СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Молодой педагог и школьное наставничество.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: В этой статье говорится о том, что удачное начало педагогической деятельности молодого педагога зависит от его стремления к профессиональному личностному росту, а также своевременной поддержки и помощи опытных учителей общеобразовательного учреждения. Клуб молодого педагога, как профессиональное сообщество, способно создать условия для закрепления молодых специалистов, сохранения и развития кадрового потенциала общеобразовательного учреждения.

Кузьмина Ольга Михайловна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории,

руководитель Клуба молодых педагогов

МАОУ « Медведевская гимназия».

Все начинается с мечты. Как важно человеку иметь мечту. Ты делаешь все, чтобы она сбылась. Вот мечта сбылась – теперь ты учитель начальных классов. Молодой учитель в школе старается быть частью педагогического коллектива, но главное - это первый твой класс – ученики и их родители.

Именно удачное начало самостоятельной педагогической деятельности зачастую вызывает у молодого педагога желание работать в школе, побуждает к поиску интересных идей, активизирует творческий подход к проведению уроков и к организации совместных с родителями мероприятий, развивает стремление быть значимым человеком в жизни каждого ученика и его семьи. Начинающий педагог должен понимать, что каждый ребенок – это важная находка для того, чтобы подобрать или придумать способы, приемы и методы развития и совершенствования того потенциала, который, несомненно, есть в каждом ученике. И тогда, когда тебе доверяют ученики свои личные переживания, с радостью бегут к тебе навстречу, верят каждому твоему слову, ждут от тебя чего - то нового, интересного, познавательного, ты начинаешь чувствовать заинтересованность и поддержку со стороны родителей. Родители рады, что их ребенок охотно учится ( учитель верит в него), в школе чувствует себя комфортно ( учитель заботится о нем), и тут появляется полное взаимопонимание, ведь учитель для детей – друг, а для родителей – помощник. Следовательно, для молодого педагога открываются широкие возможности быть хорошим учителем, уважаемым среди родителей учеников. Это твой первый шаг – ты стал интересен ученикам, родителям, администрации школы и педагогическому коллективу.

Вот теперь ты стал более уверенным, появилось желание давать открытые уроки и мероприятия, а также выступать по интересующей тебя теме, связанной с вопросами обучения и воспитания, сначала на уровне школы, а затем и на уровне района, и на уровне республики. Есть что показать и чем поделиться, а значит давай открытые уроки, обобщай свой педагогический опыт и готовь материалы к публикации. Второй шаг – распространение собственного педагогического опыта.

Но не забывай – время не стоит на месте. Реализация ФГОС и ее требования; новое качество и эффективность проведенного урока; изучение и применение педагогических приемов и техник; новые педагогические технологии; диагностика и исследование учебной мотивации и формирования классного коллектива. Теперь ты не просто учитель, дающий знания. Третий шаг - теперь ты педагог - исследователь. Научись делать развернутый анализ во всех областях своей педагогической деятельности, находи проблемы, ищи пути их решения.

Дети всегда равняются на своего учителя, а значит, ты в поиске и пусть твои ученики проявляют стремление заниматься исследовательской деятельностью в рамках своего возраста. Приучай своих учеников заниматься научно – исследовательской деятельностью и принимать участие в различных конференциях. Четвертый шаг – твои ученики – маленькие исследователи.

А сейчас, задумайся! Ты, молодой учитель… А какие педагогические компетенции у тебя сформировались? Есть над чем поработать? Сохранилось ли у тебя еще желание совершенствоваться и заниматься личностным ростом? Посмотри внимательно, а может быть рядом, в твоем педагогическом коллективе, среди коллег, есть еще что - то привлекательное, необычное, загадочное? Пятый шаг – изучай опыт своих коллег! Бери все, что является эффективным для уроков, для воспитания учеников, для общения с родителями и педагогами – все пригодится! Тебе кажется, что ты уже многое знаешь и умеешь. Можно подняться на ступень выше и аттестоваться на достойный уровень педагогической квалификации.

Даже после определенных достижений не стой на месте, развивайся, находи то, что будет тебя отличать от других, вырабатывай свой стиль педагогической деятельности, придумывай сам разнообразные приемы организации учеников на уроке и постоянно анализируй результаты своего труда. Старайся во время проводить коррекционную работу, не жалей времени для индивидуальной внеурочной помощи своим ученикам – они это будут помнить и с большим уважением будут относиться к тебе.

Таким образом, если молодой учитель сознательно выбрал профессию учителя начальных классов, то должен четко понимать – только через собственные старания, стремления, желание можно от работы получать настоящее удовольствие, удовлетворение, радость и счастье.

Ежегодно, практически во все школы поступает на работу новое поколение педагогов. Этот процесс можно сравнить с тем, как в класс поступает новенький ученик. Они всегда вначале под особым вниманием. Идет процесс взаимного изучения, притирки, вхождения в педагогический коллектив.

Первые шаги молодого учителя — пора мечтаний и больших надежд. Но это может быть и пора разочарований. В процессе педагогической деятельности молодой педагог обнаруживает, что на ряд вопросов сложно найти самостоятельно ответ – нужен помощник, который даст советы и рекомендации, поддержит словом и делом.

В Медведевской гимназии возникла проблема определения наставников для молодых учителей, т.к. количество молодых педагогов превышает количество более опытных учителей. Большинство учительского пополнения нуждается не только в наставничестве, сколько в возможности получить методическую, психолого-педагогическую, управленческую и другую информацию. Педагогический труд сложен сам по себе, но особенно сложен он в наше чрезвычайно динамичное время, поэтому такое профессиональное сообщество, как Клуб молодого педагога, стал настоящей поддержкой молодым педагогам нашей гимназии.

