СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Порядок аттестации педагогических кадров

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должны проходить аттестацию. Аттестуются все педработники образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в т.ч. совместители, а также работники, совмещающие должности наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором.

Аттестация важна не только для самих педработников, так как стимулирует их профессиональный и личностный рост, повышение размеров оплаты труда, но и направлена на улучшение качества образования на основе повышения эффективности и качества их педагогической деятельности. Приказом Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 года № 276 (зарегистрировано в Минюсте РФ 23 мая 2014 г. Регистрационный № 32408) утвержден новый Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В связи с чем, приказ Минобрнауки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 «О Порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (зарегистрирован Минюстом РФ 26 апреля 2010 г., регистрационный № 16999) утрачивает силу.

Новый порядок аттестации предполагает учёт требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при аттестации педагогических кадров. Устанавливается высокая планка требований к квалификации педагога, постоянному совершенствованию профессиональных и личностных качеств в соответствие новым требованиям образовательных стандартов.

В соответствии с Положением об аттестации педагогических работников:

Аттестация – это определение уровня профессионально-педагогической компетенции работника и результатов деятельности на основе комплексной оценки его труда.

Цель аттестации - установить соответствие педагога квалификационной категории (первой или высшей), а также занимаемой должности.

Виды аттестации:

  • обязательная - в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности;
  • добровольная - по желанию педработника в целях установления первой или высшей квалификационной категории.

Квалификационная категория - соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и результативности педагогического и управленческого труда, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.

Установление новых ценностных ориентиров в концепции модернизации образования требует изменения требований, предъявляемых к педагогу. Сегодня педагогу недостаточно просто владеть содержанием преподаваемого предмета, ориентироваться в законах педагогики и психологии. Необходимо создавать условия для формирования у обучающихся учебно-познавательной мотивации, развивать их личностные качества, используя преподаваемый предмет как средство достижения новых образовательных целей.

В связи с подписанием нового N 273-ФЗ от 29.12.2012 (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" произошли изменения в проведении процедуры аттестации педагогических работников. В частности, в соответствии с пунктом 2 статьи 49 "Аттестация педагогических работников":

- аттестация проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории.

- комиссии для подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям формируются в самом образовательном учреждении.

- проведение аттестации осуществляется один раз в пять лет, срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

Кроме этого меняются и федеральные требования к уровню квалификации педагога, претендующего на квалификационные категории (первую или высшую):

П.36. Первая квалификационная категория устанавливается педагогическим работникам, которые:

-обеспечивают стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга, проводимого организацией;

-обеспечивают стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662;

-обеспечивают выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (для педагогических работников, деятельность которых связана с указанными направлениями работы);

-вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, транслируют в педагогических коллективах опыт положительных результатов своей профессиональной деятельности, принимают активное участие в работе методических объединений педагогических работников организации.

П.37. Высшая квалификационная категория устанавливается педагогическим работникам, которые:

- обеспечивают достижение обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга, проводимого организацией;

- обеспечивают достижение обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662;

- обеспечивают выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях (для педагогических работников, деятельность которых связана с указанными направлениями работы);

- вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслируют в педагогических коллективах опыт положительных результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;

- принимают активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области «Об организации и проведении аттестации педагогических работников государственных, муниципальных, негосударственных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Свердловской области» обозначены следующие формы предъявления аттестующимися педагогическими работниками результатов работы за межаттестационный период для оценки профессиональной деятельности:

С целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым должностям:

  • Рабочая программа; Конспект урока; Тестирование; Билеты.
  • Образовательный проект.
  • Творческая (исследовательская) работа.
  • Модель деятельности по одному из актуальных направлений развития образования.

С целью установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям:

  • Аналитический отчет.
  • Научно-практическая конференция.
  • Презентации авторских учебных программ, методических разработок и пособий.
  • Публичная защита опытно-экспериментальных разработок.

Для определения качественной оценки экспертной комиссией необходимо публичное представление собственного педагогического опыта на собственном сайте или странице/блоге. Под собственной страницей подразумевается страница, которая может входить в состав любого образовательного сайта (портала), в том числе сайта образовательного учреждения. Страницы, созданные в социальных сетях «Одноклассники.ru», «В Контакте», «Facebook» и других, не учитываются.

Аттестационные документы (заявление, лист самооценки, аналитический отчет и другое) должны быть загружены при формировании заявки на аттестацию с целью установления квалификационной категории в автоматизированную систему Министерства образования КАИС.

Аттестация работников образовательной организации занимает по времени около двух месяцев и один месяц на решение ГАК.

После проведения аттестации комиссия принимает одно из решений:

· работник соответствует занимаемой должности,

· работник не соответствует занимаемой должности.

Министерством образования изменено Положение об аттестации педагогических работников. Приказом в частности установлено, что присвоенные по результатам последней аттестации квалификационные категории и педагогические звания учителям и преподавателям, которые преподают два и более учебных предмета и до вступления в силу настоящего приказа не прошли повышение квалификации по всем предметам, которые они преподают, распространяются на всю педагогическую нагрузку до следующей аттестации.

Учителя и преподаватели, которые имеют педагогическую нагрузку по нескольким предметам, аттестуются по тому предмету, который преподают по специальности. В этом случае присвоенная квалификационная категория распространяется на всю педагогическую нагрузку.

Аттестация на установление соответствия педработника занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности теперь проводят сами образовательные организации, которые для этого создают аттестационные комиссии.

