СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образы его картин известны даже людям, никогда не слышавшим его имени

Нажмите, чтобы узнать подробности

21 ноября

Образы его картин известны даже людям, никогда не слышавшим его имени. Человек в котелке перед зеркалом, видящий собственное отражение со спины. Бесчисленные господа в котелках, падающие как капли дождя с безоблачного неба. Горящие тромбоны, окаменевшие фрукты, люди с рыбьими хвостами и птичьими головами.

В этот день неподалеку от Брюсселя родился Рене Магритт (1898-1967).

Цитата из "Дневника живописи" Оксаны Копенкиной:

"В искусстве Рене Магритта нет ни капли позёрства. Он не «интересничает» со зрителем с помощью своих загадочных картин. Вместо этого он настоятельно призывает думать.

Картина, приятная для глаз, не является искусством для Магритта. Она для него совершенно пуста. Сегодня энциклопедии определяют Магритта, как выдающегося сюрреалиста. Мастеру это наверняка бы не понравилось. Он сторонился психоанализа и недолюбливал Фрейда. Разорвав однажды творческие узы с Андре Бреттоном (теоретиком сюрреализма), он запретил когда бы то ни было называть себя сюрреалистом.

Он стал первооткрывателем магического реализма. Магритт вообще был вольным художником, не готовым расстаться со своей свободой во имя признания. Поэтому писал только то, что для него имело значение.

Рене появился на свет 21 ноября 1898 года в городе Лессине (Бельгия). Спустя короткое время на свет появились ещё три брата.

Счастливое детство закончилось для будущего художника в 14 лет. В 1912 году его мать утопилась в реке. Видя, как горожане вытаскивают безжизненное тело матери, юный Рене пытался понять причину произошедшего. Он всегда верил в силу мысли. Нужно только очень постараться, и тогда разум найдёт ответы.

Сегодня искусствоведы спорят о влиянии на живописца трагедии детства. Некоторые считают, что именно под эгидой этой драмы появилась серия картин с изображением русалок. Правда у Магритта – русалки наоборот: с рыбьим верхом и человеческим низом, как на картине “Коллективное изобретение”.

Другие же, не отрицая влияния этой мрачной страницы биографии, всё же склонны видеть природу таланта в самой личности художника. Он был настоящий фантазёр. Придумывал невиданные игры и развлечения. Но романтический склад ума Рене был чужд его братьям. Им так и не удалось стать родными людьми.

А вот по-настоящему близким человеком для него стала его супруга, Жоржетта Бергер. Они познакомились ещё подростками. И случайно встретившись в ботаническом саду уже взрослыми людьми, никогда более не расставались. Жоржетта была его музой и лучшим другом. Магритт посвятил ей не одно своё полотно, а она ему – всю свою жизнь.

Только одна история омрачила их семейную жизнь. Через 13 лет брака Магритт увлёкся другой женщиной. Жоржетта отомстила ему, закрутив роман с его другом. Они жили порознь 5 лет. Именно в этот период почему-то Магритт написал вот этот портрет Жоржетты (в галерее). Этот портрет особенно похож на открытку. Такая открыточность свойственна почти всем картинам Магритта.

В 1940 году супруги вновь воссоединились. И уже не расставались. После смерти мужа Жоржетта вспоминала, что до сих пор, глядя на его картины, она разговаривает с ним и часто спорит.

Магритт не хотел воплощать свою любовь, как некое клише. В стремлении добраться до сути этого чувства, он создаёт полотно «Влюблённые». На ней лица молодых людей обёрнуты в простыни. Эта работа поражает своей анонимностью. Мы не видим лиц героев. Такая обезличенность была свойственна почти всем работам художника.

Даже если на лицах не было покрывала, черты лица загораживал обыденный предмет. Например, яблоко на картине “Сын человеческий”.

В 1918 году юноша закончил Королевскую Академию изящных искусств. Выйдя за порог «альма-матер», стал мучительно искать средства к существованию. Пойти против своей идеи, подстроившись под вкусы публики, он не мог. Поэтому устроился в мастерскую, занимающуюся росписью обоев.

Печальнее противоречия трудно представить: художник, который более всего пытался запечатлеть мысль, был вынужден рисовать цветочки на обоях. Но Рене продолжал писать в свободное время. Героями его картин становятся обыденные предметы. Вернее идеи, спрятанные за ними.

Существует серия картин-отрицаний, где художник нарочно рисует, например, трубку и оставляет подпись: «Это не трубка». Привлекая тем самым внимание к тому, что находится за привычной оболочкой предмета.

Каждая картина Магритта – это остроумная самостоятельная история. Компоненты полотна не растекаются, не деформируются. Они реалистичны и узнаваемы. Но в композиционной совокупности образуют какую-то совершенно новую мысль. Мастер утверждал, что в каждую его картину «зашит» особый смысл. Никакого бестолкового нагромождения.

В 1927 году открывается первая выставка Рене, которая не имеет успеха у критиков. И чета Магриттов уезжает в Париж, столицу авангардного искусства. После недолгого сотрудничества с кружком Бреттона, художник избирает свой путь и быстро добивается успеха. Современники вспоминают, что Рене отличался от всех художников. У него никогда не было своей мастерской. А в доме, где Магритт жил, не было характерного для живописца беспорядка. Магритт говорил, что краска создана для того, чтобы наносить её на холст, а не размазывать по полу. Впрочем, такими же “чистыми” и даже суховатыми были его картины. Чёткие линии, идеальные формы. Предельный реализм, переходящий в иллюзию. Как на картине “Условия человеческого существования”.

С наступлением войны, Магритт начал писать картины, не свойственные своему стилю. Периодом “Ренуара” назовут это время искусствоведы. Рене считал, что это его гражданский долг, писать жизнеутверждающие образы, давая зрителю надежду. Голубь мира с хвостом из цветов – яркий пример «военного» искусства Магритта.

После войны Магритт снова вернулся к привычной стилистике, много размышляя на тему смерти и жизни. Достаточно вспомнить его пародии на известные картины других художников, где всех героев он заменил гробами. Вот так в магриттовской интерпретации выглядит картина Эдуарда Мане “Балкон” (в галерее). Магритт признаёт величие смерти перед мыслью. Этих людей, реальных людей, когда-то позирующих Эдуарду Мане, уже нет в живых. И все их мысли навсегда ушли в небытие.

Но удалось ли Магритту обмануть смерть? Его жена Жоржетта утверждала, что да! Он жив в своих картинах, в загадках-ребусах, которая каждая несёт в себе. И призывая зрителя найти свой ответ.

После смерти художника от рака поджелудочной железы в 1967 году, Жоржетта до конца своих дней хранила нетронутым всё, что принадлежало талантливому супругу – кисти, палитру, краски. А на мольберте всё также стояла неоконченная картина “Империя света”.

https://www.arts-dnevnik.ru/rene-magritt/

21.11.2023 20:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!