СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель взаимодействия школы с семьёй одарённого ребёнка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модель взаимодействия школы

с семьей одаренного ребенка.

I. Подготовка к жизни молодого поколения приобретает новые качественные признаки, придает особую актуальность таким проблемам, как развитие индивидуальности, профориентация и профотбор; образование и самообразование; ценностные ориентации и идеалы; выявление и развитие способностей и др. Единство воспитательной деятельности школы, семьи и общественности создается целенаправленной систематической работой школы, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению. Семья является основной опорой для ребенка, именно в семье могут быть созданы благоприятные или неблагоприятные условия для проявления и дальнейшего развития одаренного ребенка. Родители могут либо поддержать ребенка в развитии его способностей, либо помешать их раскрытию.

В работах известного педагога В.А.Сухомлинского широко используется понятие «школьно-семейное воспитание». По его мнению, воспитание не может рассматриваться или как школьное, или как семейное, так как личность ребенка едина и процесс ее формирования носит целостный характер, и в этом целостном процессе воспитания школе принадлежит ведущая роль.

Школа расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролирует и направляет семейное воспитание, организует и направляет деятельность общественных и внешкольных организаций на активное участие, помощь семье и школе, координирует их действия. Система работы руководителя школы, классного руководителя складывается годами путем отбора самых рациональных форм и методов, она должна отвечать ряду требований, обеспечивающих успех в работе.

Первое требование — целенаправленность деятельности всего педагогического коллектива. Нет работы с родителями вообще, а есть конкретные насущные педагогические проблемы, ради решения которых проводятся родительские собрания, читаются лекции, осуществляется индивидуальный подход к родителям, к семье.

Второе требование — повышение профессиональной квалификации, педагогической культуры учителей. Пути могут быть самыми разнообразными: работа секции классных руководителей; работа постоянного педагогического семинара «Семейная педагогика» или «Совершенствование семейного воспитания».; учет особенностей микрорайона, села, выявление неформальных подростковых групп по месту жительства, учет неблагополучных семей и педагогически запущенных детей; обобщение положительного опыта семейного воспитания и передового педагогического опыта; педагогический анализ работы, проводимой с родителями, определение ее эффективности.

Третье требование — выработка единых требований педагогического коллектива к работе классного руководителя и учителя с родителями. Требования должны быть обоснованными, тактичными, правомерными. Надуманность, искажение требований приводят к конфликтам с родителями.

Четвертое требование — формирование действенной общественной родительской организации.

II. Работа с родителями одаренных детей должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов, помогать ребенку создать здоровое самовосприятие, не бояться тех трудностей, с которыми приходится сталкиваться в процессе воспитания ребенка, и с которыми, в будущем, может столкнуться он сам. Кроме того, необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это – замечательно.

Психологическая помощь родителям, воспитывающим одаренных детей, должна проходить в трех направлениях:

1. Информирование родителей об особенностях, проблемах, интересах такого ребенка (лекции, информационные фильмы, плакаты, стенды, брошюры и т.п.);

2. Обучение родителей способам взаимодействия с их ребенком. Наиболее эффективными в данном случае являются тренинги детско-родительских отношений. Именно в тренинге «лучше усваивается информация и отрабатываются навыки взаимодействия с детьми»;

3. Индивидуальные консультации, беседы с родителями, посвященные конкретным проблемам, возникающим в данной семье.

Отмечено, что большинство родителей одаренных детей предпочитают индивидуальную форму работы, а чуть меньшее число считают наиболее эффективной групповые занятия, которые «дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь, позволяют взглянуть на свою семью с иной точки зрения». Это говорит о том, что тренинговая работа с родителями приобретает все большую популярность среди них, хотя на первом месте остается привычная, но, безусловно, эффективная консультативная форма работы.

Совместная работа с семьёй заключается в обучении конкретным приёмам и методам проведения встреч с родителями. Это беседы, лекции, открытые уроки, совместные спортивные праздники, походы на природу.

Широко используются консультации по вопросам развития способностей их детей.

Сотрудничество педагогов, учащихся, родителей реализуется в различных формах деятельности:

  • классные собрания по итогам учебной работы, по проблемам учёбы;
  • учебные занятия с участием родителей;
  • организация встреч с интересными людьми;
  • организация экскурсий;
  • организация просвещения детей и родителей по вопросам нравственного, эстетического, патриотического и физического воспитания;
  • пропаганда здорового образа жизни на учебных и внеклассных занятиях;
  • определение наиболее благоприятного режима дня, труда и отдыха для каждого ребёнка;
  • обмен опытом;
  • праздники, соревнования;
  • мониторинги родительской удовлетворённости условиями обучения и воспитания школьников.
  • помощь и поддержка в подготовке к конкурсам, выставкам.

Классные руководители, руководители кружков должны знакомить родителей с результатами участия ребят в конкурсах, устраивать выставки работ обучающихся.

Учителя и классные руководители должны оказывать консультационную и методическую помощь родителям в работе со способными детьми. Классный руководитель должен принимать активное участие в развитии детей, организуя их участие в конкурсах, акциях, месячниках, привлекая к этой работе родителей, стараясь создать в коллективе атмосферу доверия и взаимопонимания.

Без поддержки и поощрения со стороны семьи, учителя, психолога существует опасность утраты способностей любого ребёнка, в том числе одарённого.

III. Одним из важнейших направлений деятельности школы как организующего центра воспитания является объединение усилий школы, семьи и общественности. В этой работе есть своя специфика, проявляющаяся в содержании, методах и формах деятельности. Специфика этой деятельности обусловлена следующими факторами:

  • знанием объективных закономерностей педагогического процесса;
  • четким представлением социальных функций школы в современных условиях;
  • пониманием особенностей и тенденций развития современной семьи;
  • практической подготовленностью учителя к работе с родителями, общественностью;
  • по воспитанию подрастающего поколения.

Школа является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным во

Категория: Всем учителям
22.07.2015 18:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!