СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация исследовательской деятельности с использованием сетевых ресурсов на уроках МБОУ СОШ №3 городского округа город ВолгореченскИз опыта работы школьного клуба "Эколог"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жить – это значит узнавать,

Жить – это значит мечтать широко и привольно,

Жить – это значит творить, трудясь без устали,

С неисчерпаемым вдохновением!

Д.И. Менделеев

В современном мире, где происходят глубокие изменения во всех сферах жизнедеятельности, сформировался социальный запрос, связанный с воспитанием и развитием компетентной личности, способной действовать осмысленно, ориентируясь в постоянно меняющемся окружающем мире.

Мы считаем, что для формирования такой личности необходимо использовать в процессе обучения современные педагогические технологии. Богатейшие возможности для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях предоставляет использование информационно – коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ на занятиях в нашей школе используется давно. Это позволяет, интенсифицировать деятельность учителя и учащегося; помогает изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных химических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования; представлять в удобном для изучения масштабе различные процессы, проводить лабораторные работы в условиях имитации реального опыта или эксперимента.

Компьютер в состоянии заменить основную часть наглядных пособий и моделей (они порой бывают слишком объёмными и громоздкими, особенно по органической химии, к тому же количество пособий не всегда достаточно для обеспечения всех учеников).

При организации практических работ компьютер становится эффективным помощником. Например, при изучении токсичных веществ (бензол, галогены и др.) виртуальный мир даёт возможность проводить химический эксперимент без риска для здоровья учащихся. Использование личных страничек на учительских бесплатных сайтах для получения дополнительной информации по теме урока, разгадывание кроссворда увеличивает познавательную активность учащихся, позволяет им больше узнавать, расширять свой кругозор и получать хорошие итоговые оценки по предмету. Обычными стали компьютерный контроль знаний, использование электронных учебников, в том числе и электронных учебно- методических комплексов, создание собственных электронных презентаций и пособий к урокам.

Новые информационные технологии открывают совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и коммуникаций. Они направлены на достижение следующих целей:

- формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей; - максимальное усвоение учебного материала; - формирование исследовательских умений, умений самостоятельно принимать оптимальные решения. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Для этого используются формы индивидуальные работы по конкретным предметам. Исследовательскими проектами наша школа занимается давно. В 1995 году в нашей школе было создано ШНОУ (школьное научное общество учащихся). В этом обществе учащиеся школы под руководством опытных педагогов готовили проекты сначала по информатике и математике, затем к ним присоединились биологи и экологи. Для этого в основном использовалась система дополнительного образования по информатике и биологии (кружки и факультативы).

Исследовательские работы по информатике можно разделить на 3 больших блока: 1. Доклады (рефераты)

2.Проекты, связанные с использованием языка (системы) программирования.

3.Проекты с применением новых информационных технологий (презентации, web-дизайн, flash- технологии).

Ребята на кружках и факультативах, элективных курсах вместе с учителем готовят дидактический материал по различным предметам, обучающие программы, сайты о школе и школьной деятельности, для администрации базу данных и т.д. Как пример: проект «База данных муниципальной средней общеобразовательной школы №3(Смирнов Сергей ). Такие проекты помогают учащимся ориентироваться в мире профессий, помогают правильно сделать выбор. Все они имеют практическую направленность. Создание web-страниц не только интересное занятие, но полезное и актуальное. Большая часть работы выполняется дома, так как требует большого объёма разового компьютерного времени. Учитель информатики выступает здесь в роли консультанта и наставника. Такая работа требует от ученика большой самостоятельности, хорошей подготовленности во владении компьютерными технологиями. Именно в такой работе ученик проявляет свои творческие способности, художественный вкус, оригинальность в преподнесении материала. Эту работу можно сравнить с созданием рекламного ролика. Ученик практически рекламирует представленную миру информацию. Так как web-сайт становится доступным для любого пользователя ИНТЕРНЕТА, то на разработчиков ложится очень большая ответственность. Эту ответственность за себя и за школу ученики уже хорошо понимают. Поэтому здесь проявляется нравственно – этический воспитательный аспект. В 2001 году ученики Кочнев Дмитрий и Салий Олег приняли участие в конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» с веб - сайтом «Интерактивный музей» получили поощрительный диплом. Следующие работы : «Интерактивный кабинет информатики», сайт « Журнал парад идей» Авторы Алябина Екатерина и Большаков Александр, Хахулин Кирил стали уже призёрами конференции. Призёрами и победителя конференции «Шаг в будущее» в своё время становились Хахулин Кирил, Лясова Дарья, Красовский Сергей. Проект по информатике Маянцева Кирила занял 2 место на Всероссийском этапе конференции «Шаг в будущее» в Москве работа «Анимация в графике», а работа Скобелевой Юлии получила там же поощрительный диплом работа «Мир чисел в этюдах». Вообще призёрами всероссийского этапа конференции «Шаг в будущее» наши дети были не однажды. Проекты по технологии и дизайну под руководством учителя Бинедер Ю.В. трижды участвовали во Всероссийском этапе в Москве. Это говорит о высоком уровне работ наших учащихся. Итоги исследовательских работ ежегодно подводятся на школьных научно практических конференциях в конце года. Работа с сетевыми ресурсами не исчерпываеися работой над исследовательскими проектами. В 2009-2010 учебном году учащиеся нашей школы приняли участие в 2 Интернет - уроке «Всероссийский урок информатики», участники:

группа учащихся 11-х классов, учитель информатики Хахулина И.Н. (Второй Интернет – урок «Безопасность детей в сети Интернет»;

Группа учащихся 9 –х классов приняла участие в уроке «Web- кафе») Ещё одно направление использования сетевых ресурсов это участие в виртуальных олимпиадах.

О них хочется рассказать отдельно. Несколько лет подряд мы принимали участие в виртуальных олимпиадах по математике, информатике и физике «Карусель». Неоднократно призёром этой олимпиады по математике становился выпускник нашей школы Маянцев Кирилл. Во Всероссийской виртуальной интернет викторине «Эрудит» по биологии наша команда «Архимеды» вошла в пятёрку лучших команд и получила поощрительный диплом.

Результаты других виртуальных олимпиад выглядят таким образом: Всероссийская олимпиада Интернет-карусель по информатике(9классы-команда «Byte») -8 место из 160 команд-2007год, всероссийская Интернет-карусель по алгоритмике (9классы-команда «МОУСОШ3») 6 место из 108 команд-2007год. Все ребята получили грамоты.

Отдельно хочу рассказать об экологическом направлении в работе ШНОУ.

В 2001году секция преобразовалась в клуб «Эколог», которому в прошлом году исполнилось 10 лет. Основная деятельность клуба исследовательско - просветительская. Формы работы: лекции и семинары, игры, практические занятия по топографии, камеральная работа, экскурсии, экспедиции, обучение методикам исследования, мастер классы, консультации - в том числе и преподавателей вузов, защита проектов, ярмарки, практическая деятельность, летний школьный профильный лагерь. Исследования ведутся по нескольким направлениям: ботаника, зоология, гидробиология, химическая экология и экодизайн. Первоначально нам большую помощь оказали методисты областной станции юных натуралистов. Ознакомили нас с самыми простыми методиками выполнения полевых исследований. Но мы развивались, интересы наши расширялись, знаний не хватало. Большим подспорьем стал для нас интернет. Темы работ, дополнительный материал по теме, методики исследований мы находили на различных сайтах. Кто вёл исследования по биологии и экологии - тот знает, какой проблемой является нехватка определителей. Я использовала любую возможность, чтобы восполнить их недостаток. Множество определителей я взяла в интернете. С прекрасным описанием, доступным ключом и иллюстрациями: определители стрекоз, божьих коровок, растений семейства сложноцветные и т.д. - эти определители были использованы нами для написания исследовательских работ типа «Изучение многообразие семейства божьих коровок окрестностей города Волгореченска» и др. Много определителей-атласов я скачала с сайта Дарвиновского музея. Но главным в исследовательской деятельности, всегда было обучение различным методикам исследования. И такие сайты тоже есть.

Один из них – ГЛОБАЛЛАБ. Его название расшифровывается как глобальная школьная лаборатория для обучения основам исследовательской деятельности. Рассчитан на 1 год. Предусматривает несколько обязательных совместных исследовательских проектов, результаты которых должны быть выложены в интернете. Проект может осуществляться как в урочное, так и во внеурочное время. Глобаллаб предоставляет школам организационную структуру для обсуждения исследований, проведенных школьниками, площадку для обмена опытом педагогов, методические материалы для проведения исследования.

В ГлобалЛаб могут участвовать не только отдельные классы, но со временем и школы в целом. Эффективнее всего ГлобаЛаб работает в тех школах, где формируются команды из учителей разных дисциплин, включая не только естественнонаучные, но и язык, и информатику. Для проведения занятия необходимо оборудование для выхода в ИНТЕРНЕТ и видеокамера. Основная часть проектов ГлобалЛаб согласуется с большинством утвержденных программ и учебников, но в связи с установкой на развитие межпредметных связей допускается использование дополнительного (сверх программы) материала и возможность опережающего освоения отдельных тем школьной программы. В ГлобалЛаб представлены различные вспомогательные материалы для учащихся 5-6 классов. На школу, отправившей заявку на участие в проекте ГЛОБАЛлаб высылаются инструктивные письма с описанием методики выполнения работы, которая проводится на выбранных пробных площадках. Нам пришло несколько таких писем и мы приняли участие в видеозанятии по теме «Почва», прослушали комментарии и обсуждение всего происходящего. Свои отчёты мы не посылали и не выкладывали в интернет, потому что наш клуб имеет несколько иное направление деятельности и несколько другие задачи. И участвуют у нас в исследовании дети старшего возраста, 7-8 класс. Мы переросли этот сайт. Он больше подходят для тех, кто только начинает заниматься исследовательскими проектами и тех, кто работает с 5-6 классами. Хотя некоторые нюансы обучения исследовательской деятельности: как обучение формулированию и обоснованию прогнозов, я взяла себе на вооружение.

