СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение изобразительному искусству в 5- 9 классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение изобразительному искусству в МБОУ СОШ №9 в 5- 9 классах осуществляется по рабочим (авторским) программам:

  1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских].– М.: Просвещение, 2011.
  2. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 5-8(9) классы / [Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская, Е. С. Медкова], - М.: Вентана-Граф, 2013.

Учителя многих школ Южно-Сахалинска отдают предпочтение программе «Изобразительное искусство» 5-9 классы, разработанной под руководством Б. М. Неменского. Этот выбор обоснован тем, что долгие годы велась планомерная работа по учебно-методическому сопровождению этой программы. С этого учебного года наша школа приступила к апробации учебника 5 класса по интегрированной программе авторского коллектива Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской, Е. С. Медковой (Алгоритм успеха).

К настоящему времени сложились и действуют на практике несколько основных направлений обучения изобразительному искусству. Каждое из них имеет свои цели, свое содержание, свою структуру, свои специфические методы обучения. Довольно часто эти методы тесно переплетены с формами художественно-творческой деятельности и объединены схожими названиями и реализуется через свою программу.

Основные направления обучения изобразительному искусству

Программа, её основные идеи

Программа «Изобразительное искусство» под редакцией Б. М. Неменского.

Интегрированная программа «Изобразительное искусство» авторского коллектива Л. Г. Савенковой,

Е. А. Ермолинской, Е. С. Медковой

В начале 70-х годов проблемной группой НИИ художественного воспитания под руководством народного художника РСФСР Б. М. Неменского была разработана целостная система введения в художественную культуру и главная идея концепции - формирование художественной культуры учащихся как неотемлемой части духовной культуры.

Программа опирается на базовые положения научной школы Б. П. Юсова. Эта концепция целостного подхода к обучению и воспитанию, разработана в конце 60-х — начале 70-х гг. заведующим лабораторией НИИ художественного воспитания профессором Б. П. Юсовым. Ее основная идея — «понимание, переживание и посильное создание художественного образа учащимися».

В программе

учтены современные тенденции в области художественного образования школьников, изменения в культурной жизни России за последние десятилетия, новые формы в искусстве.

Учащийся основной школы не столько зритель, слушатель и наблюдатель, сколько деятель, испытатель, творец

Принципы обучения и подходы обучения

Программа «Изобразительное искусство» под редакцией Б. М. Неменского.

Интегрированная программа «Изобразительное искусство» авторского коллектива Л. Г. Савенковой,

Е. А. Ермолинской, Е. С. Медковой

Закон художественного уподобления (педагогическая драматургия, ролевая игра).

Принцип освоения вживанием (принцип целостности и неспешности эмоционального освоения)

Принцип постоянства связи с жизнью.

Принцип опоры на апогей (характерность, исключительность) явления в искусстве.

Принцип единства формы и содержания (художественного образа и техники исполнения) в процессе обучения.

Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков.

Характерные признаки полихудожественного подхода и развивающего обучения:

духовное возвышение учащихся;

увлеченность процессом творчества;

живое общение с искусством;

освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира;

опора на региональный компонент художественной культуры;

реализация полихудожественного интегрированного подхода;

сенсорное насыщение представлений школьников, обогащение чувств и ощущений;

раскрытие разных сторон жизни искусства;

активное творчество школьников. Единство обучения и художественного творчества.

Методическая основа преподавания

Целостность программы обеспечивают определённые методы:

метод педагогической драматургии;

метод поэтапных открытий, т. е. четкого вычленения тем каждого урока и их неповторимость;

метод единства восприятия и созидания (практической работы) на каждом уроке;

метод обобщающих уроков;

метод широких ассоциаций;

метод привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей;

метод внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой деятельности;

метод отчетных уроков;

метод оформления работами учеников интерьера школы, класса и даже улицы (витрины) и праздников;

метод свободы в системе ограничений;

метод диалогичности;

метод сравнений;

метод коллективных и групповых работ.

