СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта по подготовке выпускников к ЕГЭ и ОГЭ по математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я работаю в МБОУСОШ № 9 с 2012 года и с первого же дня я работаю над проблемой: «Подготовка выпускников 9 и 11 классов к ЕГЭ и ОГЭ по информатике и математике. Приходится работать одновременно и в 9, и в 11 классах по двум предметам, и готовить всех выпускников к итоговой аттестации.

Каждый школьник в процессе обучения должен иметь возможность получить полноценную подготовку к выпускным экзаменам, освоить тот объем знаний, умений и навыков, который необходим для успешной сдачи ОГЭ, ЕГЭ. Моя задача – научить всех учеников с учетом их возможностей и способностей. Это очень трудная и ответственная работа. Моя работа как учителя – предметника включает в себя:

-изучение нормативных документов по итоговой аттестации;

-изучение демовариантов КИМ и изменений в них;

-составление рабочих программ;

-своевременную корректировку КТП;

-проведение мониторинга КДР;

- индивидуальный и дифференцированный подход в обучении на уроках математики;

- работа со слабоуспевающими выпускниками

-работа с одарёнными детьми;

-ведение диагностических карт;

- проведение и учет посещения дополнительных и индивидуальных занятий;

-постоянную связь: администрация - учитель - классный руководитель - родитель – ученик.

Для успешной сдачи экзаменов учащийся должен быть подготовлен не только практически, но и психологически. Поэтому на своих уроках, выполняя типовые задания, подчеркиваю возможность их решения каждым учеником – ситуация успеха. На занятиях стараюсь создать атмосферу комфортности, взаимопонимания, доброжелательности. Стараюсь показать детям, что мы – единая команда и у нас общая цель – успешно сдать экзамен. Использую сотрудничество «учитель – ученик» и « ученик - ученик». На своих уроках я делаю установку на то, чтобы любой ребенок должен быть понят и услышан учителем и соучеником: учение должно проходить в атмосфере непринужденности, взаимопомощи.

Будучи молодым специалистом, было очень трудно определиться с методами подготовки, выбором технологий обучения. Но постепенно мною были выбраны, на мой взгляд, наиболее логичные и продуктивные принципы работы с выпускниками:

  1. Четкое знание теоретических вопросов.

Для этой цели мы с 5 класса систематически ведем тетради - теоретические справочники, в котором отражаем самые важные моменты изучаемой темы и приводим решение базовых заданий различного типа.

Это позволяет учащимся четко дифференцировать основные пункты того или иного раздела и в нужный момент вернуться к пройденному материалу за помощью как на уроке, так и дома. Я считаю, это не вредит, а только помогает, если ребенок сам может отыскать ответ на возникший вопрос. При проведении самостоятельных и контрольных работ справочником пользоваться запрещается.

  1. Устный счет как этап урока применяется в основном в начальной школе или в 5-6 классах, имея своей главной целью отработку вычислительных навыков. В связи с ЕГЭ и ГИА по математике возникает необходимость научить учащихся старших классов решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы. Многие вычислительные операции, которые мы имеем обыкновение записывать в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют этого. Можно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Если в 5-6 классах устный счет – это выполнение действий с числами: натуральные числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби, то в старших классах – это могут быть совершенно различные операции, навык выполнения которых надо довести до автоматизма.
  2. Отработка тематических блоков по принципу от простого к сложному.

С этой целью использую различные методы:

  • На уроке детям раздаю тренажеры из Открытого Банка заданий ЕГЭ и ОГЭ, которые мы все вместе решаем у доски и в справочнике с обсуждением непонятных моментов; оставшиеся задания остаются для самостоятельного решения дома.

Каждый такой следующий урок начинается с 10- минутной разноуровневой проверочной работы из 4-5 заданий, составленной выборочно из заданий того же тренажера. Это позволяет снять на уроке стресс и негативное отношение к такого вида работам, т.к. дети четко знают к чему необходимо подготовиться и ничего непосильного их не ожидает. Как правило, проверочные работы оцениваются сразу после написания при помощи ответов на демонстрационном экране, что помогает учащимся сразу же увидеть свои ошибки и обсудить их. Оценка – это особый стимул и цель каждого ученика.

  • Кроме тренажеров у каждого ребенка имеется сборник с заданиями для дополнительной тренировки с последующей проверкой.
  • Работая в компьютерном классе, мы имеем хорошую возможность отрабатывать темы с помощью онлайн-тестов на образовательных сайтах с последующей проверкой.

Основная цель этого принципа – отработка навыков решения заданий с одновременным контролем успешности, только в этом случае не исчезает интерес к уроку.

