СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Обучение изобразительному искусству в МБОУ СОШ №9 в 5- 9 классах осуществляется по рабочим (авторским) программам:
Учителя многих школ Южно-Сахалинска отдают предпочтение программе «Изобразительное искусство» 5-9 классы, разработанной под руководством Б. М. Неменского. Этот выбор обоснован тем, что долгие годы велась планомерная работа по учебно-методическому сопровождению этой программы. С этого учебного года наша школа приступила к апробации учебника 5 класса по интегрированной программе авторского коллектива Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской, Е. С. Медковой (Алгоритм успеха).
К настоящему времени сложились и действуют на практике несколько основных направлений обучения изобразительному искусству. Каждое из них имеет свои цели, свое содержание, свою структуру, свои специфические методы обучения. Довольно часто эти методы тесно переплетены с формами художественно-творческой деятельности и объединены схожими названиями и реализуется через свою программу.
Основные направления обучения изобразительному искусству
Программа, её основные идеи |
||
Программа «Изобразительное искусство» под редакцией Б. М. Неменского. |
Интегрированная программа «Изобразительное искусство» авторского коллектива Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской, Е. С. Медковой |
|
В начале 70-х годов проблемной группой НИИ художественного воспитания под руководством народного художника РСФСР Б. М. Неменского была разработана целостная система введения в художественную культуру и главная идея концепции - формирование художественной культуры учащихся как неотемлемой части духовной культуры. |
Программа опирается на базовые положения научной школы Б. П. Юсова. Эта концепция целостного подхода к обучению и воспитанию, разработана в конце 60-х — начале 70-х гг. заведующим лабораторией НИИ художественного воспитания профессором Б. П. Юсовым. Ее основная идея — «понимание, переживание и посильное создание художественного образа учащимися». В программе учтены современные тенденции в области художественного образования школьников, изменения в культурной жизни России за последние десятилетия, новые формы в искусстве. Учащийся основной школы не столько зритель, слушатель и наблюдатель, сколько деятель, испытатель, творец |
|
Принципы обучения и подходы обучения |
||
|
||
Закон художественного уподобления (педагогическая драматургия, ролевая игра). Принцип освоения вживанием (принцип целостности и неспешности эмоционального освоения) Принцип постоянства связи с жизнью. Принцип опоры на апогей (характерность, исключительность) явления в искусстве. Принцип единства формы и содержания (художественного образа и техники исполнения) в процессе обучения. Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков. |
Характерные признаки полихудожественного подхода и развивающего обучения: духовное возвышение учащихся; увлеченность процессом творчества; живое общение с искусством; освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира; опора на региональный компонент художественной культуры; реализация полихудожественного интегрированного подхода; сенсорное насыщение представлений школьников, обогащение чувств и ощущений; раскрытие разных сторон жизни искусства; активное творчество школьников. Единство обучения и художественного творчества. |
|
Методическая основа преподавания |
||
Целостность программы обеспечивают определённые методы: метод педагогической драматургии; метод поэтапных открытий, т. е. четкого вычленения тем каждого урока и их неповторимость; метод единства восприятия и созидания (практической работы) на каждом уроке; метод обобщающих уроков; метод широких ассоциаций; метод привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей; метод внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой деятельности; метод отчетных уроков; метод оформления работами учеников интерьера школы, класса и даже улицы (витрины) и праздников; метод свободы в системе ограничений; метод диалогичности; метод сравнений; метод коллективных и групповых работ. |
Опора на практическую деятельность школьника и доведение её результатов до уровня творчества. Живое общение с ребенком с учетом его возрастных особенностей и творческой самореализации. Применение методов проблемного обучения Развитие наглядно-образного мышления учащихся. Проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства. Преподавание искусства как эстетического явления в тесной связи с ролью искусства в жизни Активизация проектных, пространственных, композиционных, аналитических форм мышления В программе выделены три направления развития учащихся, которые реализуются в конкретных видах деятельности и одинаково важны на любом уроке 1.Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. 2.Развитие фантазии и воображения. 3.Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) |
В содержании учебника для 5 класса раскрываются представления учащихся о взаимодействии человека, природы и культуры как единого целого и отображение этого в творчестве художника. Существенную часть данного года обучения составляет материал по освоению средств художественной выразительности изобразительного искусства и архитектуры, в том числе, передача объема и перспективы. Акцент сделан на искусство Древней Греции, мифологию, этнос, традиционное народное искусство России, былины и сказания, которые являются базой для развития искусства.
Учебник представляет собой многофункциональную учебную книгу, в которой органично пересекаются три основополагающие линии: собственно учебник, позволяющий ученику самостоятельно овладеть основами изобразительного искусства; книга по искусству (содержит тщательно подобранный иллюстративный материал, в том числе работы учащихся и произведения художников); книга для чтения (дан интересный, посильный для возраста познавательно-информационный материал). Учебник активно приобщают школьников к системным занятиям искусством не только в классе, но и дома, формируют интерес к изобразительному искусству и желание самим выполнять творческую работу.
Проектирование плана и хода урока изобразительного искусства
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
Название этапа, затрачиваемое время |
||
|
|
|
Пример урока
5 класс
Ермолинская, Е. А. Изобразительное искусство: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е. А.Ермолинская, Е. С. Медкова, Л. Г. Савенкова; [под ред. Л. Г. Савенковой]. – М.: Вентана – Граф, 2013. – 208 с.: ил.
