СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Образовательное пространство как фактор социализации младшего школьника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 557 Невского района Санкт-Петербурга

Конференция «Инновации, методики, практики в воспитании».

Тема доклада: «Образовательное пространство как фактор социализации младшего школьника»

Подготовила

учитель начальных классов

Е. Д. Папуш

Санкт-Петербург

2021 год

оглавление

Тенденции углубления социальных аспектов современного образования......1

Компоненты педагогической характеристики процесса социализации в начальной школе 2

Инновации в воспитании способствующие социализации …………………….....3

Из опыта работы. Класс и сценарии социализации младших школьников….....4

Литература для самообразования………………………………………………......5

Тенденции углубления социальных аспектов современного образования

В настоящее время в России происходят серьезные изменения во многих областях наук, и в том числе в педагогической науке. Современная педагогика уточняет свой предмет и включает в него процесс социализации. Научный интерес к процессу социализации не только как к явлению социально-психологическому, но и как к педагогическому — не чья-то научная инициатива, а настоятельная реальность.

Общество побуждает современную педагогику серьезно обратиться к проблемам социализации, — возрастание значимости индивидуально-личностного начала во всех проявлениях жизни современного человека.

В процессе социализации и социальной адаптации человек приобретает свою яркость, необычность, индивидуальность, примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Что дает возможность проявить себя.

Социализация — это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на отдельные этапы, каждый из которых решает конкретные задачи для формирования уровней развития познавательных, эмоциональных, волевых компонентов. Исходя из этого, можно выделить следующие стадии социального развития личности учащегося:

детство - социализация индивида, выражающаяся в овладении нормами социальной жизни

отрочество - индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности «быть личностью»

юность - интеграция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития

Таким образом, задачей социализации младшего школьника является овладение нормами социальной жизни, подготовки его к обучению в основной школе.

Компоненты педагогической характеристики процесса социализации в начальной школе

В соответствии со ФГОС, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников и Примерная программа воспитания и социализации обучающихся являются основой для формирования структуры основной образовательной программы начального общего образования.

Начальную школу неправомерно рассматривать лишь как подготовительный, элементарный концентр базового образования, как некую «школу грамотности». У нее свои значительные, и довольно специфичные, социализирующие и воспитательные функции: в это время ребенок формирует образ своей личности, учится понимать самого себя, определяет свои возможности, строит новые отношения со сверстниками и взрослыми. От степени реализации таких важных функций зависит личностное становление ребенка в средней школе.

Считаю, что нам, учителям начальной школы необходимо не столько готовить детей к требованиям школы, сколько саму школу приспособить к нуждам ребенка и специфике его социального становления. Школьный класс для младшего школьника действительно «микросоциум», вторая по значимости после семьи среда социальных отношений. Именно в масштабе этого микросоциума возможна его самореализация, самоутверждение, получение опыта общественной деятельности и ответственности.

Социализация ученика реализуется только в единстве обучающей, развивающей и воспитывающей деятельности педагога. И, как и любое начало, в первую очередь с учителя. Моя философия заключается в том, что ребенок не пустой сосуд, который мы должны наполнить, и не «чистая доска», как принято считать, а то, что человеческая природа бесконечно многообразна, пластична, внутренне неуловима, а потому незавершенность — едва ли не главная характеристика личностного совершенствования и самого процесса образования, воспитания и социализации. Я признаю за ребенком право быть самим собой: иметь собственный, прямо не зависимый от процесса обучения социальный опыт, самоопределяться в культуре, обнаруживать свою индивидуальность в среде взрослых и сверстников, осознавать свою жизнь как ценность, испытывать потребность выразить себя и искать для этого социально приемлемые средства.

Инновации в воспитании способствующие социализации

Как часто улыбается учитель. Улыбкой ли он встречает ребят, их родителей, своих коллег, да и учеников с других классов? Учитель — это объект для подражания, следовательно, на нас лежит огромная ответственность: дружелюбие, приветливость, как первый шаг, я готов к общению!

Сценарий модели социализации в нашем классе строится как система содержательного, организационного, коммуникативного, личностно-позиционного и прогностического сюжета. Я пытаюсь использовать «социальный опыт» детей в совместной творческой деятельности в таких формах, которые способствуют их сотрудничеству, — групповую исследовательскую работу, театрализацию, ролевые игры, совместные поисковые проекты. Я пытаюсь не дать созреть одному из самых болезненных состояний взросления, когда дети не доверяют миру взрослых, не ладят с миром ровесников в школе и обособляются от социума

Здесь же возникает необходимость применять инновационные Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяющие получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.

