СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика подготовки и проведения предметной недели по математике в средней школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое объединение учителей математики города Судака РК

«Методика подготовки и проведения предметной недели по математике в средней школе».

Подготовила учитель математики МБОУ «Солнечнодолинская средняя общеобразовательная школа» городского округа Судак Волченкова Татьяна Семёновна.

В настоящее время перед учителями математики стоит задача не только дать определенную сумму знаний учащимся, но и вооружить их умениями самостоятельно добывать эти знания, воспитать интерес к самостоятельному изучению математики и ее прикладных приложений.

Внеклассная работа по математике является одним из средств выполнения этой задачи. Она способствует повышению уровня математической культуры и развитию познавательных способностей учащихся, расширяет их математический кругозор.

В нашей школе стало традицией проводить предметные недели. Это настоящий праздник. Внеклассная работа по предмету является важной частью учебно-воспитательной работы в школе. Главной движущей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует ученику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора способов творческого самовыражения – возможностью делать то, что можешь и хочешь: попробовать себя в разных ролях. Цели и задачи внеклассных мероприятий существенно отличаются от целей и задач уроков и дополнительных занятий. Внеклассная работа по предмету имеет свое собственное содержание, свою специфику в организации и проведении, свои формы и методы и преследует: пробудить интерес к учебному предмету; выявить одаренных школьников, а также воспитать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, возможности; углубить и расширить знания, полученные на уроках.

От умения учителя правильно организовать внеклассную работу и грамотно выбрать ее форму зависит во многом эффективность учебно-воспитательного процесса.

  1. Формы организации внеклассной работы

В настоящее время существует разнообразные формы внеклассной работы по предмету. Наиболее эффективной формой внеклассной работы по предмету является предметная неделя, которая позволяет привлечь большое количество обучающихся с разными способностями и интересами в разнообразные виды деятельности.

  1. Особенности организации и проведения предметной Недели математики в школе

Одной из форм организации внеклассной работы в ОУ является проведение Недели математики. Предметная неделя по математике проводится в соответствии с планом работы.

Целью её проведения является развитие личностных качеств обучающихся и активизация их мыслительной деятельности, поддержка и развитие творческих способностей и интереса к предмету, формирование осознанного понимания значимости математических знаний в повседневной жизни.

3.Задачи проведения Недели математики в школе:

1. Развивать у обучающихся интерес к занятиям математикой.

2. Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по математике.

3. Развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.

4. Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.

5.Воспитание умений применять имеющиеся знания в практических ситуациях.

4. Принципы организации Недели математики:

1. Принцип массовости (работа организуется таким образом, что в творческую деятельность вовлекается как можно больше обучающихся).

2. Принцип доступности (подбираются разноуровневые задания).

3. Принцип заинтересованности (задания должны быть интересно оформлены, чтобы привлечь внимание визуально и по содержанию).

4. Принцип соревновательности (ученикам предоставляется возможность сравнивать свои достижения с результатами учащихся разных классов).

Неделя математики открывается и проводится каждый год по-разному. В течение уже нескольких лет темы не повторяются. Это дает возможность ученикам, переходящим из класса в класс, расширять свое мировоззрение и развивать больший интерес к предмету.

План подготовки и проведения предметной недели утверждается директором школы не позднее, чем за две недели до начала ее проведения.

Организатором предметной недели является школьное методическое объединение учителей математики и информатики.

Участники предметной недели: • учителя, ответственные за проведение предметной недели; • ученики 5 – 11 классов, а также учащиеся начальных классов.

Проведение предметной недели сопровождается разнообразной наглядной информацией, которая располагается в различных помещениях школы.

В рамках предметной недели проводятся разнообразные конкурсы и мероприятия: - интеллектуальные конкурсы по предмету; - нетрадиционные уроки по предмету; - внеклассные мероприятия на параллели учебных классов и между параллелями; - общешкольные мероприятия.

По итогам предметной недели наиболее активные ее участники (как учителя, так и обучающиеся) награждаются памятными призами или грамотами.

По итогам предметной недели определяется состав команды школы для участия в городских интеллектуальных конкурсах, проводится набор в школьное научное общество учащихся.

По окончании предметной недели на заседании ШМО учителей математики и информатики проводится анализ мероприятий, организованных в ходе недели.

По итогам предметной недели зам. директора по УВР и в папку ШМО сдаются следующие документы: - план предметной недели; - тексты заданий для интеллектуальных конкурсов и протоколы с их результатами; - планы или сценарии открытых мероприятий; - анализ итогов предметной недели.

