СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме "Внутренние воды России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Маркова В.Ф., учитель географии ГОУ РК «РЦО»

Урок обобщающего повторения по теме «Внутренние воды России»

Предмет – физическая география России.

Класс – 8.

Цель урока: обобщение и закрепление знаний учащихся по теме «Внутренние воды России».

Задачи урока:

1.Проверить уровень знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме.

2.Развивать географическое мышление и творческие способности учащихся.

3.Воспитывать в детях чувство товарищества, дружбы, умения работать в коллективе, сопереживания к другим.

Оборудование.

Географические карты и атласы (физическая карта России, физическая карта Республики Коми, географические атласы для 8 класса и географические атласы РК); презентация; дидактический материал.

Форма проведения урока: игра по станциям.

Ход урока:

1.Класс заранее делится на команды. Каждая команда выбирает капитана и название команды. Капитан составляет список команды, распределяет обязанности между членами команды, следит за порядком и дисциплиной в команде.

2.Учащимся заранее сообщается название всех станций, дается домашнее задание (повторение основных понятий, географических закономерностей, географической номенклатуры по данной теме; подготовка сообщений о реках и озерах РК).

3. Учитель проводит предварительный инструктаж для учащихся об особенностях проведения данного урока.

4.Каждая команда получает маршрутный лист, где отмечен порядок прохождения станций с №1 по №4. На станциях №5 и №6 команды работают вместе.

1) Станция «Картографическая» - участвует по 1 ученику из каждой команды. Ребята показывают реки и озера по настенной карте «Физическая карта России». В случае необходимости оказывается помощь другими участниками команды.

1к.: реки – Нева, Волга, Индигирка, Ангара; озеро Таймыр.

2к.: реки – Амур, Енисей; Колыма; озера – Ханка, Чудское.

3к.: реки – Дон, Лена, Иртыш, Северная Двина; озеро – Ладожское.

4к.: реки – Печора, Обь, Дон, Кама; озеро – Онежское.

2) Станция «Словарная». На данной станции каждой команде по очереди даются определения, а ребята должны назвать соответствующие понятия. Если команда затрудняется с ответом, то отвечать может другая команда (заработав дополнительный балл).

1.Место, откуда начинается река (исток).

2.Место впадения реки в море, озеро и другую реку (устье).

3.Река со всеми ее притоками (речная система).

4.Скопление воды в природном углублении на суше (озеро).

5.Превышение высоты истока реки над высотой устья реки (падение реки).

6. Отношение падения реки к ее длине (уклон реки).

7.Ежегодное, ожидаемое в определенное время повышение уровня воды в реке (половодье).

8.Неожиданный, кратковременный подъем уровня воды в реке, вызванный поступлением в реку обильных осадков (паводок).

9.Систематизированный свод сведений о водных ресурсах страны (водный кадастр).

10.Поверхностные и подземные воды, которые используются человеком в его хозяйственной деятельности (водные ресурсы).

11.Бурные грязекаменные потоки, возникающие после сильных ливней или интенсивного снеготаяния в горных районах (сели).

12.Углубление в речной долине, по которому река течет постоянно (русло реки).

3) Станция «Капитан Врунгель». На данной станции каждая команда получает «сообщение от капитана Врунгеля» про озеро Байкал, в котором допущены географические ошибки. За определенное время команды должны найти эти ошибки.

Текст сообщения: Дорогие ребята! Недавно я побывал на одном из чудеснейших мест нашей планеты – озере Байкал. Это озеро находится на юге европейской части России. Озерная котловина этого озера ледникового происхождения. Это самое длинное пресноводное озеро в мире. По глубине оно занимает второе место в мире. В это озеро впадает всего одна река – Ангара. Вода в озере слабосоленая. В озере обитает незначительное количество видов живых организмов.

Правильные ответы:1) азиатская часть; 2)тектонического происхождения; 3)самое глубокое пресноводное озеро; 4)первое место в мире; 5)вытекает всего одна река-Ангара; 6)пресная вода; 7)разнообразие видов живых организмов.

4) Станция «Эрудит». На данной станции каждая команда должна определить падение и уклон реки Волга. При этом высоту истока и устья реки учащиеся должны определить самостоятельно, используя географические атласы; данные по длине реки дает учитель.

Ход работы: по карте атласа для 8 класса на странице 4 – 5 определяются высота истока и устья реки Волга, по этим данным вычисляется падение реки Волга: 343м – (-28м)=371м. Затем определяется уклон реки Волга: 371м: 3531км=0,1м на 1км. Делается вывод: река Волга – равнинная река.

5)Станция «Познавательная». Каждая команда делает небольшое сообщение о реках и озерах Республики Коми.

6)Станция «Узнай меня». Вывешивается список озер и рек России. Зачитываются небольшие сообщения по некоторым рекам и озерам. Команды должны определить название объекта.

Озера: Эльтон, Каспийское море - озеро, Ладожское, Чудское, Таймыр.

Сообщения:

1.Это озеро самый крупный пресноводный водоем в Европе. В озеро впадает более 30 рек, вытекает – одна река. У озера славная история. В годы Великой Отечественной войны по его льду проходила дорога. Эту дорогу называли «дорогой жизни», т.к. она была единственной связью между осажденным Ленинградом и страной (Ладожское озеро).

2.А это озеро - исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 году произошло знаменитое Ледовое побоище. Котловина озера ледникового происхождения (Чудское озеро).

3.Это озеро – море, самое крупное по площади в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими живыми организмами морского происхождения (Каспийское море – озеро).

4.Озеро находится на юго – востоке европейской части России. Вода в озере соленая, в этом озере добывается соль (Эльтон).

Реки: Амур, Лена, Волга, Печора, Енисей.

Сообщения:

1.По своему названию она девочкой бывает и могучей сибирской рекой протекает. Истоки ее расположены на высоте 1 километра над уровнем моря, на склонах хребта, окаймляющего глубочайшее озеро мира. При впадении в море река образует дельту. (Лена)

2.Главная река Дальнего Востока. Резко отличается по своему режиму от других рек нашей страны. Весеннего половодья фактически не бывает. Зато сильные наводнения бывают летом в связи с выпадением дождей во время летнего муссона. (Амур)

3.В верховьях река горная, бурливая, шумная, быстрая. Бьется в тесных скалистых ущельях, то водопадом слетит, то запнется. Выйдя на равнину, река успокаивается и спокойно, плавно несет свои воды до Северного Ледовитого океана. (Печора).

4.Крупнейшая река в европейской части России. Устье этой реки находится ниже уровня океана на 28м. Крупнейшие притоки – Кама и Ока. Прежние названия данной реки – Ра, Итиль или Этиль (Волга)

Подведение итогов.

На станциях №1, 2, 3, 6 за каждый правильный ответ -1 балл; на станции №4 за правильное определение падения реки-3 балла, за правильное определение уклона реки-2 балла; на станции №5 сообщения учащихся оцениваются по 5-бальной системе.

Использованная литература:

1.Колесник И.В., География России. 8класс. Рабочая тетрадь. Саратов: Лицей, 2008.

2.Пятунин В.Б., Симагин Ю.А., Контрольные и проверочные работы по географии. 8 – 9классы, Дрофа, Москва, 2002.

3.Митрофанов И.В., Тематические игры по географии (методика проведения игр, вопросы, задания, ключи), Творческий центр, Москва, 2002.

4.Касаткина Н.А., География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6 – 8 классах, Учитель, Волгоград, 2003.

5.Крылова О. В., Интересный урок географии, Просвещение, 2006.

Категория: География
12.11.2016 14:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!