СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание собственного опыта работы по гражданскому воспитанию тема «Гражданское воспитание детей с умственной отсталостью через организацию внеурочной деятельности с целью их успешной социальной адаптации в обществе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Министерство образования Красноярского края Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение «Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства» Описание собственного опыта работы по гражданскому воспитанию тема «Гражданское воспитание детей с умственной отсталостью через организацию внеурочной деятельности с целью их успешной социальной адаптации в обществе» Мастер производственного обучения: Калайда Светлана Анатольевна г.Канск, 2016 г. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…” К.Д. Ушинский В современном мире интеграция детей с умственной отсталостью в массовые образовательные учреждения – это глобальный общественный процесс, затрагивающий все высокоразвитые страны. Его основой является готовность общества и государства переосмыслить всю систему отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья с целью реализации их прав на предоставление равных с другими возможностями в разных областях жизни, включая и образование. В современном российском обществе наблюдается стабильное сокращение числа трудоспособного населения и сохраняется тенденция ухудшения его качественного состава на фоне роста числа детей с умственной отсталостью. Поэтому развитие социального потенциала таких детей, их активное участие в жизни общества могли бы способствовать дальнейшему развитию экономики страны. Решение проблемы социализации детей с умственной отсталостью является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей вхождения такого ребёнка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности. Особая роль отводится образованию, которое несет коррекционно-воспитательную функцию и направлено на коррекцию или компенсацию тех или иных нарушенных функций. Освоение профессии детьми с умственной отсталостью является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Для этого необходимо создание такой учебно-воспитательной среды, которая поможет таким учащимся успешно социализироваться в обществе, почувствовать значимость не только полученной профессии, но и себя как личности с высокими нравственными, морально-психологическими и деятельностными качествами. Положительный опыт моей профессиональной деятельности с детьми, имеющих отклонения в умственном развитии, позволяет утверждать, что для успешной социальной адаптации таких обучающихся необходимо организовать особенную образовательную среду, в которой учебно-воспитательный процесс будет носить коррекционно-развивающую и социально-реабилитационную функции. Для меня, как для мастера производственного обучения по профессии «Швея», это означает выбор и оптимальное сочетание, а затем и использование, таких педагогических методов и приемов обучения, которые позволили бы компенсировать у детей нарушения развития, помогли бы сформировать обобщенные, общеучебные и трудовые знания, умения и навыки. На пути поиска такого оптимального сочетания методов и приемов обучения я столкнулась с трудностью: девушек можно научить кроить, научить шить, а вот понимание значения своего труда, полезности своей профессии и как вытекающее из этого ощущения себя реализованной и нужной обществу и государству личностью, с помощью одних только методов и приемов обучения сформировать невозможно. Поэтому в своей профессиональной деятельности я особое место отвожу гражданскому воспитанию, так как через формирование ценностного отношения к России, своему народу, отечественному культурно-историческому наследию, народным традициям, опыта гражданской позиции, у обучающихся будет происходить постепенное осознание значимости своей личности, нужности выбранной профессии, воспитание патриотизма, гражданского долга, ответственности за судьбу Отечества, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Приобретение обучающимися с умственной отсталостью таких моделей поведения и будет являться одним из условий их дальнейшей успешной адаптации в современном обществе. