СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальные жанры эпохи Просвещения. Кант, хоровой концерт.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка эпохи Просвещения.

Эпоха Просвещения - это эпоха духовного развития европейского общества XVII - XVIII вв. Она отмечена появлением, возрождением, реформированием и взаимопроникновением многих музыкальных жанров. Главное достижение русского Просвещения – расцвет личностного творчества, которое приходит на смену безымянному труду художников Древней Руси. Широко распространилось домашнее музицирование и использование в быту многих музыкальных инструментов. Возникли первые капеллы, оркестры и оперные труппы. Зародилась система музыкального образования. Появился большой интерес общественности к национальным традициям русской музыки, наметился размах концертной деятельности. Созревание национальной школы композиторов подготовило расцвет русской классической музыки в наступающем XIX веке.

Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия.

Кант (от лат. cantus пение, распев) — старинная многоголосная духовная и светская песня для вокального ансамбля или хора, как правило без инструментального сопровождения. Кант получил распространение в России с середины XVII до конца XVIII века. Были канты хвалебные, их часто исполняли во время праздников, воспевая героические подвиги царя, военные победы. Были канты застольные, шутливые.

"Радуйся, Росско, земле" виватный кант XVIII века

https://youtu.be/A70_4XXo75U

Хоровые концерты — это крупные многочастные сочинения, написанные на духовные, светские и народные тексты, а также на стихи русских и зарубежных авторов. Жанр хорового концерта начал развиваться в русской духовной музыке еще в начале XVIII века в связи с введением в певческую практику партесного (многоголосного) пения. Большой вклад в развитие жанра внесли композиторы: М. С. Березовский и Д. С. Бортнянский.

Концерт Максима Созонтовича Березовского (1743—1777) «Не отвержи мене во время старости» — знаковое произведение, шедевр, который был высоко оценён музыкантами и слушателями ещё при жизни композитора. Трагический безвременный уход композитора из жизни часто связывается исследователями его творчества с трагической окраской музыки этого Концерта, в котором, по их мнению, отражено предвидение юного композитора своей печальной судьбы. Традиционно в русском хоровом концерте существовала тесная связь музыки и слова.

М. Березовский - "Не отвержи мене во время старости"

https://youtu.be/kQZR4F5fCXE

Мелодия развивается неспешно, как сосредоточенное, строгое и одновременно простое высказывание. Главная тема напоминает мелодику народных песен, «произносится» полураспевом - полуговором (декламационно), глуховато и тяжело, как мысль глубоко личная, мысль, тревожащая и будоражащая человека, мысль, которую он словно боится высказать вслух. Мелодия разворачивается постепенно, от низкого регистра, повторяясь и переходя из голоса в голос, она словно завоёвывает пространство для передачи взволнованного состояния говорящего.

Именно полифонический стиль изложения музыкальной мысли в Концерте Березовского становится носителем эмоционального заряда, который и придаёт этой музыке неповторимый характер.

Тема-образ, уравновешенная и спокойная, постепенно приобретает черты напряжённости. Контраст лежит в основе сопоставления различных эмоциональных состояний человека — главного героя этого произведения, переданного в последовательном (полифоническом) звучании партий хора и аккордового изложения хоровой фактуры, динамики звучания различных фрагментов хора (р — f).

Бортнянский Дмитрий Степанович, русский композитор церковной музыки (1751-1825). По национальности украинец. Обучался пению и теории музыки в Придворной певческой капелле (Петербург). Учился в Италии у Б. Галуппи. С 1779 капельмейстер, с 1796 директор Придворной певческой капеллы. Композитор заботился об очищении церковного пения от искажения, а также работал над обработкой древних мелодий православной церкви. Выдающийся мастер хорового письма, Бортнянский вошёл в историю русской музыки прежде всего, как автор хоровых духовных композиций. Наряду с М. С. Березовским он создал новый тип русского хорового концерта. Камерно-инструментальные произведения Бортнянского, среди которых выделяются квинтет (1787), концертная симфония (1796), - первые образцы крупной циклической формы в русской музыке.

Написал: 35 духовных концертов, трио с хором, трехголосная литургия, 7 херувимских, 21 мелких духовных сочинений и др.

31.01.2021 22:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!