У нашего клуба тесно налажена связь с ВУЗАМИ. К нам приезжали консультировать ребят преподаватели КГСХА, КГУ, КТУ, лесоопытной станции. По мере развития икт эти отношения перешли на несколько иной уровень. Помощь стала поступать через интернет дистанционно. Так при выполнении нескольких исследовательских проектов, необходимо было установить зависимость степени поражаемости растения грибами паразитами от температуры воздуха - но у нас не было такой программы. Полученный процент поражения мы отсылали по электронной почте. Их обрабатывали в КГСХА на компьютере со специальной программой и пересылали нам по электронной почте. А мы полученные данные анализировали и строили выводы. Рецензии на работу учащегося мы тоже получаем через интернет по электронной почте. Конечно же, это сразу сказалось на наших результатах.

Особенно хочется отметить выпускницу нашей школы Денисову Екатерину с её работой «Создание модели развития мучнистой росы акации древовидной». Ею завоёваны все возможные призовые места в конкурсах областного уровня. В том числе поощрительный диплом и диплом за 2 место в конференции молодых исследователей «Шаг в будущее».

Впервые наше направление приняло участие в конференции в 2001 году и сразу же трое участников получили диплом 3 степени: это Шолыганов Андрей, Хусаинов Роман и Киконков Игорь. Работа называлась «Экологический паспорт школы №3», вторая работа получила возможность напечататься «Грибы трутовики - грибы паразиты». Затем были другие работы и другие призовые места- всего 18 поощрительных и призовых дипломов. Другие конкурсы регионального уровня то же были очень «урожайны» на дипломы. Рекордсменом по количеству призовых мест стал для нас конкурс «Человек, природа, будущее…» организатор Дом природы.

30 дипломов преимущественно 1 степени. «Без истоков нет реки» -6 дипломов и конкурс «Подрост» - 2 диплома. Причём, Акинин Максим стал участником Всероссийского этапа этого конкурса - делал стендовый доклад по теме «Изучение свойств подстилок смешанного леса». Кроме того, наша школа принимает участие в форуме международного уровня «Зелёная планета»

В 2006 году в этом форуме приняли участие:

17 стран

76 регионов России,

2476 детских коллектива

23572 школьника

Диплом 3 степени получила учащаяся нашей школы Кубасова Мария

  1. в номинации исследовательский проект. Её работа называлась «Изучение насекомых разрушителей грибов трутовиков». За 10 лет членами клуба стали 163 человека, учащиеся всех трёх школ города. Написано 93 исследовательских проекта по экологии. 67 проекта приняли участие в различных конкурсах: муниципальных, региональных, всероссийских и международных. 58 получили поощрительные и призовые дипломы. Направление экодизайн у нас в школе курирует учитель ИЗО Кубарь Л.А. Проекты её подопечных неоднократно становились призёрами региональных конкурсов. На уроках ИЗО учащиеся изучают основы предметно-средового дизайна, применяют знания по геометрии, биологии, экологии и черчению; учатся выполнять эскизы бытовых предметов, ювелирных украшений и мебели. После уроков ребята занимаются проектной деятельностью на кружках и летнем профильном пришкольном лагере «Эколог». Уровень проектных работ очень высок. Вы можете в этом сами убедиться. Ежегодно количество призовых мест в данном направлении не уменьшается. Наши дизайнеры тоже пользовались помощью ИКТ и сетевыми ресурсами. Так в 2008 году они приняли участие в заочном областном конкурсе компьютерного рисунка «Новогодняя открытка» организатор Областной центр детского юношеского технического творчества. Диплом 3 место получила Чиговская Анастасия 10а класс ученица нашей школы.

Вывод:

Таким образом, реализация метода проектов и исследовательского метода на практике с использованием сетевых ресурсов ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Это стимулирует познавательную активность учащихся, повышает уровень знаний, способствует самоопределению личности. И это сотрудничество учитель – ученик и ученик – учитель, приносит неплохие результаты.

Категория: Биология
27.09.2019 21:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!