СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта по теме: Формирование у детей дошкольного возраста краеведческих знаний в процессе познавательно - творческой деятельности «Сахалинская земля – Родина моя»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация об опыте

Меня заинтересовала проблема краеведческого воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. в современном обществе необходимо вырабатывать любовь к малой Родине. Поэтому я решила уделить внимание проблеме формирования у детей краеведческих знаний в процессе творческой деятельности. Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой мной признана организация познавательной и творческой деятельности дошкольников с использованием различного природного материала Сахалина. Данная деятельность позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместную творческую, продуктивную деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых.

Целью моего опыта является развитие краеведческих знаний Сахалина в процессе познавательной и творческой деятельности, а также определение наиболее эффективных условий для развития краеведческих знаний у детей дошкольного возраста.

Теоретическая база опыта

Педагогическую ценность воспитания ребёнка средствами природы подчёркивали такие великие педагоги как: Ж-Ж Руссо, Г.Песталоцци, Ф. Дистерверг.

Выдающиеся педагог В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего возраста.

В исследованиях Н.Н. Кондратьевой и Т.А. Марковой выявлено, что отношение детей к природе в результате освоения представлений о ней в целом носит положительный характер.[1]

Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о взаимоотношении в этом мире?

Чтобы достичь намеченных целей краеведческого воспитания, необходимо просветить ребёнка, дать ему минимальные знания об окружающей среде края, сформировать нравственные понятия, выработать у него навыки экологически грамотного поведения.

Творчество – одно из важнейших средств для развития краеведческих знаний родного края у дошкольников. Творчество есть часть искусства. Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке.

При составлении плана реализации проекта «Сахалинская земля-Родина моя», автор использовала современные источники, изучала литературу по краеведческому воспитанию детей: Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир, В. Матова «Краеведение в детском саду», Николаева С.Н. «Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду», Рыжова Н. А. Программа «Наш дом – природа»: блок занятий «Я и природа».

Новизна опыта заключается в том, что использование именно природного материала Сахалина в творческой деятельности открывает широкие возможности узнавать свой родной край лучше. Я заметила, что, совмещая познавательное и художественно-эстетическое развитие, лучше усваиваются знания и любовь к месту, где ты живёшь не только у детей, но и у взрослых. Многие жители Сахалина даже не догадываются, какими удивительными местами обогатила наш край Матушка –природа. При работе с детьми автоматически вовлекаются родители не только в процесс познания, но и в творчество. Узнав о красивейших местах острова, у них появляется желание посетить природные достопримечательности, собрать природный материал, характерный для определённого места и изготовить творческую поделку. Идёт реализация всех задач по краеведению: узнал, побывал, изготовил и полюбил. Свершилось единство природы и человека.

С целью приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края я разработала долгосрочный проект «Сахалинская земля-Родина моя», через который знакомила детей с особенностями Сахалинской земли, закрепляя это знакомство посредством творческой деятельности с помощью различного природного материала острова (камни, морской песок, разнообразные ракушки, шишки, береста, мелкие коряги, засушенные сахалинские растения)

Цель проекта: прививать у дошкольников любовь к малой Родине – острову Сахалин.

Задачи:

Образовательные

  • Дать краеведческие знания в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей.
  • Формировать представления у дошкольников о разнообразии животного и растительного мира Сахалина, познакомить детей с заповедными местами и Красной книгой Сахалинской области.

Развивающие

  • Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.
  • Развивать умение передавать свое отношение и чувства к родному краю в рисунках и поделках.
  • Развивать умение моделировать, фантазировать при создании творческих работ.
  • Обогащать словарный запас детей.

Воспитательные

  • Воспитывать любознательность и интерес к познанию родного края.
  • Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность.

Дополнительные задачи

  • Организовать взаимодействия с родителями по формированию краеведческого воспитания детей дошкольного возраста.
  • Сформировать проектирование развивающей предметно-пространственной среды по краеведческому воспитанию.

Тип проекта: долгосрочный, коллективный, познавательно-творческий.

Срок реализации проекта: 2016-2019 учебный годы.

Взаимодействие: педагоги, воспитанники и их родители.

Методы проекта:

Исследовательские: проблемные вопросы; наблюдения в природе.

Наглядные: использование ТСО; мультимедийные презентации; энциклопедии; наборы открыток; фотографии; тематические картинки; дидактические игры; рисунки и поделки детей.

Словесные: беседы; чтение литературы; консультации для родителей; объяснения; указания; словесные инструкции.

Проект рассчитан на средний и старший дошкольный возраст (4-7 лет).

Занятия проводятся по подгруппам по 6-8 человек один раз в неделю, во второй половине дня. В год проводятся 36 занятий. Продолжительность 20-30 минут (в зависимости от возраста детей).

Реализуя проект, использовались различные формы ознакомления дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Прежде всего, в беседах, в наблюдении за живой и неживой природой, в проведении опытов с природным материалом, в проведении игр природоведческого содержания, в просмотре видеофильмов и презентаций, чтение произведений художественной литературы сахалинских авторов, рассматривании карты, альбомов, открыток, в непрерывной образовательной деятельности, в экологических праздниках. Всё это обогащало и обобщало знания детей о природе, формировало познавательные умения, интерес и симпатии к миру природы.

В работе использовались различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, карт и глобуса, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение).

Формы занятий: групповые, индивидуальные, подгрупповые, интегрированные.

Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению проекта, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.

Деятельность в рамках проекта

Предварительный этап.

  1. Диагностика знаний детей о Сахалинской области
  2. Подбор литературы о Сахалинской области.
  3. Подбор наглядного материала (иллюстрации, видео, песни, фотографии, зарисовки),
  4. Подготовка картотек: животные Сахалина, достопримечательности природы Сахалина, ягоды Сахалина, краснокнижные животные Сахалина, морские жители Сахалина.
  5. Подготовка изобразительного и природного материала для продуктивной деятельности.

Планируемый результат

  • Формирование устойчивого интереса у детей к истории, культуре и природному богатству нашего края;
  • Наличие у детей представлений о крае, в котором он живёт, знает географическое расположение острова, природные ресурсы, растительный и животный мир;
  • Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;
  • Развитие творческих способностей детей, и формирование любви к природному наследию края.

Работа с родителями:

Цель: привлечь родителей к мероприятиям, проводимым в группе.

Формы работы:

  • Анкетирование по теме.
  • Познакомить родителей с проектом «Сахалинская земля – Родина моя»
  • Консультация на тему «Краеведческое воспитание».
  • Буклет «Природные достопримечательности Сахалинской земли» Оформление информационного уголка, фоторепортажи, индивидуальные консультации.
  • Рекомендация. Клуб "Бумеранг" в помощь всем, кто любит свою Малую Родину.

Результатом моей работы по краеведению является то, что у детей обогащены знания об истории, культуре и природе родного края. Итоговая деятельность, проведенная с детьми, показала, что уровень знаний детей о родном крае повысился. В процессе познания малой Родины дети учатся любить ее, любить и уважать людей, живущих рядом.

Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к родной природе, проявляют желание узнавать историю родного острова. У детей развилось умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес. В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию природы родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире.

Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме формирования краеведческих знаний. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей.

Таким образом, поставленные задачи были выполнены, у воспитанников сформирован достаточно полный объём знаний о родном крае, широкие знания о природе родного края, дети знакомы с традициями и бытом народов, проживающих на территории Сахалинской области.

[1] Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения/ Под ред. А.Г Гогоберидзе, О.В Солнцевой. –СПб.: Питер, 2016.-464 С. (с. 325)

01.06.2020 11:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!