Новый Порядок расширил категории педагогических работников, которые не проходят аттестацию. К ранее действовавшему списку добавились педагоги, которые занимают свою должность менее 2 лет и те, кто проболел более 4 месяцев.

По новым правилам к действовавшим критериям оценки добавились результаты проверок, которые с этого года ежегодно будут проводить специалисты Минобрнауки в учебных заведениях; учителя должны готовить не только двух-трех лучших учеников, а стараться выявить и поддержать таланты у всех учащихся и, кроме того, помочь детям, отстающим в учебе.

По новым правилам, результаты экспертизы на присвоение первой/высшей квалификации будут публиковаться в интернете на сайтах органов государственной власти. Те, кому в присвоении высшей квалификации откажут, могут попробовать себя снова - через год.

Согласно утвержденным изменениям, "внеочередная аттестация с целью повышения квалификационной категории может проводиться не ранее чем через два года после присвоения предыдущей".

Положение дополнено нормой, дающей право членам аттестационных комиссий, которые не согласны с принятым экспертной комиссией решением, добавить в протокол изложенное письменно отдельное мнение по вопросам аттестации педагогического работника (пункт 3.7 Типового положения).

Изменены также нормы, касающиеся переноса срока очередной аттестации (пункт 3.2), участия работника в заседании аттестационной комиссии (пункт 3.6), сохранения квалификационных категорий работникам, которые переходят работать на другие педагогические должности (пункт 3.22), порядка присвоения педагогических званий (пункт 3.9), а также некоторые другие пункты документа, который определяет порядок проведения аттестации педагогических работников.

В состав аттестационной комиссии образовательной организации при аттестации педработника на соответствие занимаемой должности должны входить председатель комиссии, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии, а также в обязательном порядке представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).

При принятии решения аттестационные комиссии организаций также дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

Заявления о проведении аттестации на присвоение квалификационной категории подаются педработниками независимо от продолжительности их работы в организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.

Педработники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории, обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

При переходе педагогических работников в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации, установленные им квалификационные категории сохраняются до окончания срока их действия.

Результаты аттестации работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области разработана организационно-содержательная модель осуществления организации проведения аттестации педагогических работников на квалификационную категорию:

  • Фиксирование результатов профессиональной деятельности, результатов контрольных мероприятий в межаттестационный период (2-5 лет).
  • Повышение квалификации (курсы повышения квалификации не реже 1 раза в 3 года - 108ч. в СПО).

- Ознакомление с нормативными документами по вопросам организации и проведения аттестации. Выбор вида аттестации.

- Самооценка. Оформление листа самооценки. Подача заявления на аттестацию.

  • Формирование индивидуального графика аттестации. Формирование аттестационного дела.
  • Фиксирование выбора вида аттестации и формирование заявки в КАИС ИРО или ОЦ КПО СО.
  • Оформление аттестационных паспортов.

- Выбор формы предъявления результатов профессиональной деятельности за межаттестационный период.

- Приказ руководителя ОУ по организации аттестации педработников.

- Подготовка приказа МОиПО СО, на базе которых инициировано создание ЦКИ и представительств ГАК.

- Письменное информирование аттестующихся о дате, месте и времени аттестации.

- Экспертиза результатов профессиональной деятельности за межаттестационный период на предмет установления соответствия уровня квалификации педработника, требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой/высшей).

- Фиксирование результата аттестации в аттестационных паспортах и протоколе ЭК.

- Представление пакетов аттестационных материалов в ГАК.

- Заседания ГАК. Приказ об утверждении решения Аттестационной комиссии ГАК.

Возможный вариант работы по аттестации педработников на соответствие занимаемой должности:

  • Для аттестации на соответствие занимаемой должности разработать, принять и утвердить в установленном в организации порядком локальные акты организации по вопросам аттестации педработников в соответствии с утвержденным Порядком (Положение об аттестационной комиссии образовательной организации, график аттестации, форма Представления на педработника, форма распорядительного акта об аттестации, форма протокола и выписки из протокола заседания аттестационной комиссии).
  • Ознакомить с порядком проведения аттестации педработников организации на соответствие занимаемой должности и нормативными актами.
  • Разработать технологии аттестации педработника на соответствие занимаемой должности на основании утвержденного Порядка.
  • Определить список педработников, подлежащих аттестации, и график прохождения ими аттестации. Разместить информацию по вопросам аттестации педработников на сайте образовательной организации.
  • Ознакомление работника с представлением под роспись.
  • Провести квалификационные испытания результатов профессиональной деятельности педработника за межаттестационный период.
  • Сформировать пакет документов: приказ ОУ об утверждении экспертной комиссии для проведения аттестации; Представление на аттестующегося; Экспертные листы; Протокол решения ЭК; Приказ об утверждении решения Аттестационной комиссии ОУ.

Задачей методической службы ОУ является - донести до сознания педработников новое отношение к аттестации и подготовки к ней в межаттестационный период, организовать аттестационный процесс. Педагогические работники должны четко понимать, что без аттестации они не могут работать в данной образовательной сфере, а ответственность за результат аттестации лежит на них самих.

PS Материалы для аттестующихся педагогических работников профессиональных образовательных учрежнений в 2017 году можно взять на сайте http://www.eadk.ru/ в разделе Методический кабинет.

Категория: Всем учителям
02.03.2015 05:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!