СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обзор нормативно-правового обеспечения организации и проведения профориентационной работы. Часть 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вообще же, единственный документ, в котором можно найти непосредственное определение профессиональной ориентации и связанных с ней понятий, – это «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» [12].

Профессиональная ориентация определяется в нем как «обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально – экономической ситуации на рынке труда» [12; п. 1.1].

Отмечается, что «Профессиональная ориентация в соединении с подготовкой молодежи к труду в условиях рыночной экономики, формированием у подрастающего поколения соответствующих мотиваций к труду, осознанному планированию и выбору рода будущей профессиональной деятельности и формы занятости с учетом личных интересов, состояния здоровья, индивидуальных особенностей и склонностей каждого, а также требований профессий и рынка труда является одной из основных задач образовательных учреждений всех типов, входит в круг обязанностей их педагогических коллективов» [12; п. 6.4].

Декларируется, что профессиональная ориентация представляет собой государственную систему, «совокупность государственных органов, организаций и учреждений, деятельность которых направлена на развитие образования, воспитания, профессиональной ориентации, занятости, здравоохранения и социально-психологической защиты граждан» [12; прг. 4].

В этом документе также приводятся цели профориентационной работы: - обеспечение «социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений»;

- достижение «сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда»;

- прогнозирование «профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности»;

- содействие «непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния» [12; п. 1.3].

Очень кратко в этом документе перечисляются и основные методы профориентационной работы:

- «информирование – индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации);

- психологическое и медицинское консультирование;

- психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика;

- различные педагогические методы» [12; п. 1.4].

Формы профориентационной работы не приводятся вообще.

Стоит отдельно отметить, что при перечислении компетенций в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, профессиональным образовательным организациям отводится роль по проведению «профессионального отбора (подбора) поступающих на обучение с учетом показателей профессиональной пригодности и прогнозируемой успешности освоения профессии, специальности, усиления мотивации к выбранному профилю и адаптации к будущей профессии [12; п. 6.6]. Проводить же «системную, квалифицированную и комплексную профориентационную работу», согласно этому документу должны «образовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) и специальные (коррекционные) учреждения для учащихся с отклонениями в развитии совместно с организациями здравоохранения» [12; п. 6.4].

Таким образом, краткий анализ данного Положения показывает необходимость его переработки с учетом новых реалий экономической и общественной жизни нашей страны и возросшей роли учреждений СПО в профориентационной работе.

Важной правовой базой для организации профориентационной работы является также Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, разработанная в Центре профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования» [13]. Концепция была разработана на базе более раннего документа 2012 года с целью «определить и обосновать научнометодические и организационно-методические основы» особой политики государства в области сопровождения профессионального самоопределения [13; ст. 2].

Важным является понимание необходимости создания «единой профориентационной среды, а также развитие качества трудовой деятельности и трудовой среды в целом» на всех уровнях: в семье, школе, образовательных учреждениях, в СМИ, в государственных специализированных организациях – Центров профориентации и др. различного подчинения в некоторых субъектах федерации [13; ст. 3, 4].

Источники:

12. Российская Федерация. Правительство. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации : Постановление Минтрудсоцразвития России № 1 : подписано 27 сентября 1996 г. : Зарегистрировано в Министерстве юстиции 31 октября 1996 г., регистрационный № 1186 // Гарант. – URL : http://base.garant.ru/136694/ (дата обращения : 17.04.2021). – Текст : электронный.

13. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования 2015 г. / Центр профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования». В. И. Блинов, И. С. Сергеев, при участии Е. В. Зачесовой, Е. Ю. Есениной, И. В. Кузнецовой, П. Н. Новикова, Н. С. Пряжникова, Г. В. Резапкиной, Н. Ф. Родичева, А. Г. Серебрякова, О. В. Яценко. – М., 2015. – 53 с. – URL : http://yar-edudep.ru/files/soprovozhdenie/soprovojdenie.pdf (дата обращения : 15.03.2021). – Текст : электронный.

Категория: Всем учителям
09.06.2021 00:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!