей в многодетных семьях. Но мальчики, растущие в семье, где все остальные дети – девочки, имеют высокую самооценку.
Р. Бернс считает, что семейные взаимоотношения значительнее влияют на формирование Я-концепции, чем классовая, религиозная и этническая принадлежность.
Таким образом, младший школьный возраст является определяющим в становлении самооценки. В этот период происходят кардинальные изменения в развитии ее структурных компонентов, происходит формирование когнитивных предпосылок рефлексивного самосознания, заканчивается дифференциация общей и конкретных самооценок, самооценка начинает эмансипироваться от внешних оценок.
Формирование самооценки зависит от многих внешних и внутренних факторов, которые влияют на самосознание ребёнка младшего школьного возраста, на уровень его притязаний и степень уверенности в себе.
© 2023, Лакота Елена Аркадиевна 163