СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственное воспитание младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Федеральном государственном стандарте общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности. [6, с.41]

В соответствии с Законом "Об образовании". Целью современного образования, одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. [7, с.4-10]

Поведение человека, его поступки регулируются в каждой сфере социума. Им может управлять как правовой регламент, так и общественное мнение. Дети будут усваивать и соблюдать те правила и нормы поведения, которые им даст старшее поколение. Ребёнок сможет развивать самоконтроль и заранее планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.

Много ученых, педагогов, писателей прошлого интересовалось этим вопросом, среди них: Л.А. Коменский, Д.Ж. Локк, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. Этот происходит и в современной России. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А.Я Данилюк, А.М. Кондакова и В.А. Тишкова говорили о том, что «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека» [3, с.14]

Рассмотрим термин «нравственное воспитание» и его употребление в современном обществе. В педагогической энциклопедии «нравственное воспитание - это целенаправленное формирование морального сознания, развития нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения».

Это двусторонний процесс, который заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в ответных действиях воспитуемых, то есть усвоении им нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. [2, с.153]

Сущностью нравственного воспитания является совокупность нравственных отношений (к Родине, обществу, живой и неживой природе, коллективу, материальным и духовным ценностям, другим людям, к самому себе и т.д.). Причем эти отношения устанавливаются согласно общепринятым в обществе нормам, оцениваемым с позиций добра и зла. Достижения науки, культуры, труда, проявление лучших человеческих качеств (героизма, патриотизма, чувства долга, коллективизма и др.) оцениваются в нашем обществе как добро — они имеют общественно ценный результат. Проявление безнравственности, проступки, правонарушения, негативные качества личности (лживость, лицемерие, ханжество, мещанство, карьеризм и др.) оцениваются с позиций зла, так как несут с собой результат, отрицательный для людей [4, с. 55].

Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми.

Нравственное воспитание в педагогике рассматривается как процесс формирования нравственных качеств, привычек, характера, системы взглядов на окружающую действительность. Целью нравственного воспитания является формирование нравственного поведения, сознания, мышления у людей в целом, а не какой0либо отдельной группы лиц. Цели, задачи, принципы воспитания не зависят от национальности, веры.

Важным этапом в нравственном воспитании является школьное обучение. Одной из главных задач является организация правильной деятельности ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а отношения, которые возникают могут повлиять на цели, задачи, мировоззрение ребенка, а также на усвоение нравственных норм и ценностей. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут не соответствовать, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть согласия между деятельностью ребёнка и требованиями к поведению.

Нравственное воспитание младших школьников непосредственно зависит от индивидуальных, психических и возрастных особенностей личности. Возраст и психические процессы, протекающие в этот период взаимосвязаны и влияют на базу нравственного воспитания, которая формируется у младшего школьника. Все эти особенности составляют содержание, уровни, элементы, а также средства, методы и формы нравственного воспитания ребенка.

Фундаментом нравственного воспитания младших школьников является формирование гуманистических взаимоотношений с окружающими и отношение к той или иной ситуации. Перед педагогом должна стоять задача организация учебной деятельности так, чтобы в процессе складывались гуманистические и толерантные отношения между детьми. Собственный нравственный опыт создает условия для эффективного усвоения опыта других людей это осуществляется в процессе нравственного просвещения детей младшего школьного возраста. Накапливая собственный нравственный опыт, ребенок может совершать ошибки, педагог должен помочь ему осознать неправильность его поступка или поведения, поддержать, повлиять на направленность его мотивов. [1, с.37]

Процесс нравственного воспитания очень сложен и многогранен. Данный процесс обусловлен содержанием, общественной моралью, то есть необходимостью внедрения норм общественного сознания детей младшего школьного возраста.

Содержанием нравственного воспитания выступают такие качества личности как:

- отношения к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;

- отношения к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;

- отношения к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния; бережливость; охрана природы;

- отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность; взаимное уважение; забота о семье и воспитании детей;

- отношения к себе: высокое сознание гражданского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общественной и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность [5, с. 52-62]

Включенность в процесс умственного, трудового, гражданского, эстетического и др. воспитания. Ребенок должен быть включен в работу, не просто отсиживаться, а именно работать, быть заинтересованным новых знаниях, умениях и навыках.

Так же он обусловлен и формами нравственного воспитания – это способы организации воспитательного процесса. К формам нравственного воспитания детей младшего школьного возраста относятся: индивидуальные, фронтальные, групповые и массовые.

Индивидуальная форма работы предполагает работу с конкретным учащимся, которая может проходить в виде диагностики, беседы, консультации.

Фронтальная работа в основном протекает в виде диалога, между педагогом и учащимися, в ходе этого задействуется наибольшее количество учащихся.

Групповая форма предполагает работу с группой, которая может протекать в виде игры, урока. Основной целью такого вида работы является в первую очередь умение работать в группе, общаться с окружающими, ориентировка на активную самостоятельную деятельность.

Массовая форма предполагает работу с большим количеством учащихся, которая может проходить в виде классных часов, крупных мероприятий, творческих вечеров, акций.

Отдельно рассматривается такая форма работы с детьми младшего школьного возраста как экскурсия. Экскурсия позволяет наглядно и словесно представить какой-либо объект или явление. Данная форма работы позволяет увеличить их знания об окружающем мире и жизненный опыт. Ближе познакомиться с важными событиями, которые произошли в мире в определенный промежутком времени. Все это несомненно отразится и на нравственном воспитание детей младшего школьного возраста. В процессе экскурсии у детей могут быть сформированы мотивы, потребности, качества, принципы, формы нравственного поведения. Совмещение в этой форме работы наглядных, словесных и практических методов оказывает наибольшее влияние на детей данного возраста. Именно поэтому эта форма работы является очень важной. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки и в известной мере дополняют друг друга, а их комбинированное использование увеличивает эффективность работы педагога и соответственно ее результат.

Учителю необходимо заинтересовать ребенка, именно поэтому интерес ребенка в стремлении к моральному развитию является положительным результатом. У нравственного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе, а формирование мотивов нравственного поведения человека обеспечивает нравственное воспитание. На этом основании справедливым можно считать утверждение о том, что методы формирования таких мотивов есть методы нравственного воспитания. [2, с.19-23]

Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему, продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Нравственное воспитание многогранный и непростой процесс усвоения детьми младшего школьного возраста созданных обществом образцов поведения. Его результативность возможна только при организации благоприятной среды для личности ребенка, в которой он будет развиваться.

Все то что происходит вокруг младшего школьника виляет на его восприятие, мировоззрение, ценности, поведение. Этот возраст характеризуется восприимчивостью, дети впитывают в себя все, как губки. Копируют поведение, манеру разговаривать, жесты мимику взрослых людей. Таким образом, они хотят казаться старше, взрослее, чем есть. Именно поэтому взрослым очень важно подавать правильный пример для детей, дать правильное понимание нравственных качеств, норм поведения. Акцентировать внимание младших школьников на нравственных понятиях таких как добро, зло, честь, справедливость. А самое главное дать им верную трактовку, понимание, то есть заложить основу для дальнейшего нравственного воспитания детей.

04.05.2023 15:44


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!