СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Модель дуального обучения в подготовке будущих специалистов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Не стыдись, когда помогают; тебе

предстоит задание, как бойцу на

крепостной стене. Ну что же делать,

если ты, прихрамывая, не в силах один

подняться на башню, а с другими

вместе это возможно?"

Марк Аврелий

«Профессиональное образование становится зеркалом экономики. В связи с этим важно понимание, что сферам труда и образования необходимо ответственное, заинтересованное, мотивированное отношение друг к другу».

Дуальное обучение – это форма организации и реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое – в организации работодателя.

Дуальное обучение в узком смысле практически совпадает с формой организации практики на рабочем месте в рамках образовательной программы. Эта форма подразумевает взаимодействие профессиональной образовательной организации с организацией работодателя и не ведет к изменениям системы профессионального образования на уровне всего субъекта Российской Федерации.

Актуальность дуального образования заключается в том, что 21 век принесет с собой совершенно новую экономику и общество, что неизбежно окажет влияние на техническое и профессиональное образование, которое признано обеспечить «мост в будущее» посредством качественной подготовки квалифицированных специалистов.

Впервые дуальное образование было введено в Германии. Ее опыт сегодня считается образцом для всего ЕС. Дуальное образование в Германии включает в себя достаточно развитый институт наставничества, характеризующийся активным участием предприятий в подготовке кадров. Дуальная модель обучения имеет в стране жесткие законодательные рамки.

Немецкая дуальная модель обучения находит признание на международном уровне и практикуется в ряде стран, таких как: Австрия, Венгрия, Босния и Герцеговина, Хорватия, Сербия, Словения, Македония, Черногория, Швейцария, Португалия, Дания, Нидерланды, Франция и Египет; в течение нескольких лет в Китае и других странах Азии. Систему обучения одной страны невозможно, просто скопировав ее, применять в другой. Ее необходимо проанализировать и адаптировать к условиям в системе образования данной страны.

Профессиональная квалификация молодых специалистов имеет большое значение для успеха каждого предприятия в отдельности и экономики страны в целом. Поэтому инвестиции в профессиональное образование являются инвестициями в будущее, обещающими среднесрочную и долгосрочную отдачу, что прописано в положении «Стратегии развития государства на период до 2020 г.»

В нашей стране проводятся первые шаги по апробации дуальной системы образования. Необходимо рассмотреть следующие явные преимущества такого вида обучения перед «традиционной» системой подготовки специалистов. Традиционная система обра­зования складывалась веками и тысячелетиями. В Древ­нем Египте, как и в Шумере, было принято бить ученика, чтобы он слушался; бесконечно повторять одни и те же упражнения, чтобы они лучше запоминались и доводились до автоматизма; заучивать старин­ные тексты, освященные авторитетом, и бесконечно копировать их. Принуждение, палочная дисциплина, непреложность содержания, определенного традицией, — все это было и отчасти остается харак­терно для системы образования многих и многих государств древней, средневековой и современной Европы.

Традиционная система образования — это обыкновенная предметно-классно-урочная система, которую почти каждый знает на своем опыте. Обучение организовано по пред­метам, учебное время делится на уроки, а уроков бывает от пяти до восьми в день и все они разные; учащиеся группируются по классам в соответствии с возрастом и без всякой возможности выбора учителя или соучеников; успехи в учении оцениваются при помощи баллов; всегда есть отличные, хорошие и плохие ученики; посещение уроков обязательно так же, как и участие в разного рода контрольных меро­приятиях.

Дуальная модель обучения в своей основе исключает диссонанс между теорией и практикой обучения, провоцируя студента на высокую мотивацию получения практических навыков и знаний. Учащийся фактически является на определенный срок, сотрудником компании, получая задание согласно его способностям и учебной программе. Если компания готова принять будущего специалиста, который прошел обучение на производстве этого предприятия, то она получит сотрудника, который будет уже знаком с рабочим процессом этой организации. Будущий специалист, обучаясь в двух местах одновременно – на предприятии и в образовательном учреждении, осваивает профессию на производстве. Следовательно, студент развивается как будущий профессионал в реальных условиях и может сразу определиться на месте – сможет, или захочет ли он выполнять эту работу и дальше, уже после получения диплома. Профессиональная адаптация учащегося происходит во время обучения, а не после, что благотворно сказывается на рабочем процессе в будущем. Также безусловным достоинством данного вида обучения является возможность плавного перехода от школы обучения к непосредственно профессиональной деятельности. Учебное заведение, которое ведет обучение по дуальной модели вырабатывает у своих подопечных ответственное отношение к труду и активную жизненную позицию, способствует разностороннему профессиональному развитию учащегося.

Несмотря на то, что корни данной модели уходят в профессиональное образование, сейчас проводятся исследования о возможности применении дуальной системы в обучении специалистов гуманитарных профессий. Это является показателем разностороннего интереса к этой модели обучения. В будущем необходимо сохранить и усовершенствовать модель дуального обучения, чтобы желание молодежи, направленное на получение образования, по времени гармонично сочеталось с нуждами экономики. Основной проблемой учебных заведений является низкий процент трудоустройства выпускников по своей специальности. При приеме на работу работодателей интересует не столько формат теоретических знаний выпускников учебных заведений, сколько их готовность к осуществлению профессиональной деятельности.

