СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми с РАС
Дети с расстройствами аутистического спектра являются особой категорией, для большинства из них музыка является сверхценным интересом и оказывается единственно возможной для них “линией связи” с окружающим миром в течение долгого времени. Одна из причин, почему музыка так притягательна, заключается в том, что она не требует участия речи, столь трудной для большинства детей с аутизмом. Другая причина кроется в том, что музыка – это тропинка в мир чувств и эмоций, которые, как представляется на первый взгляд, чужды человеку с аутизмом. Средством, способным помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, является музыкотерапия.
Музыкотерапия может служить страдающему ребёнку жизненно важной поддержкой и источником человеческого общения, а также средством выразить себя именно на доступном ему уровне.
Для работы с аутичными детьми на занятиях музыкотерапии, формируются группы, в которые подбираются дети по возрасту, сходству их проблем в социальной адаптации, по психологической совместимости и другим критериям.
Как правило, до объединения детей в группу, каждый ребенок проходит этап индивидуальных занятий (это особенно важно, когда встречается ребенок замкнутый, тревожный, избегающий контактов). Стремясь установить с ребенком контакт, помочь ему изменить свое состояние, настроить на взаимодействие с окружающими, не стоит требовать, чтобы ребенок действовал по правилам, так же не ограничивать его позитивную активность.
Для некоторых детей на первых порах было необходимо присутствие мамы. В этом случае существенно, чтобы мама также с увлечением выполняла всё, что необходимо по ходу занятия, вместе с ребёнком, и не пыталась как-то воздействовать на него.
Для достижения оптимальных результатов на музыкальных психокоррекционных занятиях целесообразно строить их в плане равномерного распределения психофизической нагрузки и проводить по следующей схеме:
1. Приветствие;
2. «Свободное движение»;
3. Ритмическая разминка;
4. Упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для развития речевых и мимических движений;
5. Пение;
6. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах;
7. Танцы, хороводы;
8. Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам;
9. Прощание.
Особая специфика занятий состоит в следующем:
- занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 – 30 мин.;
- структура проведения занятий вариативна в различных группах;
- один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить и постепенно начали присоединяться к исполнению произведения педагогом.
На занятиях музыкотерапией не ставится цель развития музыкальных способностей или овладение навыками пения и игры на музыкальных инструментах.
Чередование различных видов деятельности позволяет выстраивать динамику занятия. Исходя из поставленных целей, занятие может быть построено на смене настроений (расслабление и возбуждение). Однако часто приходится отступать от первоначального замысла, исходя из состояния детей, в котором они приходят на занятие. Так, например, если дети возбуждены и им сегодня особенно трудно усидеть на месте, лучше начинать с подвижных игр, танцев - это облегчит переход к занятиям, не требующим физической активности.
Занятия музыкотерапией в группе детей с РАС являются мощным стимулятором развития их эмоциональной сферы, повышают качество коммуникации, усиливают способности к саморегуляции, поднимают мышечный тонус, вовлекают неговорящего ребенка в процесс пения через подражание поющим детям и взрослым, способствуют появлению первых звуков.
Коррекционные занятия музыкой могут постепенно приучать к коллективу и дисциплине; для ребёнка аутичного или страдающего иными нарушениями, затрудняющими словесное общение, музыка иногда оказывается единственным средством спасения от нарастающей изоляции.
Таким образом, музыкотерапия в процессе реабилитации аутичных детей необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира.
Список используемых источников:
Никольская О.С., Баевская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребёнок. Пути помощи. – М.:Теревинф. 2010
Котышева Е.Н. Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями. – М: Каро. 2010.
© 2020, Хабибуллина Надежда Валентиновна 850