СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Казённое общеобразовательное учреждение Воронежской области
«Воронежская школа № 31 для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья».
Учитель высшей категории, обучающий детей на дому: Балакирева Елена Анатольевна.
Основные направления занятий с детьми, обучающимися на дому, с целью подготовки их к жизни в социуме.
Я работаю в школе камерного типа. Она рассчитана на 120 человек. В нашей школе учатся дети с диагнозом олигофрения различной степени тяжести и другими сопутствующими заболеваниями. На данный момент 20 школьников имеют диагноз аутизм. Я работаю в этом учебном заведении с 1995 года и за это время контингент обучающихся меняется в сторону осложнения дефекта.
С 2007 года я работаю с детьми, которые обучаются на дому. Эти обучающиеся из-за тяжёлых сопутствующих заболеваний, серьёзных нарушений эмоционально-волевой сферы, физического развития, психических расстройств не могут посещать школу. Работа с ними предполагает особый индивидуальный подход к каждому ребёнку, применение адаптированных программ обучения.
В этом году меня 3 ученика. Я учу их с первого класса. Двое из них, В. и С. пятый и седьмой класс, страдают кроме основного заболевания, тяжёлой формой аутизма, С. также больна сахарным диабетом. У М., третий класс, эпилепсия и сложное нарушение зрения. Естественно каждый ребёнок требует к себе индивидуального подхода и форм работы. Самое сложное научить школьников организовать себя для участия в образовательном процессе. С аутичными детьми помимо использования особых приёмов. Таких, как включение в деятельность ученика, ненавязчивая подача учебного материала, необходим особый стиль поведения учителя на уроке: негромкий голос, индивидуальная реакция на проявления стереотипии. Не менее сложно работать с М. Эпилепсия определённым образом влияет на её поведение. Мне необходимо своевременно реагировать, не допуская чрезмерного упрямства, раздражительности, корректировать её зрительную активность: своевременно менять виды работы, проводить гимнастику для глаз.
Только В. справляется с программой обучения, остальные мои ученики в силу их психофизических возможностей занимаются по сниженным или индивидуальным программам.
Большое внимание я уделяю социально-бытовой направленности в обучении детей с низким развитием интеллектуального уровня. Уроки СБО вводятся в программу обучения с 5 класса. Но при обучении детей чтению, письму, математике вводятся задания социальной значимости:
-счёт денег;
-решение задач с условием максимально приближенным к реальной жизни;
-элементы делового письма (заявление, адрес);
-диктанты – инструкции;
-формулирование и сообщение сведений о себе, личных данных;
-получение рекомендации, как себя вести в случае возникновения нестандартных, чрезвычайных ситуаций;
-воспитание и развитие коммуникативных навыков (учить слушать, воспринимать, анализировать речь других людей, строить диалог и монолог).
По возможности своих учеников я вовлекаю в коллектив. В нашей школе проводятся индивидуальные коррекционные занятия с детьми, обучающимися на дому. Организуются занятия музыкой, ритмикой, физической культурой, рисованием, информатикой, занятий с логопедом и психологом. Активизируется активное общение обучающихся между собой и с педагогами.
Коммуникативные возможности наших детей ограничены из-за различных речевых нарушений, что негативно сказывается на их социальной адаптации и интеграции в социум. Чтобы иметь возможность влиять на этот процесс, я закончила двухгодичные логопедические курсы, что помогает мне в работе.
В нашей школе проводится работа по укреплению психолого-педагогического сопровождения обучающихся на дому, детей. Она складывается из обследований, консультаций для родителей, индивидуальных коррекционных занятий с детьми, имеющими возможность посещать школу.
Меня волнует, чем будут заниматься мои ученики, когда закончат обучение. Огромное значение имеет интеграция в социум учащихся с недоразвитием интеллектуальной сферы. В этом направлении мы предпринимаем следующие шаги:
- расширение образовательного пространства за счёт посещения реабилитационных центров: «Реальная школа», «Парус надежды», «Луч», «Солнышко», «Радар»;
- работа на базе школы «Центра творчества», детской спортивной школы, занятия по художественной гимнастике, хореографии;
- организация творческого коллектива («Ложкари»);
- дальнейшее обучение выпускников в ПТУ на поваров, кондитеров, строительным специальностям, швейному делу.
Неотъемлемой частью моей деятельности является работа с родителями. Многие мамы и папы не могут реально оценить возможности своего ребёнка, связать особенности его поведения с заболеванием, понять, как происходит процесс обучения. Очевидной является необходимость проведения бесед, организация консультаций с психологом, социальным педагогом.
Мне бы хотелось выделить следующие проблемы:
-ограниченные возможности транспортировки детей для занятий в школе и других центрах развития;
-сложности, возникающие при оформлении инвалидности, родители не всегда понимают важность её своевременного оформления;
-необходимость дифференцированно расширять участие детей с ограниченными возможностями в конкурсах, викторинах и других масштабных мероприятиях.
© 2017, Балакирева Елена Анатольевна 444