Клуб молодых педагогов Медведевской гимназии – это профессиональное объединение молодых педагогов, работающих в первых, вторых, третьих классах, а также учитель математики. Количество членов клуба составляет – 8 человек. Молодые педагоги имеют высшее или среднее специальное образование, а также стаж педагогической работы составляет не более 3 лет.

Цель Клуба молодых педагогов - создание условий для закрепления молодых специалистов, сохранения и развития кадрового потенциала муниципального автономного образовательного учреждения « Медведевская гимназия» через формирование у начинающих педагогов высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании. Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

  • способствовать ускорению процесса профессиональной и социальной адаптации молодых педагогов в муниципальном автономном образовательном учреждении « Медведевская гимназия» через установление отношений сотрудничества и взаимодействия между молодыми и опытными педагогами;
  • содействовать приобретению практических навыков, необходимых для педагогической работы по занимаемой должности; обеспечить совершенствование профессионально - педагогической компетенции молодых специалистов;
  • выявить актуальные проблемы педагогической практики индивидуального и общего характера; оказать помощь в преодолении различных затруднений;
  • формировать индивидуальный стиль творческой деятельности педагогов.

Работа Клуба молодых педагогов построена в соответствии с планом на текущий год и предусматривает проведение заседаний 2 раза в месяц. Формы работы Клуба весьма разнообразны, это: анкетирование молодых педагогов; мастер – классы опытных учителей; творческие мастерские; обучающие практикумы; круглые столы; презентации; встречи с интересными людьми; посещение открытых уроков и родительских собраний; взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий с последующим анализом; консультирование по возникающим спорным вопросам между учителем, учеником и родителями; диагностика школьной тревожности и школьной мотивации учащихся; исследование типичных методических ошибок при проведении уроков и пути их решения; анализ результативности учебной деятельности детей; привлечение к участию в научно – практических конференциях; участие в районных и республиканских семинарах; формирование портфолио молодого педагога.

Диагностическое исследование затруднений в работе начинающего педагога в Медведевской гимназии показало, что молодые учителя испытывают серьезные сложности в своей педагогической деятельности по следующим вопросам:

  • организация и ведение школьной документации – 100% участников исследования;
  • организация и проведение урока в соответствии с требованиями ФГОС – 100% участников исследования;
  • умение проводить самоанализ урока и мероприятия – 100% участников исследования;
  • умение анализировать качество знаний и уровень воспитанности детей – 100% участников исследования;
  • планирование и проведение мероприятий во внеурочное время – 75% участников исследования;
  • решение вопросов, связанных с коррекцией знаний учащихся – 75% участников исследования;
  • выбор методов, форм и приемов организации и активизации учебно - познавательной деятельности учащихся – 50%.

Если молодой педагог обратил внимание на свои проблемы и проявил желание справиться с трудностями, то ему нужно оказать своевременную квалифицированную помощь по таким направлениям, как:

- информационно – аналитическая деятельность; - организационно – методическая деятельность; - учебно – методическая деятельность;

- психологические наблюдения, диагностика;

- экспериментально – инновационная деятельность.

Таким образом, роль школьного наставника раскрывается в помощи молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.

За 2017 – 2018 учебный год педагоги нашего Клуба сформировали следующие электронные папки»:

1. «Работа с учащимися. Диагностика».

2. « Работа с родителями. Мои затруднения и пути решения»

3. « Результаты участия детей в научно – практических конференциях,

фестивалях, конкурсах, олимпиадах».

4. « Результаты учебной деятельности учащихся»

5. « Распространение педагогического опыта. Публикации»

Молодой учитель учился анализировать свою педагогическую деятельность, исследовал школьную адаптацию и мотивацию учеников, совершенствовал качество своего урока, составлял технологические карты своих открытых уроков, принимал активное участие в районных научно – практических конференциях, районных семинарах, республиканском семинаре. Я, как наставник молодого поколения учителей нашей гимназии, старалась оказать методическую помощь при организации и проведении уроков, родительских собраний и обязательно учитывать возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Анализ посещенных мною уроков молодых педагогов подвел к составлению таблицы типичных методических ошибок, которые подробно были разобраны на заседании Клуба. Это позволило молодым педагогам правильно выстраивать свои уроки. Мною были разработаны рекомендации и советы для управления классным коллективом на уроке и во внеурочной деятельности:

  • Карта наблюдений за признаками школьной тревожности ученика
  • Карта наблюдений за поведением первоклассника
  • Рекомендации для родителей первоклассников
  • Рекомендации учителю по достижению дисциплины на уроке.
  • Условия успешности учителя начальных классов.
  • Советы молодому учителю.

Литература:

1. Ведерникова Л. В. Подготовка педагога как творческого профессионала — Ишим: Издательство: ИГПИ им П. П.Ершова — 2006

2. Вершловский С. Г. Учитель-методист — наставник стажера: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2003

3. Круглова И.В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя. Автореф.канд. пед. наук - М., 2007

4.Онушкин В. Г., Кулюткин Ю. Н., Вершловский С. Г. Профессия — учитель: Беседы с молодыми учителями.- М.: «Педагогика», 2001 5. Щипунова Н.Н. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами // Молодой ученый. – 2016. - № 6.

25.08.2019 09:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!