Тема урока: Скульптура Древней Греции
Творческое задание: Создание скульптуры победителей спортивных состязаний
Цели: организовать деятельность учащихся, способствующую формированию универсальных учебных действий, а также, достижению следующих результатов:
Личностных – развитие интереса и уважительного отношения к истории и культуре других народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение.
Метапредметные – овладение способами ведения коллективной творческой работы; умение договариваться, распределять функции и роли в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Предметные – формирование представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно- нравственном развитии; использование в собственных творческих работах разнообразия фантазий, форм, объемов.
Задачи
Образовательные: познакомить с новым понятием «Канон»; формировать представления о построении фигуры человека по канону; учить анализировать пропорции фигуры человека
Развивающие: развивать образное и пространственное мышление, память Воспитательные: расширять кругозор, интерес к скульптуре Древней Греции
Опорные понятия, термины: скульптура, канон, ракурс
Зрительный ряд: Кора в пеплосе, Дельфийский возничий [С. 60], Портик кариатид храма Эрехтейон. Афины, одна из кариатид [С. 61], Капитолийский боксер, Мальчик вынимающий занозу, Древнегреческая скульптура лучника и современная реконструкция его росписи [С. 62] Мирон. Дискобол, «Мосхофор» (носитель теленка) [С. 63]
Оборудование для учащихся: бумага, ножницы, клей, пластилин, стеки.
Технологическая карта урока.
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1.Организационный этап (1 мин.) |
||
Проверка готовности учащихся к уроку |
Проверяют наличие материалов и инструментов |
Регулятивные УУД Самооценка готовности к уроку |
2.Мотивационный этап (2 мин.) |
||
- Предлагает послушать миф о создании людей Прометеем. Дает представление греков о работе скульптора, прославление красоты человека. [С. 60] - Постановка задачи |
Слушают
Определяют задачу творческой деятельности |
Регулятивные УУД Организация внимания
|
3. Передача новых знаний. (8 мин) |
||
|
||
Предлагает рассмотреть фотографии скульптур [С. 60-61] Что для древних ваятелей было главным в их творчестве? Каким должен быть идеал человека? |
Рассматривают и находят общие черты в скульптурах людей Древней Греции. (Осанка, особенности одежды). Отвечают на вопросы. |
Личностные УУД развитие эстетических чувств на основе знакомства со скульптурами Древней Греции |
Обращает внимание на выразительные средства скульптуры: форма, пропорции, соотношение частей, динамика и пластика |
Рассматривают скульптуры [С. 62-63] Какую скульптуру интересно рассматривать с разных точек зрения? Какая скульптура самая динамичная? |
|
|
||
Впервые искомый идеал был найден скульптором Поликлетом. Путем измерений людей он составил свой «канон» |
Запоминают новый термин «Канон» – закон, свод правил и отвечают на вопрос: что позволяет скульптору создать красивую статую человека? |
Предметное УД Ознакомление с греческими канонами изображения человека. Освоение нового понятия «канон» |
Знакомит с пропорциями фигуры человека. Ноги занимают половину высоты фигуры. |
Дети стоя отмечают ключевые точки, изучая пропорции на себе |
|
Бедро и голень по длине равны. В каждой из них высота головы помещается по 2 раза. |
Сгибают ногу |
|
Длина стопы равна высоте головы. |
||
Длина кисти равна лицевой части головы |
Прикладывают кисть руки к лицу |
|
Руки короче ног и тоньше. Опущенные вдоль тела руки заканчиваются на середине бедра, а локоть располагается напротив талии. |
Сравнивают. Сгибают руки, фиксируют на талии |
|
4.Организация многократного выполнения деятельности по усвоению нового знания |
||
Творческая мастерская. Задание 1 (4-5 мин.) |
||
Предлагает определить, на какие геометрические фигуры похожи части тела статуэтки «Мосхофора» [С. 63] |
В технике аппликации из геометрических фигур создают фигуру человека в движении [С. 64] |
Предметное УД Умение передавать пропорции, соотношение частей, динамику в изображении |
Творческая мастерская. Задание 2 (2-3 мин.) |
||
Показ способов лепки фигуры человека из пластилина по греческим канонам способом отсечения всего лишнего |
Изучают советы художника [С. 65] Создают скульптуру Коры, взяв за образец древнегреческие статуи |
Предметное УД Осознание, способов создания скульптуры |
5.Контрольный этап. Самостоятельная творческая работа (20-23 мин.) |
||
Показ оригинальных работ. Похвала детей |
Выполняют скульптуру атлета, победителя в каком-нибудь виде спорта |
Предметное УД Умение владеть скульптурными инструментами и материалом. Умение поэтапно создавать фигуру человека |
Предлагает создать из вылепленных фигур коллективные композиции |
Объединяются в группы. Выполняют коллективную композицию |
Коммуникативные УУД Умение участвовать в диалоге и договариваться Личностные УУД Отработка навыков самостоятельной и групповой работы |
6.Побуждение учащихся к контролю степени усвоения нового знания (4-5 мин.) |
||
Почему древнегреческая скульптура стала идеалом для подражания в творчестве художников других поколений? Что принято считать единицей измерения пропорций фигуры человека? Назовите основные идеальные пропорции фигуры человека. Выделите скульпторы детей с идеальными пропорциями человека и применением в работе динамики и пластики |
Отвечают на вопросы. Оценивают работы одноклассников, отмечают пропорциональные скульптуры и использование в скульптуре выразительных средств |
Предметное УД Освоение новых понятий. Познавательные УУД владение умением и навыками в анализе работ Коммуникативные УУД Умение участвовать в диалоге, доказательно высказывать свое мнение, |
|
© 2019, Ларюшина Елена Юрьевна 788