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время с целью обеспечения дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью, организации их свободного времени. Таким образом, уже несколько лет моей ведущей педагогической идеей и темой самообразования является тема «Гражданское воспитание детей с умственной отсталостью через организацию внеурочной деятельности с целью их успешной социальной адаптации в обществе». Цель профессиональной деятельности: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого ребенка с умственной отсталостью, создание воспитывающей среды, обеспечивающей гражданско-патриотическое воспитание учащихся. Основные задачи: - коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития учащихся с умственной отсталостью с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, - расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта; - расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и общеобразовательной организации, - укрепление доверия к другим людям; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им. - формирование опыта реализации гражданской, патриотической позиции, представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, -приобретение обучающимися представлений и знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), - развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата, - формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям, - формирование умений, навыков социального общения людей. Для достижения поставленной цели и задач мной была разработана программа по воспитательной работе для группы обучающихся с умственной отсталостью по профессии «Швея». В программе прописаны основные направления и формы организации внеурочной деятельности по гражданскому воспитанию моих слушателей. Формы организации внеурочной деятельности: кружок, праздники, волонтерское движение, конкурсы, беседы, культпоходы в библиотеку, театр, фестивали, игры (сюжетно-ролевые, деловые) и т.д. В системе своей профессиональной деятельности я выделяю кружок как ведущую форму организации внеурочной деятельности с детьми. Программой кружка «Лоскутная мозаика» (Приложение 1) предусмотрена организация целенаправленной работы по формированию патриотического и гражданского воспитания учащихся с умственной отсталостью. При реализации программы кружка учитываются индивидуальные психофизические, интеллектуальные и социальные особенности обучающихся, им предлагается самостоятельно выбрать не только вид деятельности, которым будут они заниматься, но и выбрать, с кем бы они хотели вместе заниматься творчеством. Так как детям с умственными отклонениями свойственна слабость внутренних побуждений, несамостоятельность, то работая в паре, они не только побуждают друг друга к выполнению задания, но и учатся работать в коллективе, уважать чужое мнение, помогать решать и преодолевать проблемы совместно, находить пути решения путем проб и ошибок и, конечно же, повышать свою гражданскую позицию, для активного включения в самостоятельную жизнь. Понятие «патриотизм» включает в себя бережное отношение к истории нашего народа, к его корням, обычаям. На занятиях кружка дети знакомятся не только с историей развития лоскутной мозаики в России, но и в других странах, с различной техникой выполнения картин из «лоскутков». Приобщая обучающихся к мировой культуре, я говорю о значимости народных обычаев и обрядов всех народностей, населяющих Красноярский край. Это способствует пробуждению интереса к народному творчеству, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней вдохновению на создание предметов декоративно – прикладного искусства. Выставка работ обучающихся, родителей и педагогов, приуроченная к различным праздникам, обычно поражает своим разнообразием: квилинг, флористика, аппликации, вышивка, лоскутное шитье, лепка, тестопластика. Ежегодно мои воспитанники участвуют в различных конкурсах и выставках декоративного-прикладного творчества: участие в 2014 г. с работами Жумариной Л. «Рожденная водой», Михайловой А. «Жу-жу-жу, жу-жу-жу, вам пыльцу и мед вожу», Улиско М. «Лапушки» в 10-й Зональной выставки декоративно-прикладного и технического творчества среди образовательных организаций Восточной группы районов Красноярского края «Культура. Жизнь. Будущее», результат: призеры; участие в 2015 г. с работами Фоминой Н. «Мой четвероногий друг», Желанской К. «Зайка-зазнайка» в XVIII Краевой выставки изобразительного творчества обучающихся и работников профессионального образования «Я вхожу в мир искусств», результат: диплом III степени (Приложение 2,3) Воспитание гражданственности и патриотизма невозможно представить без участия слушателей в создании картин, посвященных Великой Отечественной войне. В стране нет ни одной семьи, которой бы не коснулась эта тема. Чтобы найти сюжет картины и показать страдания, боль утраты и уверенность в победе, девушки просмотрели много фильмов о Великой Отечественной войне, было долгое обсуждение, было много воспоминаний о войне, которые они слушали от своих родственников. Особенно взволновал художественный фильм о молодых девушках, которым было столько же лет, как и моим слушателеям – в результате появилась картина «У войны не женское лицо», автор Кольцова Виктория (Приложение 3) В рамках сотрудничества с пансионатом для граждан пожилого возраста и инвалидов «Кедр» города Канска обучающимися в годовщину Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в торжественной обстановке была подарена пансионату работа «У войны не женское