Высокая жизнеспособность и надежность дуальной системы, объясняется тем, что она отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников. Для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры, обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, при этом - экономя на расходах в поиске и подборе работников, их переучиванию и адаптации. Появляется возможность отобрать самых лучших студентов, ведь за три- четыре года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными.

Во время обучения при использовании дуального метода, студенты больше работают не с текстами, а с производственными ситуациями. Сложная теория легче осваивается через практику и решение реальных профессиональных задач. Для них дуальное обучение — отличный шанс легче адаптироваться к взрослой жизни, т.к. за свой труд на предприятии ребята получают денежное вознаграждение, а после его окончания — работу, к которой хорошо подготовлены.

Основные преимущества системы дуального образования можно выделить следующее:

  1. открывают дополнительные возможности повышения эффективности подготовки рабочих и технических кадров высшей квалификации;
  2. способствуют более разностороннему профессиональному развитию учащихся; обеспечивают диверсификацию профессионального образования, т.е. позволяют увеличить разнообразие предлагаемых профессиональных программ;
  3. обеспечивают взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимовлияние различных систем (наука и образование, наука и производство и т.п.), что приводит к качественным изменениям в про­фессиональном образовании.

Для обучаемых дуальное образование, наряду с оптимальной передачей профессионального опыта, означает и совсем иную степень социализации: молодые люди проходят проверку и учатся утверждать свою позицию в производственных условиях и, тем самым, в ситуациях «реальной жизни».

Подготовленные кадры по окончании обучения сразу же могут быть задействованы в произ­водстве: необходимость профессиональной адаптации отпадает.

Работодателям, в конечном счете, экономически целесообразно инвестировать в образование, поскольку «на выходе» они получают готового специалиста, досконально знакомого с особенностями работы именно этого предприятия (организации).

Последнее, что можно выделить.

В выступление В.В. Путина на заседании Государственного совета и Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России 23 декабря 2013 года, прозвучало следующее: «Чтобы будущие специалисты могли получить необходимые навыки непосредственно на предприятиях, и тот, кто уже трудится, мог повысить свою квалификацию, сменить профессию, если нужно - и сферу деятельности». «Считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже проходили эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях». И дуальная модель обучения, это важнейший компонент этого механизма и хочется ещё раз отметить, что она способствует:

  • освоению выпускниками профессиональных компетенций;
  • формированию активной жизненной позиции;
  • становлению ответственной личности, способной к продуктивному труду.
  • высокому проценту трудоустройства выпускников;
  • высокой мотивации в получении знаний;
  • принцип «от практики к теории», студент больше работает с производственными ситуациями;
  • оценку качества подготовки специалистов самими работодателями;
  • владению преподавателями всеми новшествами на производстве;
  • снижение нагрузки на бюджет.

Исходя из выше сказанного и подведя итоги, можно сделать следующий вывод.

Дуальная форма обучения позволяет значительно укрепить практическую составляющую учебного процесса, сохраняя при этом уровень теоретической подготовки, обеспечивающий реализацию требований ФГОС СПО, помогает решить задачу подготовки специалистов, полностью готовых к выполнению конкретных трудовых функций, повышает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

В настоящее время многие учебные заведения принимают участие в реализации проекта по подготовке рабочих кадров на основе дуального образования.

Литература

  1. Агранович М.Л. Экономические и социальные эффекты образования. Опыт статистического анализа. — М.: Просвещение, 2001. — 256 с.
  2. Аникеев А.А., Артуров Е.А. Современная структура образования в Германии// Alma mater. 2012. №3. С. 67-68
  3. Кузембаев С.Б., Альжанов М.К. Вопросы перехода на дуальное образование // Вестник КарГУ – 2013.
  4. Муратов В.С. Возможности дуальной системы образования при подготовке специалистов // Успехи современного естествознания. 2008. №7. С.91.
  5. Дуальная модель обучения как основа механизма взаимодействия образовательных учреждений и предприятий // Заочные электронные конференции. Режим доступа: http://econf.rae.ru/pdf/2014/09/3687.pdf (дата обращения 21.01.2016).
  6. Алиханов Р., Бакатина Д., Владимиров В. Эффективная Россия: производительность как фундамент роста // Российский журнал менеджмента. — 2009. — № 4. — С. 109—168.
  7. Мисиков Б.Р. Современный вуз: дуализм целей // Высшее образование в России. — 2006. — № 11. — С. 167—168.
  8. Чапаев Н.К. Интеграция образования и производства: методология, теория, опыт. Челябинск: ЧИРПО, 2007. — 408 с.
  9. Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату: Фаляхов И.И. ВОЗМОЖНОСТИ ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 10(35). – Новосибирск: СибАК, 2014.
  10. http://fb.ru/article/271944/dualnoe-obrazovanie-opyit-germanii-i-vnedrenie-v-rossii
  11. http://testent.ru/news/chto_takoe_dualnaja_sistema_obrazovanija/2012-04-06-805
  12. https://studfiles.net/preview/2378638/page:54/
Категория: Прочее
08.04.2019 14:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!