  1. Тренировочный
  • После отработки нескольких заданий мною составляются неполные варианты КИМов экзамена для того, чтобы учащиеся могли решить их в течение урока. Это позволяет уже проводить постепенную блоковую диагностику усвоения пройденного материала с занесением в диагностическую карту.
  • Во втором полугодии постепенно ввожу практику решения полных вариантов КИМов ЕГЭ части В как на уроке, так и дома.
  1. Временной

Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.

  1. Дифференцированный подход и работа с сильными

Любой класс не является однородным по составу. В нем собраны учащиеся с разным уровнем обучаемости, что на практике выражается в разном темпе овладения учебным материалом, а также в способности применять усвоенные знания и умения. Перед разными группами ставятся различные цели: одни ученики должны достичь базового уровня математической подготовки, а другие, проявляющие интерес к математике и обладающие математическими способностями, добиться более высоких результатов.

1 группа – учащиеся с низким темпом продвижения в обучении:

2 группа – учащиеся со средним темпом продвижения в обучении: овладение новыми знаниями и умениями не вызывает особых затруднений, способы выполнения типовых заданий усваивают после рассмотрения 2 – 3 образцов, решение измененных и усложненных задач находят, опираясь на указания учителя. Такие дети не могут сконцентрировать своё внимание и в работе могут допустить ошибки. Им необходимо систематическое повторение ранее усвоенного.

3 группа – учащиеся с высоким темпом продвижения в обучении: общие схемы выполнения типовых задач фактически усваивают в процессе их первичного объяснения, во многих случаях могут самостоятельно находить решения измененных и усложненных задач, предполагающих применение нескольких известных способов решения. В основе работы с этой группой лежит самостоятельность учащихся.

При изучении новой темы я работаю со всем классом. Использую Компьютер в демонстрационном и индивидуальном режиме: 1)при устном счете, когда в начале урока через мультимедиа-проектор проводится решение различных заданий; 2)при объяснении нового материала, когда учителем демонстрируется через мультимедиа-проектор новый материал; 3)при проверке домашнего задания через мультимедиа-проектор; 4)при контроле усвоения материала; 5)при работе над ошибками и т.д.

Но после первичного закрепления учащиеся приступают к дифференцируемой самостоятельной работе в группах. Мои ученики уже твёрдо уяснили, какие задания надо сделать на оценку 3, какие на 4, какие на 5, поэтому после объявления оценок вопросов не возникает.

  1. Контролирующий и наверное самый важный! Учащиеся должны понимать, что все, что они делают – не напрасно, что вся их работа будет оценена и от этого зависит их успех. Поэтому:
  • все домашние задания проверяю к каждому уроку и очень часто с занесением оценок в классный журнал. Выполнение домашнего задания – закон, который нельзя нарушать, наказание - оценка.
  • Тематические зачеты по теории и практике каждый раз после завершения темы
  • Ежеурочные 10-минутные проверочные работы по домашнему заданию, это позволяет опросить весь класс сразу;
  • Проведение административных контрольных работ совместно с администрацией 1 раз в 2 недели
  • Проведение на уроках онлайн-тестирования индивидуально на компьютерах.

Вся выше представленная работа проводится как на уроке непосредственно, так и на групповых занятиях в специально отведенные дни, куда дети ходят с удовольствием, т.к. там они получают индивидуальный ответ на индивидуальный вопрос. Неотъемлемым элементом подготовки к ЕГЭ и ГИА является обучение заполнению бланков. Учащиеся даже к концу 11 класса допускают ошибки при их заполнении во время предэкзаменационных работ, кто от волнения, кто по невнимательности. Поэтому работа в этом направлении ведётся с отдельными учащимися на консультациях.

Заключение

Я считаю, что начинать подготовку к итоговой аттестации необходимо с 5-6 класса.

Школьника полезно знакомить с системой тестов на уроках математики уже в 5 классе – и к 9 классу он будет готовым к итоговой аттестации. Для этого я создаю учебный материал (по типу ЕГЭ и ГИА) и использую готовые печатные и электронные пособия, в которых представлены трёхуровневые задания по всем изучаемым темам. Дети учатся выбирать верный ответ, давать краткий ответ и записывать развёрнутое решение.

Математика – наука интересная и сложная, поэтому нельзя упускать ни одной возможности, чтобы сделать ее более доступной.

Возрастание роли математики в современной жизни привело к тому, что для адаптации в современном обществе и активному участию в нем необходимо быть математически грамотным человеком.

Под математической грамотностью понимается способность учащихся:

распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические знания и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы.

Подготовка к ГИА – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно построен будет этот процесс, зависит наш результат. Но основной нитью через весь этот невероятно сложный процесс проходит тренировка, тренировка и только тренировка.

Категория: Математика
18.01.2019 07:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!