СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методики преподавания. интересная статья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предназначена эта статья тем, кто не понимает, как и на каких курсах иностранных языков стоит учиться, тем, кто не знаком с текущим положением дел в лингвистической сфере. Ниже представлен перечень методик преподавания английского языка, существующих сегодня. 1. Традиционная методика 2. Коммуникативная методика 3. Авторские методики (Китайгородская, Шехтер, метод школы “Denis’s School”, учебного клуба Mr.English и т.д.). 4. Советский опыт обучения английскому языку, ещё оставшийся в некоторых общеобразовательных государственных школах.

1.ТРАДИЦИОННАЯ МЕТОДИКА.

Она называется ещё лексико-грамматическая методикой, грамматико-переводным методом, классической методикой.

Для кого предназначена? Для тех, кто хочет сделать язык своей профессией. Так язык преподают в школах с языковым уклоном и ВУЗах нелингвистической направленности, где иностранный язык воспринимается лишь как дополнительный предмет, включенный в учебное расписание лишь потому, что того требует программа. Эта методика для людей, которым язык нужен для профессии, но, к сожалению, ее практическая применимость лишь формальна, условна. Методика, по большей части, предназначена для флегматиков, меланхоликов, замкнутых людей, не ориентированных на коммуникацию. Для тех, кому не нужна разговорная речь, для тех, кому хочется просматривать фильмы, она пригодится в меньшей степени. Ее ориентированность – на восприятие печатного текста, так что читать новостные блоки и книги в адаптированной версии она научит, а также будет хороша для сдачи экзаменов, что называется, «для проформы», по «топикам», предусматривающим заучивание монолога наизусть, но не вхождение в коммуникацию ни с преподавателем, ни с носителем языка. Она рассчитана на пассивное восприятие, где язык нужен лишь на уровне узнавания. Человек будет мало и неуверенно говорить, но понимать – очень многое.

Продолжительность обучения. Занятия по традиционной методике длятся от двух до пяти лет, именно такие сроки обучения заложены в сетке часов нелингвистических ВУЗов. Это спокойное и размеренное обучение. Кстати, в школах также используется исключительно традиционная методика, так как формат ЕГЭ не подразумевает говорения, а сосредоточен на детальном анализе грамматических упражнений либо текстов. Принцип работы методики. Традиционная методика предполагает фундаментальное длительное изучение языка. Постепенный переход от простого к сложному с упором на грамматику. Начинаются занятия с вводного курса - постановки органов речи, фонетики, которая впоследствии, к сожалению, уходит на второй план и успешно забывается. Отдельно объясняется грамматика, отдельно лексика. От звуков и звукосочетаний переходят к фразам, от знаний к навыкам и умениям, от образцов к автоматизму. В рамках одного урока студенты сначала проходят грамматику, потом лексический компонент языка, затем выполняют упражнения на закрепление материала. Формула обучения – обучение языку через последовательное изучение грамматики, чтения, письма, но с минимумом неподготовленного общения. Язык раскладывается на отдельные составляющие – фонетику, грамматику, лексику и синтаксис и слушателей постепенно вводят в систему языка. Говорить на языке они начинают самое раннее спустя год-полтора. Грамматика – самоцель, и она не предполагает связки с какой-либо лексической темой. Методика предполагает использование русского языка для объяснения различных аспектов чужого языка. Используется много упражнений по переводу с английского языка на русский, изредка – в обратном направлении. Много времени, может быть, основная часть времени, уделяется грамматике, отработке её норм и практик. На занятиях происходит заучивание грамматических конструкций, чтение, перевод со словарём. Выражать свои мысли проходится редко.

Отрицательные стороны традиционной методики. Человек по окончании курса испытывает психологический барьер. Традиционный метод учит говорить и писать правильно, выпускник таких курсов скорее промолчит, чем произнесёт неправильную фразу. Искусственно созданные упражнения не формируют «пользователя языка». Человек, не имеющий возможности «погрузиться» в языковую среду, строит фразы на основе русского языка, так и не преодолев барьер внутреннего перевода. Это слишком долгий путь к умению общаться. Многие не доходят до конца обучения. Учебники. Учебник Бонка – это эталон традиционной методики. Учебник был издан в 1960 году. Курсы «по Бонку» длились тогда два года три раза в неделю. Сейчас, это исключительно - английские и американские учебные пособия "Changes", "Passages"и т.д. Эти учебники нельзя использовать как самоучители, они предназначены только для групповой работы. Эффективно обучать с их помощью может только подготовленный преподаватель. Эти учебники рассчитаны на студентов любой страны мира.

