СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Информация об опыте
Меня заинтересовала проблема краеведческого воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. в современном обществе необходимо вырабатывать любовь к малой Родине. Поэтому я решила уделить внимание проблеме формирования у детей краеведческих знаний в процессе творческой деятельности. Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой мной признана организация познавательной и творческой деятельности дошкольников с использованием различного природного материала Сахалина. Данная деятельность позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместную творческую, продуктивную деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых.
Целью моего опыта является развитие краеведческих знаний Сахалина в процессе познавательной и творческой деятельности, а также определение наиболее эффективных условий для развития краеведческих знаний у детей дошкольного возраста.
Теоретическая база опыта
Педагогическую ценность воспитания ребёнка средствами природы подчёркивали такие великие педагоги как: Ж-Ж Руссо, Г.Песталоцци, Ф. Дистерверг.
Выдающиеся педагог В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего возраста.
В исследованиях Н.Н. Кондратьевой и Т.А. Марковой выявлено, что отношение детей к природе в результате освоения представлений о ней в целом носит положительный характер.
Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о взаимоотношении в этом мире?
Творчество – одно из важнейших средств для развития краеведческих знаний родного края у дошкольников. Творчество есть часть искусства. Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке.
При составлении плана реализации проекта «Сахалинская земля-Родина моя», автор использовала современные источники, изучала литературу по краеведческому воспитанию детей: Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир, В. Матова «Краеведение в детском саду», Николаева С.Н. «Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду», Рыжова Н. А. Программа «Наш дом – природа»: блок занятий «Я и природа».
С целью приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края я разработала долгосрочный проект «Сахалинская земля-Родина моя», через который знакомила детей с особенностями Сахалинской земли, закрепляя это знакомство посредством творческой деятельности с помощью различного природного материала острова (камни, морской песок, разнообразные ракушки, шишки, береста, мелкие коряги, засушенные сахалинские растения)
Цель проекта: прививать у дошкольников любовь к малой Родине – острову Сахалин.
Задачи:
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Дополнительные задачи
Тип проекта: долгосрочный, коллективный, познавательно-творческий.
Срок реализации проекта: 2016-2019 учебный годы.
Взаимодействие: педагоги, воспитанники и их родители.
Методы проекта:
Исследовательские: проблемные вопросы; наблюдения в природе.
Наглядные: использование ТСО; мультимедийные презентации; энциклопедии; наборы открыток; фотографии; тематические картинки; дидактические игры; рисунки и поделки детей.
Словесные: беседы; чтение литературы; консультации для родителей; объяснения; указания; словесные инструкции.
Проект рассчитан на средний и старший дошкольный возраст (4-7 лет).
Занятия проводятся по подгруппам по 6-8 человек один раз в неделю, во второй половине дня. В год проводятся 36 занятий. Продолжительность 20-30 минут (в зависимости от возраста детей).
Реализуя проект, использовались различные формы ознакомления дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Прежде всего, в беседах, в наблюдении за живой и неживой природой, в проведении опытов с природным материалом, в проведении игр природоведческого содержания, в просмотре видеофильмов и презентаций, чтение произведений художественной литературы сахалинских авторов, рассматривании карты, альбомов, открыток, в непрерывной образовательной деятельности, в экологических праздниках. Всё это обогащало и обобщало знания детей о природе, формировало познавательные умения, интерес и симпатии к миру природы.
В работе использовались различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, карт и глобуса, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение).
Формы занятий: групповые, индивидуальные, подгрупповые, интегрированные.
Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению проекта, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.
Деятельность в рамках проекта
Предварительный этап.
Планируемый результат
Работа с родителями:
Цель: привлечь родителей к мероприятиям, проводимым в группе.
Формы работы:
Результатом моей работы по краеведению является то, что у детей обогащены знания об истории, культуре и природе родного края. Итоговая деятельность, проведенная с детьми, показала, что уровень знаний детей о родном крае повысился. В процессе познания малой Родины дети учатся любить ее, любить и уважать людей, живущих рядом.
Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к родной природе, проявляют желание узнавать историю родного острова. У детей развилось умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес. В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию природы родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире.
Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме формирования краеведческих знаний. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей.
Таким образом, поставленные задачи были выполнены, у воспитанников сформирован достаточно полный объём знаний о родном крае, широкие знания о природе родного края, дети знакомы с традициями и бытом народов, проживающих на территории Сахалинской области.
© 2020, Селионова Нина Владимировна 515