лицо». Мои дети– частые гости в пансионате «Кедр»: уборка территории, общение с пожилыми людьми и инвалидами на различных мероприятиях и праздниках. Такое сотрудничество плодотворно влияет на нравственное самосознание личности ребенка, формированию положительного отношения к базовым общественным ценностям (семья, здоровье, труд, социальная солидарность, гражданственность, патриотизм, религия, искусство, природа), формированию умений и навыков социального общения людей. Интерес девушек к знакомству с историей моды позволил выделить еще одно направление деятельности нашего кружка – это разработка и изготовление игольниц в виде манекена. Девушки решили показать яркие образы и разнообразие стилей в одежде, различные формы, а главное показать красоту и женственность, ведь женщина является хранительницей семейного очага, воспитывает у подрастающего поколения традиционные и семейные ценности, чувство патриотизма и любви к Родине. Сшитые игольницы были подарены детскому саду «Ромашка» г.Канска, где мои слушатели являются участниками волонтерского отряда «Радость» и участвуют в организации различных детских праздников, помогают убирать территорию. (Благодарственное письмо за активное сотрудничество волонтерскому отряду «Радость» от МБДОУ №34) (Приложение 2) Участие в таком сотрудничестве позволяет у обучающихся с умственными отклонениями формировать положительный опыт реализации гражданской и патриотической позиции. Также, изучая и анализируя историю подростковой одежды в России, обучающимися была разработана научно-исследовательская работа «Внешний вид студента как показатель его культуры» с которой моя обучающаяся Ковалева Регина участвовала в 2015 г в XII Всероссийских с международным участием Далевских чтениях, результат: диплом I степени (Приложение 2) Программа кружка, по которой я работаю, ориентирована не только на гражданское воспитание девушек – любви к Родине, уважения к законности и правопорядку, но и на побуждение у девочек изначально женской области деятельности, ориентацию их на семью, домашний уют, воспитание детей. Кроме этого, не секрет, что в сложной экономической обстановке умение шить может стать неплохим подспорьем в домашнем хозяйстве. Показателем эффективности гражданско-патриотического воспитания на основе культурно-исторических традиций является развитие у детей с умственными отклонениями социальной активности, которая формируется через другую форму внеурочной деятельности: участие в разнообразных творческих конкурсах. Обучающиеся моей группы принимают активное участие во внеурочной деятельности образовательного учреждения. Это участие в различных конкурсах патриотической и гражданской направленности. Например, в 2013 году в рамках фестиваля «Я вхожу в мир искусств» моя группа заняла 1 место в конкурсе классных часов по теме «Казак Луганский» (открытый классный час, посвященный творчеству В.Даля); девушки ежегодно участвуют в конкурсе патриотической песни, посвященной празднику победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг., где являются дипломантами II – 2014 г. и III – 2015 г. степени; в 2015 г стали дипломантами III степени в Краевом конкурсе «С песней по жизни» (Приложение 2) Участие во внеурочной деятельности позволяет развивать у обучающихся с умственными отклонениями трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении результатов, расширять представление учащегося о мире и о себе, расширять круг общения, выводить обучающегося за пределы семьи и общеобразовательной организации, укреплять доверие к другим людям, развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, уметь понимать других людей и сопереживать им. Большое значение придаю формированию у обучающихся элементарных знаний о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о возможном участии граждан в общественном управлении, о правах и обязанностях гражданина России. Мной систематически проводятся классные часы по соответствующей тематике «Символика РФ», «Нам есть что помнить и есть что беречь». Участвуем в различных играх и конкурсах правового содержания: игра-квест «Путешествие в страну «Правотворчество» (благодарственно письмо) (Приложение 2), ток-шоу в ЦГБ им. А.П. Чехова «Патриотизм: знак вопроса», общетехникумовские мероприятия, посвященные знаменательным датам («День народного единства», «День Конституции Российской Федерации» и т.д.). Сформированная мной воспитывающая среда, обеспечивающая гражданское воспитание обучающихся с умственными отклонениями, позволяет расширять представление ребенка о мире и о себе, формировать у данной категории детей необходимый для жизни в обществе социальный опыт, расширять круг общения, выход обучающегося за пределы семьи и общеобразовательной организации, формировать положительное отношение к базовым общественным ценностям.
10.03.2016 06:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!