СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

ORGANIZATION DESIGN AND RESEARCH ACTIVITY IN THE RURAL SCHOOL

ФГОС, проект, исследование / GEF, project, study

Сегодня, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС), реализация которого закреплена и новым Законом «Об образовании РФ», возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключении. Другими словами - то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. [1]

Научно-исследовательская деятельность школьников помогает решать задачи развивающего образования:

  • повышает престиж знаний, общую культуру, совершенствует навыки учебной работы;
  • развивает личность ученика, формирует системность и глубину знаний, критическое мышление;
  • обогащает социальный опыт: учит деловитости, умению преодолевать трудности, достойно пережить успехи и неудачи, воспитывает уверенность в своих силах, расширяет контакты с учениками других школ, а при использовании Интернета - учит взаимодействовать с учителями и учеными.

Поэтому, одной из важнейших задач, стоящих перед школами, сегодня является подготовка школьника-исследователя, владеющего современными методами поиска, способного творчески подходить к решению проблем, пополнять свои знания путем самообразования.

Организация научно-исследовательской деятельности школьников в течение всего учебного года в школе обусловлена и объективным фактором в настоящее время наука все в большей мере становится непосредственной производительной силой не только в сфере идей. Современный учащийся как творческая, социально активная личность нового типа может формироваться только в процессе исследовательской, поисковой работы, которая органически сочетается с учебной деятельностью.

Практика показывает, что проектная и исследовательская деятельность ведется, практически во всех общеобразовательных учреждениях, но делается это в основном через творческие объединения дополнительного образования – школьные научные общества, ведутся и элективные курсы по данному направлению, занятия внеурочной деятельности. Но на сегодняшний день этого недостаточно. Анализ требований, которые предъявляются ФГОС к обучающимся, свидетельствует о том, что образование должно стать личностно-ориентированным, направленным на организацию разноуровневой познавательной деятельности учащихся и, если мы хотим, чтобы выпускники школ были успешными, знающими, чего они хотят в жизни, людьми, то особое внимание надо уделять развитию исследовательского поведения в образовании детей.

Однако, на сегодняшний день, в школе еще большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий, и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний.

Не каждый учитель сегодня сможет организовать такую деятельность, поэтому задача администрации состоит в том, чтобы создать условия для овладения педагогами технологиями проектной и исследовательской деятельности как на методическом, так и на практическом уровнях. Решению данной проблемы могут способствовать методические мероприятия (семинары, мастер-классы, творческие и проблемные группы), как на школьном, так и на муниципальном уровнях, курсовая подготовка. Однако, учитывая, что всеми педагогами, реализующими ФГОС, пройдены специальные курсы, можно утверждать, что теоретическими основами они владеют. А вот применяют ли на практике данные технологии – это вопрос внутришкольного контроля. Своеобразным мониторингом может быть и эффективное участие учителя в различных профессиональных конкурсах проектно-исследовательских работ среди педагогов.

Однако исследовательский метод обучения охватывает не весь процесс обучения. Ученик не может и не должен усваивать весь объем знаний только путем личного исследования и открытия новых для себя законов, правил и т.д., поскольку самостоятельное исследование требует больше времени, чем восприятие объяснения учителя.

В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей и о реализации стандарта, значение терминов «проектная и исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля научной новизны исследований и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования. Руководитель детской исследовательской работы должен отдавать себе отчет в смещении целей проводимой работы при введении подобных требований. Учебное исследование отличается от научного тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний. Однако, если говорить об ученических исследованиях узкоприкладного, экспериментального характера, то результаты вполне могут нести в себе и определенную объективную новизну. [2]

Формы задания при исследовательском методе обучения могут быть различными. Это или задания, поддающиеся быстрому решению в классе, дома, или задания, требующие целого урока, домашние задания на определенный срок.

Факультативные занятия, курсы по выбору и элективные курсы предполагают углубленное изучение предмета, дают большие возможности для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Проведение нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или проекта. Это может быть урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчет, урок изобретательства, урок — рассказ об ученых, урок — защита исследовательского проекта и т.д.

Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение учебных исследований в рамках данных мероприятий. Это — учебно-исследовательские работы, проекты; участие в конкурсах районного, городского, всероссийского, международного уровней; олимпиадные задания для школьников исследовательского характера; статьи, форумы, конференции, посвященные учебно-исследовательской деятельности школьников. [3]

На лицо – «разовость», бессистемность выполнения каких-либо исследований и никакой речи о формировании исследовательской культуры учащегося здесь не может идти. Но мы должны всем детям привить навыки и умения исследовательской культуры, а не одному-двум, выбранным нами, одаренным детям. А значит, эта работа в школе должна быть системной, постоянной, и в ней должны участвовать все педагоги и задействованы не менее 90 % учащихся 5-11 классов.

Низкая материально-техническая учебно-воспитательного процесса (оснащение учебным оборудованием, ТСО, мультимедийным оборудованием; оборудование школьного методического кабинета; пополнение школьной библиотеки педагогической литературой, периодическими методическими изданиями). С такими проблемами можно столкнутся в сельской школе.

Как же решить их:

  • Во-первых, формирование и внедрение методических рекомендаций для учителей, выступающих в непривычной для себя роли – в качестве руководителей и консультантов ученических проектов и исследований, данные рекомендации способствуют повышению эффективности проблемно-ориентированного совершенствования профессиональной компетентности педагогов;
  • Во-вторых, создание и внедрение методических рекомендаций для учащихся, осуществляющих исследовательскую деятельность.
  • В-третьих, создание базы данных одаренных детей, желающих заниматься исследовательской деятельностью, базы данных учителей, работающих с одаренными детьми, базы данных исследовательских работ учащихся;
  • Внедрение в учебно-воспитательный процесс, в учебный план учебных и элективных курсов исследовательской направленности, как например «Юный исследователь» - для учащихся 1-4 классов, «Проектная деятельность» - 5,6 класс.
  • Применение различных видов диагностирования учащихся, педагогов, отражающего уровень исследовательской культуры, отношения к исследовательской деятельности, изучения затруднений учителей и учеников и т.д.

Сельская образовательная среда, в отличии от городской, имеет свои специфические особенности. Основными факторами, воздействующими на личность ребенка, здесь являются: специфика социально-экономических и культурно-бытовых условий семьи и населения, а также близость природы, локальность сельской среды, небольшое количество, малая плотность населения и его стабильность, большее, чем в городе, число многодетных и многопоколенных семей, неразвитость социальной инфраструктуры, низкий образовательный и культурный уровень населения, приверженность сельского человека как носителя крестьянской культуры предшествующих поколений к сельскохозяйственному труду. Но огромным плюсом сельского поселения я считаю огромное поле направлений для организации исследовательской деятельности. И именно учителя сельских школ должны выступать инициаторами и проводниками различных исследований родного края.

Но для большинства сельских школ характерно, что педагоги сами не имеют опыта исследовательской деятельности, не обладают исследовательской компетентностью и начинать формирование исследовательской культуры начинать надо именно с них. Какие на мой взгляд вижу пути привлечения и подготовки сельских педагогов к исследовательской деятельности:

1. Проблемные курсы повышения квалификации

2. Обучающие семинары для педагогов в рамках МО, РМО, проблемных творческих групп педагогов и т.д.

3. Научно-практические конференции – на районном уровне, в рамках Ассоциации, внутришкольные конференции, школьные Дни науки и т.д., которые дают опыт подготовки, проведения, представления и защиты исследования. Необходимо сделать такие конференции традиционными, массовыми, престижными и популярными не только на всероссийском и региональном, но и на муниципальном, межшкольном и школьном уровнях.

4. В условиях сельской школы исследовательскую деятельность эффективнее организовать на принципах горизонтальной и вертикальной интеграции. Горизонтальная интеграция – это взаимодействие с окружающим социумом: Домом культуры, библиотекой, школьным и районным краеведческим музеем, районным Домом детского творчества, со школами ближайшего окружения (в сети) и т.д. Вертикальная интеграция, предполагающая движение вперед – выход на научно-практические конференции регионального, российского и международного уровней. Интеграция общего, профильного предпрофильного и дополнительного образования на основе исследовательской деятельности не только способствует значительному повышению мотиваций школьников на поиск и приобретение знаний и созданию определенных учебных компетенций, но и ведет к инновационному развитию школы в целом.

Подводя итог вышесказанному, я хочу привести слова Джона Коттона Дана (1856-1929 г.), основателя и президента Ассоциации специальных библиотек США: «Тот, кто берется учить других, сам никогда не должен прекращать учиться».

22.04.2016 21:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!