Опора на практическую деятельность школьника и доведение её результатов до уровня творчества.

Живое общение с ребенком с учетом его возрастных особенностей и творческой самореализации.

Применение методов проблемного обучения

Развитие наглядно-образного мышления учащихся.

Проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства.

Преподавание искусства как эстетического явления в тесной связи с ролью искусства в жизни

Активизация проектных, пространственных, композиционных, аналитических форм мышления

В программе выделены три направления развития учащихся, которые реализуются в конкретных видах деятельности и одинаково важны на любом уроке

1.Развитие дифференцированного зрения:

перевод наблюдаемого в художественную форму. 2.Развитие фантазии и воображения.

3.Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)

В содержании учебника для 5 класса раскрываются представления учащихся о взаимодействии человека, природы и культуры как единого целого и отображение этого в творчестве художника. Существенную часть данного года обучения составляет материал по освоению средств художественной выразительности изобразительного искусства и архитектуры, в том числе, передача объема и перспективы. Акцент сделан на искусство Древней Греции, мифологию, этнос, традиционное народное искусство России, былины и сказания, которые являются базой для развития искусства.

Учебник представляет собой многофункциональную учебную книгу, в которой органично пересекаются три основополагающие линии: собственно учебник, позволяющий ученику самостоятельно овладеть основами изобразительного искусства; книга по искусству (содержит тщательно подобранный иллюстративный материал, в том числе работы учащихся и произведения художников); книга для чтения (дан интересный, посильный для возраста познавательно-информационный материал). Учебник активно приобщают школьников к системным занятиям искусством не только в классе, но и дома, формируют интерес к изобразительному искусству и желание самим выполнять творческую работу.

Проектирование плана и хода урока изобразительного искусства

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Название этапа, затрачиваемое время

Пример урока

5 класс

Ермолинская, Е. А. Изобразительное искусство: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е. А.Ермолинская, Е. С. Медкова, Л. Г. Савенкова; [под ред. Л. Г. Савенковой]. – М.: Вентана – Граф, 2013. – 208 с.: ил.

Тема урока: Скульптура Древней Греции

Творческое задание: Создание скульптуры победителей спортивных состязаний

Цели: организовать деятельность учащихся, способствующую формированию универсальных учебных действий, а также, достижению следующих результатов:

Личностных – развитие интереса и уважительного отношения к истории и культуре других народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение.

Метапредметные – овладение способами ведения коллективной творческой работы; умение договариваться, распределять функции и роли в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Предметные – формирование представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно- нравственном развитии; использование в собственных творческих работах разнообразия фантазий, форм, объемов.

Задачи

Образовательные: познакомить с новым понятием «Канон»; формировать представления о построении фигуры человека по канону; учить анализировать пропорции фигуры человека

Развивающие: развивать образное и пространственное мышление, память Воспитательные: расширять кругозор, интерес к скульптуре Древней Греции

Опорные понятия, термины: скульптура, канон, ракурс

Зрительный ряд: Кора в пеплосе, Дельфийский возничий [С. 60], Портик кариатид храма Эрехтейон. Афины, одна из кариатид [С. 61], Капитолийский боксер, Мальчик вынимающий занозу, Древнегреческая скульптура лучника и современная реконструкция его росписи [С. 62] Мирон. Дискобол, «Мосхофор» (носитель теленка) [С. 63]

Оборудование для учащихся: бумага, ножницы, клей, пластилин, стеки.

Технологическая карта урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный этап (1 мин.)

Проверка готовности учащихся к уроку

Проверяют наличие материалов и инструментов

Регулятивные УУД

Самооценка готовности к уроку

2.Мотивационный этап (2 мин.)

- Предлагает послушать

миф о создании людей Прометеем. Дает представление греков о работе скульптора, прославление красоты человека. [С. 60]

- Постановка задачи

Слушают

Определяют задачу творческой деятельности

Регулятивные УУД

Организация внимания

3. Передача новых знаний. (8 мин)

  1. Работа с учебником (4мин.)