2.КОММУНИКАТИВНАЯ МЕТОДИКА.

Она называется ещё интенсивной методикой. Некоторые преподаватели говорят, что правильнее её назвать когнитивной методикой.

История возникновения и развития коммуникативной методики – процесс долгий и непоступательный. Коммуникативная методика зародилась, когда болгарский психотерапевт Г.Лозанов постулировал, что с помощью психологических приёмов – внушения, привлечения внимания и т.д. можно обучать иностранному языку за 24 дня. Уроки превращались в театральные спектакли. Параллельно с этим в середине 70-х российские преподаватели создавали коммуникативную методику, называемую «активными методами изучения иностранного языка». Чуть позже появились авторские методики Китайгородской и Шехтера. В 1968 году при МГУ открылся Центр интенсивного обучения иностранным языкам союзного значения. В конце 80-х, когда рухнул «железный занавес» и появилась возможность выезжать в зарубежные страны, появилось новое требование к изучению языка – скорость. Граждане тогда ещё СССР начинают активно контактировать с «внешним миром», в частности в сфере бизнеса, и понимают, что не могут свободно общаться с иностранными партнёрми. Неудивительно: принятая в ССР система преподавания иностранных языков не предусматривала развитие речевых навыков. В этих условиях и сложилось новое интенсивное направление. С конца 80-х, начала 90-х стали открываться курсы английского языка. В частности, в 1988 году был организован образовательный центр «Интенсив» - самый лучший центр по интенсивному изучению иностранных языков на тот момент. Для кого? Для тех, у кого нет времени быстро учить язык. Для тех, кто хочет уехать за границу в тур, эмигрировать, жениться на иностранце или работать за рубежом. Для тех, кому язык нужен для сугубо практических коммуникативных целей, представленных выше. Обычно для холериков и сангвиников, для людей открытых и умеющих общаться. Продолжительность обучения. Обычно интенсивные курсы состоят из нескольких ступеней, длящихся порядка полугода, максимум 9 месяцев, причем уже по окончанию очередного этапа слушатель ощущает существенные подвижки в своих познаниях. Принцип работы методики. Коммуникативный курс – это набор методических приёмов, которые обеспечивают свободный разговорный язык. Задача интенсивного курса – снять речевой барьер, заставить его свободно общаться на иностранном языке. Упор ведётся на разговорную речь. Основа методики – это активная языковая практика, практика живой разговорной речи. Грамматика и упражнения на перевод отступают на второй план, хотя и не игнорируются. Упор на них делается в рамках первых ступеней обучения. Сначала слушатели изучают слова и фразы, готовые выражения в диалоге, и только потом с помощью грамматики им объясняются законы построения. Не менее 50 процентов времени отводится разговорной речи, практике общения и аудированию, парно-групповым видам работ: ролевым играм, разыгрыванию сцен из повседневной жизни. Темы могут использоваться самые разные – от бытовых до культурологических. Учебный материал отбирается из жизненных ситуаций. Разговорная речь тренируется в беседах, имитирует реальные ситуации в профессиональной практике. Используется широкий спектр образовательных средств: живое общение с преподавателем, развитие логического языкового мышления, игровые элементы, аудио и видео материалы. Уроки лишены занудства, живы и интересны. Цель этой методики – развитие навыков общения в любых жизненных ситуациях. А также понимание развитие слуха, чтение с целью получить информацию, написание докладов, умение вести диалог на социально-бытовые и профессиональные темы. Говорить слушатели начинают уже с первых часов курса. Свободное языковое общение преподавателя со слушателем начинается с первого занятия. Отличие от традиционной методики в том, что учитель относится к ученикам как к друзьям и партнёрам, как к собеседникам, а не «объектам обучения». Собственным артистизмом преподаватель заражает студентов, превращая каждый урок в театральное представление, которое запоминается надолго. Грамматика не является самоцелью, а предполагается лишь в связи с какой-либо темой. Грамматического материала на интенсивных курсах мало, но каждое грамматическое явление тут же отрабатывается в устной речи. Методика избавляет от заучивания грамматических конструкций или шаблонных «топиков». Обучение общению организовано через общение. Надо отметить, что на занятиях в меньшей степени используется русский язык. Создаётся эффект погружения в языковую среду. Английская грамматика объясняется по-английски, если уровень не абсолютно начальный. Используется мало упражнений по переводу, так как это подразумевает изложение чужих мыслей. Иногда возможен «обратный перевод» при закреплении грамматики, но это уже заимствование из традиционной методики. Учебники. Это исключительно - английские и американские учебные пособия "Headway", "Cutting edge", "Inside out". Они же используются при обучении в стенах «Глоссы» в качестве базовых учебных пособий. Эти учебники также нельзя использовать как самоучители, они предназначены преимущественно для групповой работы, хотя и дополнены рабочими тетрадями и грамматическими практикумами, которые выводят слушателя в необходимость анализировать и оттачивать лексический и грамматический компонент дома, индивидуально.

