СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модерн - прорыв или всего лишь переходный период.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Моде́рн (фр. moderne— современный) — международное художественное движение рубежа XIX—XX веков, ставившее целью выработку нового художественного языка искусства и посредством этого создание нового художественного стиля[1]. В англо- и франкоязычной литературе за явлением закрепился термин «ар-нуво» (фр. art nouveau), что в переводе означает «новое искусство». В различных странах модерн получил иные именования.

Несколько устаревшим считается взгляд на модерн, как на единый сложившийся художественный стиль, по аналогии с принятой в академической науке классификацией стилей искусства — готикой, барокко, классицизмом и так далее. Также устаревшим считается определение модерна, как «моста» между историзмом и модернизмом — чрезвычайно популярной ранее концепции, высказанной Николусом Певзнером в 1970-х годах[2].

Модерн являлся сложным явлением, охватывавшим самые разнообразные художественные направления и школы, объединённые антиэклектической идеей преодоления искусства предыдущей эпохи. Основные художественные черты модерна — орнаментальность и декоративность.

Модерн получил заметный международный успех уже в конце 1890-х годов, однако не имел какого-либо единого наименования: в разных странах складывались свои термины для обозначения явления. Главной проблемой в выборе названия являлся тот факт, что современники не имели представления о месте происхождения стиля. Англичане, не понимавшие собственный важный вклад в развитие стиля, называли его французским термином «ар-нуво» (фр. art nouveau — «новое искусство»). Считается, что лексема была заимствована из названия парижской галереи «Дом нового искусства» (фр. Maison L'Art Nouveau), открытой 26 декабря 1895 года франко-германским коммерсантом Зигфридом Бингом[3].

Во Франции стиль первоначально обозначали самыми разными названиями: иногда его именовали английским термином «современный стиль» (англ. modern style)[К 1]; в графическом искусстве его обозначали шутливым «стиль лапши» (фр. style nouille); иногда — более прямолинейным термином «стиль входных павильонов в метро» (фр. style de bouche de métro). Архитектор Эктор Гимар, разработавший дизайн павильонов парижского метрополитена, считал, что явление нужно именовать его именем — «стиль Гимара» (фр. style Guimard). Писатель Эдмон де Гонкур, настороженно воспринявший обтекаемые линии модерна, придумал для его обозначения пейоративный термин «стиль яхтинга». В итоге за явлением во Франции закрепился термин «ар-нуво» (фр. art nouveau)[5].

В Германии стиль первоначально называли «Belgishe» и «Veldeshe» в честь бельгийца Анри Ван де Велде, переехавшего в Германию в 1897 году и ставшего лидером искусства модерна в этой стране. Иногда модерн обозначали термином «Studio-Stil» по одной из англоязычных публикаций, описывавшей работы движения «Искусств и ремёсел». Иногда стиль называли более причудливо: «стиль загогулин» (нем. schnürkelstil) или «стиль ленточного червя» (нем. bandwurmtil). Тем не менее, термин «югендстиль» (нем. jugendstil) — «молодой стиль», по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Jugend, получил наибольшее распространение и закрепился в немецких словарях[5].

В Австрии стиль получил название «Сецессион» (нем. Secessionstil), по названию выставочной организации «Венский сецессион». Шотландские художники придумали себе громкое самоназвание «Школа Глазго» (англ. Glasgow school). В Испании закрепился термин «Модернизмо» (исп. modernismo). В Италии модерн первоначально именовали «цветочным стилем» (итал. stile floreale), но позже за ним закрепился термин «стиль Либерти» (итал. stile liberty), по названию лондонского магазина и текстилю, в основном в ориентальном стиле, который продавали в этом магазине. В Бельгии модерн называли «стилем угря» (нидерл. paling stil) или «стилем Общества XX» (нидерл. Le Style des Vinght) или «свободной эстетикой» (нидерл. La Libre Esthétique). Два последних термина использовали с целью отождествить модерн с одноимёнными объединениями художников, которые вывели Брюссель в лидеры нового художественного движения[3].

Русская художественная критика 1900-х годов применяла по отношению к символизму и модерну термин «новый стиль», а художественный критик Владимир Стасов, негативно отзываясь и о том и о другом, объединял их общим названием «декадентство»[6]. В русской искусствоведческой литературе термин «модерн» появился в 1920-х годах, в работах Эдуарда Старка («Старинный театр», 1922) и Алексея Фёдорова-Давыдова («Русское искусство промышленного капитализма», 1929)[7].

Иногда в качестве обозначения национально-романтической ветви модерна используют термин «национальный романтизм», под которым чаще всего понимается архитектурный стиль Финляндии и стран Скандинавии конца XIX — начала XX века, но который также используют в более широком значении, обозначая все национально-стилевые течения периода историзма конца XIX века и модерна[8]. Например, в Швеции термином «национальный романтизм» обозначают декоративно-прикладное искусство 1870—1920-х годов, при этом по немецкому образцу период с 1895 по 1905 год, когда художественная культура страны наиболее тяготела к западноевропейскому модерну, обозначают термином «югендстиль»[9]. С термином «национальный романтизм» было связано возникновение сугубо русского термина «северный модерн»[К 2]. Впервые он появился в дипломной работе Владимира Лисовского в 1966 году; использовать термин Лисовскому предложил Андрей Пунин. Под «северным модерном» подразумевалась национально-романтическая ветвь модерна в Скандинавии и Финляндии, а также её региональное ответвление в Санкт-Петербурге[10].