В этом году девиз мы выбрали такой: «В математике нет царских путей». Внеклассная работа по математике – это вотчина самого учителя. Именно здесь раскрываются математические «пристрастия» педагога и способности учащихся. В школе стало традицией проведение предметных недель.

Математике в нашей школе были «отданы» 2 и 3 неделя декабря. В подготовке и проведении Недели принимают участие не только учителя-предметники, но и учащиеся.

Заранее утверждается план Недели, ответственные за каждое мероприятие, разработка сценариев. О начале Недели математики возвещает выпуск газеты, открытие Недели проходит в форме общешкольной линейки. В последующие дни в классах проходят различные конкурсы, олимпиады, турниры смекалистых и т.п. Завершается Неделя математики общешкольным мероприятием и подведением итогов, награждением победителей конкурсов, а также ребят, активно принимавших участие в Неделе математики.

Проведение предметной недели осуществляется по следующим направлениям:

  1. Направление первое. “День истории математики”.

Знакомство учащихся с фрагментами истории математики имеет вполне определенные задачи, а именно:

- сведения из истории повышают интерес школьников к изучению математики и ведут к глубокому пониманию изучаемого материала;

- ознакомление с историческими фактами расширяет кругозор учащихся и повышает их общую культуру, помогает лучше понять роль математики в современном обществе;

- знакомство с историческим развитием математики способствует общим целям воспитательной работы.

Для достижения этих целей для учащихся была проведена экскурсия по книжной выставке, которая была организована в школьной библиотеке.

2.Направление второе. “День занимательной математики”.

Активизировать деятельность учащихся по овладению математическими знаниями можно путем умелого применения занимательных заданий. Занимательность характеризуется следующими показателями: новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям. Занимательная задача – это та, которая вызывает непроизвольный интерес, являющийся следствием необычности сюжета, непривычной формы ее подачи. Решение таких задач вырабатывает у учащихся внутренний положительный отклик, развивает их любознательность. Для выполнения этой части предметной недели был организован турнир смекалистых, которые во время перемен могли решить те или иные задания и показать их решение учителю, который во время перемен был рядом с ребятами.

3.Направление третье. “День математических состязаний”.

В нашей школе невозможно провести традиционные командные состязания между классами одной параллели, поэтому их проводят внутри одного класса. В заданиях для состязаний, конкурсов, викторин должен содержаться разнообразный материал, различные задачи. Так учащиеся 6-а класса состязались в математическом КВН среди девочек и мальчиков.

4. Направление четвертое. “ День прикладной математики”.

В формировании у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для применения математики в других учебных дисциплинах, в трудовом процессе, в быту и т.д. заключается прикладная направленность в обучении математике. Так учащиеся старших классов самостоятельно или с помощью родителей изготовили модели по стереометрии по условиям конкретных задач, что даёт практическое использование их на уроках геометрии.

Содержание математической задачи, метод решения которой освоен учащимися, вызывает у них интерес, если это содержание связано с раскрытием элементов профессионального мастерства и математической культуры людей, с пониманием природы математики, развитием мировоззрения.

Прикладные задачи повышают интерес учащихся и к самой математике, поскольку для подавляющего большинства учащихся ценность математического образования состоит в ее практических возможностях. Надлежащего воспитательного эффекта можно ожидать от истинно практических задач, удовлетворяющих определенным педагогическим требованиям:

Эффективным средством облегчения процесса математизации прикладной задачи является широкое использование наглядности: фотографии, слайды, плакаты, модели, рисунки из книг и другое.

5.Направление пятое. “День научно-исследовательской работы по математике”.

В условиях школы подготовка и проведение такого мероприятия связано с выполнением научно-исследовательских работ по математике, и с этими работами учащиеся выступают перед старшеклассниками, отвечают на вопросы, аргументируют свои выводы по рабте, учителя дают рекомендации, определяются ребята для защиты своих работ в конкурсе МАН РК.

6.Направление шестое. “День математических игр”.

Игра – творчество, игра – труд. Игровые формы деятельности дают возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, их продуктивного общения с присущими элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. В процессе игры у детей вырабатывается навык сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся познавать, запоминать новое, ориентироваться в необычных ситуациях, пополнять запас представлений, понятий, развивать фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Для достижения этих целей проведены открытые уроки - открытия, уроки - игры, уроки – конкурсы.