Отрицательные стороны методики. За такой короткий срок нельзя достигнуть определённого уровня владения языком. Механизм познания английского языка состоит из стадий, как, например привыкание к языку или стадия развития навыков использования небольшого количества разговорных фраз на базе начальных грамматических конструкций. Чтобы поистине свободно заговорить на английском с нуля, следует распроститься с иллюзиями про обучение за короткий срок, подготовиться к планомерному переходу от уровня Beginner к Advanced, проходя такие стадии, как Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate, Upper-Intermediate. То есть в итоге также придется потратить не менее трех лет, чтобы заговорить успешно и без психологических либо объективных лингвистических барьеров и препон. Невозможно освоить все элементы языка за отведённое время в 6-8 месяцев. В чистом виде 1 курса будет недостаточно. Занятия по этой методике предполагают, что большая часть времени отводится разным речевым упражнениям. Слушатель узнает и начнёт использовать большое количество разговорных фраз. Главное – научить выражать свои мысли на английском языке. Проблема языкового барьера снимается. Но за счёт чего? Конечно, интенсивный метод позволяет людям быстрее преодолеть боязнь говорить на чужом языке. Ведь коммуникативный метод «развязывает язык». Выпускник таких курсов говорит бойко, но его речь чрезвычайно замусорена. Если языковая среда отсутствует, то навык общения, приобретённый в ходе обучения коммуникативным методом, утрачивается очень быстро. Грамматика должна быть предложена системно, поскольку у слушателя возникает ощущение, что грамматика подаётся стихийно и нелогично. Нет стройной связки между грамматическими темами. К сожалению, слушатель становится «заложником» курсов и вынужден посещать их постоянно, чтобы языковые навыки не ушли, как песок сквозь пальцы.

Общие рекомендации. Сравнительный анализ традиционной и коммуникативной методик. Коммуникативный подход эффективен только при сочетании различных методов (или их элементов): традиционных, альтернативно-интенсивных и т.д. Каждая из этих методик имеет большие плюсы и большие минусы. Наверно, для русских слушателей наиболее логичным является синтез, комплексное сочетание коммуникативной и традиционной методик. Преподаватели «Глоссы» пришли к выводу, что ни одна из методик не универсальна…

3. АВТОРСКИЕ МЕТОДИКИ.

Существует методика активизации резервных возможностей Китайгородской и эмоционально-смысловой метод. Но о них мы можем только упомянуть, так как наши визиты в эти школы не вдохновили нас на полное заимствование их идей и принципов. Что-то интересное методистам «Глоссы» удалось почерпнуть, но все же комплекс методов обучения скорее вычурный, нежели эффективный.

Широко рекламируемый так называемый "метод 25-го кадра" часто подается как один из мощнейших методов изучения иностранных языков. Основой метода является подсознательное восприятие информации в виде пар слов на русском и английском языках. Но подобный вариант простого запоминания значения слов ничего не может дать при изучении иностранных языков. Кроме этого, и сама технология 25-го кадра все чаще и чаще ставиться под сомнение. Для более подробного изучения данного вопроса настоятельно советуем изучить статью "Слухи о 25-м кадре подсознательно преувеличены" на сайте "Наука и Техника". Нами было принято решение отказаться от применения подобной неоправданной методики в процессе обучения иностранным языкам в стенах ЛЦ «Глосса».