Обозначенные Эйдельбергом проблемы можно проиллюстрировать подходом, когда модерн пытаются определить через теоретические эссе Анри Ван де Вельде: взгляды художника на искусство модерна помогают понять «геометрическую» концепцию стиля в немецкоговорящих странах, но если строго следовать этой концепции, тогда Гауди выпадает из круга художников модерна. В связи с этим, норвежский историк искусства Стефан Чуди-Мэдсен (англ.) одним из первых, в 1967 году, отмечал, что модерн на самом деле представлял собой целый ряд стилей, отличавшихся своеобразием в разных частях Европы, но единых в своих основных принципах[12].

В российской историографии сложилось несколько интерпретаций и теоретических концепций «искусства модерна». Первая, академичная и наиболее распространённая, утверждает термин «модерн» в качестве наименования определённого художественного стиля, получившего распространение в данный хронологический период. Такой подход предложил, в частности, Д. В. Сарабьянов в книге «Стиль модерн» (1989), не приводя убедительной теоретической аргументации. Сложность заключается в том, что в этот краткий, но интенсивный период художественной жизни сосуществовали различные стилевые течения, художественные школы, творческие объединения. По содержанию и формам они значительно различались между собой, что противоречит общему определению стиля в искусстве.

Иную концепцию отстаивал Г. Ю. Стернин, основываясь на том, что главным содержанием культуры периода модерна было «стремление к синтезу различных источников, часто противоречивых методов и стилей, разнообразных, форм и приёмов»[13]. Г. Ю. Стернин сделал логичное заключение, что «искусство модерна нельзя понять, описывая лишь его общие, стилевые особенности… Несмотря на определённый пластический язык… это не только стиль искусства, но, прежде всего, стиль жизни». «Модерн» как научный термин «уместнее ставить в ряд не с чисто стилевыми категориями, а с таким историко-культурным понятием как бидермайер… Можно сказать, что бидермайер и модерн — это начало и конец целой исторической фазы романтизма»[14].

Ещё радикальнее подошли к это проблеме исследователи архитектуры В. С. Горюнов и М. П. Тубли: «Искусство, которое сравнительно недавно именовалось декадентским, всё отчётливее приобретает значение этапа, завершающего грандиозный цикл развития европейской культуры, начинавшегося ещё в пору античности. Несомненно то, что предпринятая на рубеже веков попытка обобщения эстетического опыта человечества, синтеза художественных традиций Запада и Востока, античности и Средневековья, классицизма и романтизма сопровождалась и, в известной мере, была порождена явлениями упадка, кризиса сложившейся к этому времени системы научных, эстетических и этических ценностей»[15]. В этих словах отражены энтузиазм и идеалистические настроения того времени. Многим казалось, что на их глазах создаётся совершенно новое искусство, отсюда и термин «модерн». «Мы гребень вставшей волны»,— писал В. Я. Брюсов, зачинатель символизма в русской поэзии «серебряного века»[16].

Основная художественная идея, доминировавшая в этот период — антиэклектическая направленность, стремление преодолеть хаос эклектизма в искусстве предыдущего времени, поиск гармонии искусства и жизни в промышленную эпоху. Мастера модерна стремились сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека, реализовать идеи «преображения жизни средствами искусства». В этом они следовали традициям романтизма и символизма. Особенностями периода модерна являлись расцвет декоративно-прикладного искусства и возрастание интереса к новым технологиям. Символизм был одним из течений в искусстве периода модерна и, в значительной степени, его идейной основой, хотя и не единственной. Показательно также закрепившееся за этим периодом русской культуры наименование «серебряный век» или же французское выражение «belle époque» («прекрасная эпоха»).

В период модерна происходило стремительное, кардинальное переосмысление старых и открытие новых художественных форм и приёмов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства. Художники модерна в стремлении к «большому синтезу» и «большому стилю» дерзко ломали привычные нормы и границы. Немецкое выражение «Jahrhundertwende» («поворот столетий») в этом отношении, как было подмечено А. А. Русаковой, лучше определяет содержание периода, чем чаще употребляемое французское «fin de siècle» («конец века»)[17].

Стремление к целостности — основная цель искусства периода модерна. В то же время многообразие художественных форм и сложность переходной эпохи, её кратковременность не позволили принципу целостности реализоваться достаточно полно во всех произведениях. Картина развития искусства в это время усложняется тем, что в период модерна существовали произведения не только в «стиле модерн». В архитектуре продолжали создаваться композиции в духе историзма и стилизаций в русле национально-романтического движения[18].

Категория: ИЗО
22.11.2022 14:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!