Перечисленные направления внеклассной деятельности пересекаются по содержанию и формам проведения мероприятий, поэтому разбиение по дням недели условно. В зависимости от условий школы, контингента учащихся, занятости педагогов и учащихся предложенный план недели можно корректировать, подстраивать под расписание и отвоз учащихся из школы.

Подведение итогов.

Подведение итогов предметной недели можно разделить на две части:

1. Основные итоги недели математики в школе подводятся организационным комитетом и объявляются на общешкольной линейке. Результаты состязательных мероприятий подводятся сразу после завершения. Участники недели поощряются призами, победители конкурсов награждаются школьными дипломами или грамотами. В качестве призов можно использовать книги, школьные принадлежности. Результаты доводятся до сведения родителей, которые получают благодарственные письма.

2. Учитель математики и классные руководители должны проанализировать каждое мероприятие предметной недели: достигло ли оно поставленной цели, каким образом оно работало не только на цель самой предметной недели, но и на цели и задачи всей учебно-воспитательной работы школы. Для получения результатов необходимо использовать различные методы исследования: наблюдение, анкетирование, беседу с учащимися и учителями, изучение продуктов деятельности учащихся. Обсуждение полученных результатов проводится на очередном педсовете.

Результативность

1.В неделе математики участвовало 128 учащихся. В ходе проведения недели большую активность проявили учащиеся 5-11классов.

2. У учащихся развиваются умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками информации.

3.У 12% учащихся возросло желание работать самостоятельно, появилась уверенность в своих силах.

4. Надо отметить, что такие нехитрые мероприятия мобилизуют на активную работу и класс в целом, и каждого ученика в отдельности, ведь каждый из них одновременно и участник, и «болельщик». Проведение недели математики несёт и воспитательную нагрузку: ребята сопереживают успехам своих товарищей, члены команды-победительницы сталкиваются с проблемой справедливого распределения полученного призового балла, ну и, главное, воспитывается трудолюбие, воля, активность, терпение, ответственность.

Что мне дала практика проведения предметной недели по математике?

1.Я поняла, что у каждого ученика должна быть возможность выбора. Только тогда он становится активным участником недели , положительно воспринимает информацию. При жесткой регламентации у него может появиться отрицательная реакция: «не хочу», «не буду».

2. И конечно я получила бесценный опыт общения с детьми. Я ещё раз убедилась в том, что дети не такие уж страшные и безнадежно запущенные, какими они представляются нам. Нет, они оказались совершенно нормальными, обычными детьми, со своими радостями, горестями, интересами и настроениями. Ещё раз поняла, что им не хватает доброго слова и уважения.

Анализ проведения предметной недели

Сроки и все намеченные мероприятия Недели выполнены. Поставленные цели достигнуты. Наблюдалась хорошая активность учащихся (около 85%).

Так, в олимпиаде по математике приняли участие 33 человека, в конкурсе рисунков и составлении кроссвордов - 15 человек, в общешкольном мероприятии «Математический калейдоскоп» - 6 человек, в оформлении Недели задействовано 5 человек.

Итоговые результаты математической олимпиады и конкурса эрудитов были оформлены и вывешены для ознакомления ученикам.

При подведении итогов были отмечены поощрительными призами победители олимпиады, отдельным призом награждена команда общешкольного мероприятии «Математический калейдоскоп», а также получили призы участники игр.

Во внеурочное время ребятами была выпущена предметная газета, оформлены бюллетени «Из жизни великих математиков», «Математика – царица всех наук» и другие.

При подготовке и проведении Недели учителем написан сценарии мероприятий и сделаны презентации с использованием ИКТ. Активное участие в проведении Недели приняли ученики 8-9 -х классов. Наиболее отличившиеся были поощрены памятными сувенирами. Все внеклассные мероприятия отличались высоким организованно-методическим уровнем и способствовали формированию познавательного интереса обучающихся математике. Предметная неделя позволила школьникам познать себя, дала возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом она послужила развитию творческого мышления, умения делать умозаключения, воспитанию мотивации к учению. Полученные результаты показали, как можно планировать конкретную работу с конкретными обучающимися по определенной теме программы, позволили увидеть перспективы индивидуального развития ребенка. Неделя математики прошла дружно и вовлекла в работу всех учеников. Все ребята подбирали материалы, участвовали в проводимых мероприятиях. После праздника приходят будни, но интерес к предмету остается и его надо закреплять ежедневной работой и на уроках и после уроков.

Категория: Математика
03.01.2016 12:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!