Еще одним из альтернативных методов изучения языков является Метод Игоря Шехтера. Он основан на том, что иностранный язык должен восприниматься как родной. Для реализации на первых порах слушателей учат выражению своих мыслей в высказываниях в различных гипотетических ситуациях, а в дальнейшем добавляется и различный грамматический материал. Данный метод можно условно отмести к эмоционально-смысловому подходу к изучению иностранного языка. Методика Шехтера предполагает свободное языковое общение преподавателя со студентами с первого занятия. Учащиеся выбирают себе второе имя, привычное для носителя изучаемого языка, и соответствующую "легенду" архитектор из Глазго, скрипачка из Палермо и т.д. Суть метода в том, что фразы и конструкции запоминаются естественно. Общеизвестно, что многие столичные дворяне, жившие на рубеже XVIП-XIX вв., выражаясь словами Пушкина, "по-русски плохо знали". Патриотическая волна языкознания захлестнула высшее общество только после событий 1812 г. (Как неожиданно русская речь зазвучала в письме Жюли Карагиной к подруге княжне Волконской!) В какой-то мере русских дворян можно было считать предшественниками тех, кто изучает язык по методу Шехтера. В его школе "Система-3" отказались от установки создателя метода, который утверждал, что до основных грамматических правил студент должен "дойти" самостоятельно. Грамматические курсы служат мостами-связками между ступенями обучения (всего их 3). Предполагается, что после первого этапа студент не потеряется в стране изучаемого языка, после второго - не заблудится в грамматике собственного монолога, а после третьего сможет быть полноправным участником любой дискуссии. К недостатками данного метода можно отнести то, что обучение можно начинать только в возрасте от 16 лет. Он также не используется нами, поскольку не может быть использован эпизодически наряду с другими методиками и подразумевает отказ от комбинации ряда учебных пособий, аудио- и видео-курсов.

Метод лингвиста и психолога Дениса Рунова базируется на обучении грамматике с использованием графических символов и заучиванию новых слов по методу прямых ассоциаций. Как и большинство авторских методик, метод Дениса Рунова может быть использован только с 14 лет. В рамках педагогического процесса в «Глоссе» данный метод оставлен без внимания.

Есть также методика Н.Клебановой «Английский на 42 страницах», послужившая основой различным интенсивным курсам. Но дело в том, что даже педагог и полиглот Дмитрий Петров, прославившийся циклом передач на канале «Культура» под названием «Английский за 16 часов», признает, что данный слоган, вынесенный в название передачи – не более, чем манок, яркая обертка, способная максимум послужить мотивационной зацепкой для слушателей, спровоцировать их интерес к изучению языка. В начале 90-х появились методики, основанные на восприятии иностранного языка на слух. Обучение за рулём, кассеты Илоны Давыдовой и т.д. Впрочем, в них быстро разочаровались – ничем не подкреплённое запоминание слов и выражений не могло привести к ожидаемому результату. Да и кассеты Илоны Давыдовой не содержали никакого звукового сигнала, пропадающего при переписывании – то есть мнимое нейро-лингвистическое чудо записи языка «на подкорку» обернулось пшиком.

4. СОВЕТСКИЙ ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ.

Все ещё оставшийся в некоторых общеобразовательных государственных школах. Советский опыт обучения иностранным языкам был ориентирован на пассивное знание языка. В этом была своя задача – контакты с иностранцами не поощрялись и были нежелательны. Любые материалы для занятий языком были выверены идеологически. Они не учили говорить. По окончании десяти классов человек мог читать, переводить, поверхностно знать грамматику, пересказывать несколько «топиков» (зачастую носящих идеологический характер – война 1941-1945, Октябрьская революция, Русский космос и т.д.). Не было достаточного количества повседневной лексики. Традиционные советские учебники содержали и содержат (они выпущены уже после 1991 года, но являются «советскими» по духу) устаревшие тексты. Да и оформление учебников было бледным и невыразительным. По большей части уроки иностранного языка в школе, да и в ВУЗе оказывались пустой тратой времени. И это накладывалось на подчас неквалифицированное и немотивированное качество преподавания, когда без репетитора человек едва ли мог разбираться в грамматике. Когда русские средних лет говорят иностранцам, что учили язык 10 лет – 6 в школе и 4 в ВУЗе,- те недоумевают: почему же они говорят так плохо?

04.11.2015 16:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!