Предлагает рассмотреть фотографии скульптур [С. 60-61]

Что для древних ваятелей было главным в их творчестве?

Каким должен быть идеал человека?

Рассматривают и находят общие черты в скульптурах людей Древней Греции. (Осанка, особенности одежды).

Отвечают на вопросы.

Личностные УУД

развитие эстетических чувств на основе знакомства со скульптурами Древней Греции

Обращает внимание на выразительные средства скульптуры: форма, пропорции, соотношение частей, динамика и пластика

Рассматривают скульптуры [С. 62-63]

Какую скульптуру интересно рассматривать с разных точек зрения?

Какая скульптура самая динамичная?

  1. Изучение пропорций (7 мин.)

Впервые искомый идеал был найден скульптором Поликлетом. Путем измерений людей он составил свой «канон»

Запоминают новый термин «Канон» – закон, свод правил и отвечают на вопрос: что позволяет скульптору создать красивую статую человека?

Предметное УД

Ознакомление с греческими канонами изображения человека.

Освоение нового понятия «канон»

Знакомит с пропорциями фигуры человека.

Ноги занимают половину высоты фигуры.

Дети стоя отмечают ключевые точки, изучая пропорции на себе

Бедро и голень по длине равны. В каждой из них высота головы помещается по 2 раза.

Сгибают ногу

Длина стопы равна высоте головы.

Длина кисти равна лицевой части головы

Прикладывают кисть руки к лицу

Руки короче ног и тоньше. Опущенные вдоль тела руки заканчиваются на середине бедра, а локоть располагается напротив талии.

Сравнивают.

Сгибают руки, фиксируют на талии

4.Организация многократного выполнения деятельности по усвоению нового знания

Творческая мастерская. Задание 1 (4-5 мин.)

Предлагает определить, на какие геометрические фигуры похожи части тела статуэтки «Мосхофора» [С. 63]

В технике аппликации из геометрических фигур создают фигуру человека в движении [С. 64]

Предметное УД

Умение передавать пропорции, соотношение частей, динамику в изображении

Творческая мастерская. Задание 2 (2-3 мин.)

Показ способов лепки фигуры человека из пластилина по греческим канонам способом отсечения всего лишнего

Изучают советы художника [С. 65]

Создают скульптуру Коры, взяв за образец древнегреческие статуи

Предметное УД

Осознание, способов создания скульптуры

5.Контрольный этап. Самостоятельная творческая работа (20-23 мин.)

Показ оригинальных работ.

Похвала детей

Выполняют скульптуру атлета, победителя в каком-нибудь виде спорта

Предметное УД

Умение владеть скульптурными инструментами и материалом. Умение поэтапно создавать фигуру человека

Предлагает создать из вылепленных фигур коллективные композиции

Объединяются в группы. Выполняют коллективную композицию

Коммуникативные УУД

Умение участвовать в диалоге и договариваться

Личностные УУД

Отработка навыков самостоятельной и групповой работы

6.Побуждение учащихся к контролю степени усвоения нового знания (4-5 мин.)

Почему древнегреческая скульптура стала идеалом для подражания в творчестве художников других поколений?

Что принято считать единицей измерения пропорций фигуры человека?

Назовите основные идеальные пропорции фигуры человека.

Выделите скульпторы детей с идеальными пропорциями человека и применением в работе динамики и пластики

Отвечают на вопросы.

Оценивают работы одноклассников, отмечают пропорциональные скульптуры и использование в скульптуре выразительных средств

Предметное УД

Освоение новых понятий.

Познавательные УУД

владение умением и навыками в анализе работ

Коммуникативные УУД

Умение участвовать в диалоге, доказательно высказывать свое мнение,

  1. Уборка рабочего места (1-2 мин.)

Категория: ИЗО
21.06.2019 03:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!