В своей практике я использую такие технологи, как

Социальное проектирование - особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение.

Целью социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования- формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность, навыки командной работы.

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ (метод конкретных ситуаций) – технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы. Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.

Цели, достигаемые при использовании кейс-технологии:

1. Интеллектуальное развитие обучаемых.

2. Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций.

3. Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.

4. Формирование готовности к оценке и принятию решений.

5. Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов.

6. Развитие коммуникативных навыков.

И другие инновационные воспитательные технологии, которые лежат в основе развития новой воспитательной системы

  • коллективное творческое дело
  • информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиатека)
  • нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон)
  • социальное проектирование
  • организационно-деятельностные игры (ОДИ)
  • технология исследовательской деятельности
  • технология проектов
  • технология дидактической игры
  • здоровьесберегающая технология
  • личностно- ориентированная технология
  • экологообразовательная
  • кейс – технологии
  • арт-технологии
  • шоу- технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН)
  • групповая проблемная работа (разработка проектов)
  • диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)
  • диалог «педагог- воспитанник»
  • тренинг общения
  • «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)

Из опыта работы. Класс и сценарии социализации младших школьников

Встречая первоклассников, я определила для себя - эти дети живут здесь и сейчас, поэтому уже сейчас их жизнь должна быть наполнена, радостна и красива, и я обращаюсь к социальному опыту детей, к миру детских ценностей и интересов. Моя первичная задача обогатить детскую жизнь культурными достижениями, внести в нее организованное начало.

Исходя из собственного опыта, твердо убеждена, чтобы создать ребятам благоприятные условия в классе, который является «микросоциумом», необходимо организовать жизнь по правилам. Но, эти правила необходимо составить вместе. С первых дней первого класса мы устанавливаем такие взаимоотношения, при которых всем хорошо и комфортно в классе, когда дети учатся, как обращаться друг к другу и не обижать друг друга, слушать и понимать мнение одноклассников, дружить. В результате у нас появились Главные правила нашего класса, которые будут сопровождать ребят всю жизнь.

  1. Главное правило Хаммурапи «относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»
  2. Каждый имеет право на ошибку
  3. Не нарушай, конституционные права других, получать образование
  4. больше улыбайся - от улыбки станет жизнь светлей
  5. правила партнерства:

умей слушать других

не перебивай, выслушай

мы обращаемся друг к другу по именам

мнение твоего товарища тоже может быть правильным – учись его внимательно слушать

делай добро, помогай товарищу, делись своими знаниями

учись терпению: поссорился – помирись

если виноват, учись просить прощение, умей сам прощать.

Детям в младшем школьном возрасте очень важно играть. Игра – это обособление детей от взрослого социума. это скорее замещение малопонятных и далеких для них областей социальной жизни игрой. «проигрывать» те поведенческие модели, которые они уже освоили на с воем социальном опыте и здесь тоже устанавливаем правила

1 не нарушай правил игры

2 Используй слова Давай дружить

3 Давай играть вместе

4 Возьмите меня в игру

И надо сказать, что дети легко следуют этим правилам - ведь составлены они практически ими, а не взрослыми, они не вызывают у них чувства протеста. Таким образом, формируются коммуникативные умения, лежащие в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали)
  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать)
  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение)

Но внутренняя свобода и гражданская ответственность не могут прямо проистекать из совокупности знаний и благородных примеров.

Уже в школьные годы ребенок призван осваивать определенный объем программного материала, решить определенное количество учебных задач, но оптимальный путь в этом образовательном «море» он должен выбрать сам. Каждый ученик, даже младший школьник, — всегда носитель своего собственного образа жизни: он сам вступает во взаимодействие с окружающим миром природы, культуры, информации, с людьми. Поэтому смысл детства вовсе не в подготовке к будущей взрослой жизни, «скроенной» по нашим сегодняшним несовершенным образцам, а в полноценном проживании этого времени.

Литература для самообразования

1. Амонашвили Ш. А. Педагогическая Симфония. М., 2002.

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 2001.

3. Котова И. Б., Шиянов Е. И. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997.

4. Матурана У., Варела Ф. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания / Пер. с англ. М., 2001.

5. Психология воспитания / Под ред. В. А. Петровского. М., 1995.

6. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2000.

7. Темина С. Ю. Воспитание развивающейся личности: истоки, искания, функционально-ролевые позиции. М., 2001.

8. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение / Пер. с нем. СПб., 2001.

9. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 2001.

10. Ясвин В. А. Образовательная среда

17.01.2022 18:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!