СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы изучения лирических произведений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Балдина Татьяна Игоревна

ГАПОУ СО «Каменск-Уральский радиотехнический техникум»

преподаватель

Методы и приемы изучения лирических произведений

Большинство методистов уверены, что работа с лирическими произведениями в школе – одна из самых сложных. Язык поэзии часто для учащихся остается чуждым из-за неразвитости культуры чтении лирических текстов. Поэтому задачей учителя становится развивать эту культуру. В. Г. Маранцман и О. Ю. Богданова предлагают такой метод: начинать каждый урок литературы с поэтической пятиминутки, на которой учащиеся рассказывают прочитанное недавно или полюбившееся им стихотворение. Таки образом, каждый ученик хотя бы один раз в месяц будет практиковать навыки чтения лирического текста и расширять свой эстетический и духовный кругозор.

Рабочая программа СПО предлагает довольно богатый лирический материал для изучения. Учащиеся знакомятся с лирикой В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, Н. А. Заболоцкого и некоторых других [3].

Задачей преподавателя литературы становится показать движение поэтической мысли, обнаружить переливы чувств, найти причины изменения настроения, выявить и оправдать сквозные и центральные образы стихотворений, цепочку ассоциаций автора. То есть показать стихотворение как целостную динамическую систему, в которой все взаимосвязано. Причем дать понять, что стихотворение – это не замкнутая система, оно связано и со всем творчеством автора, его мироощущением, развитием литературного процесса.

Большинство методистов (В. Г. Маранцман и О. Ю. Богданова, Л. А. Сомова, А. В. Терлова, Е. В. Карсалова) предлагают примерно схожий алгоритм работы с лирическим текстом на уроке.

  1. Вначале урока следует особенно тщательно подготовленное вступительное слово учителя о стихотворении, которое создаст «установку» на дальнейшую работу с ним. Это объясняется тем, что не все студенты, приходя на урок, настроены на восприятие чужих чувств и выражение своих. Поэтому важно построить это вступительное слово так, чтобы оживить личные ассоциации школьников, постараться воссоздать реальный фон, на котором было создано стихотворение. Такое вступление в дальнейшем при анализе поможет школьникам в конкретизации поэтических образов.

Настрой на дальнейшую работу создается с помощью следующих методов и приемов: кратким комментарием учителя о жизни автора, о поводе, который послужил написанию стихотворения; проведение небольшой экскурсии, которая будет особенно полезна при изучении пейзажной лирики; возможно прочтение стихотворений других поэтов на близкую тему или со схожим настроением; хорошим приемом будет соединить вступительное слово с музыкой или другими искусствами.

Эмоциональный тон первого слова должен быть максимально схожим с настроением лирического произведения.

  1. Первое выразительное чтение стихотворение должно быть осуществлено преподавателем или профессиональным исполнителем, чтобы сохранить глубину эмоционального воздействия, в крайнем случае это может сделать хорошо подготовленный ученик. От первого прочтения зависит отношение учащихся к стихотворению и, следовательно, весь ход дальнейшей работы.

Лирическое чтение должно создавать впечатление только что родившегося монолога, только так возможно разбудить ответные чувства у слушателей. Учащихся при этом ничто не должно отвлекать от прослушивания монолога, не стоит давать какие-либо задания в этот момент. Хорошо, если учитель прочитает стихотворение под музыку.

  1. После прочтения стихотворения нужно дать учащимся несколько секунд, для осмысления и переживания возникших чувств.
  2. К анализу стихотворения следует подходить очень деликатно. После непосредственного и живого впечатления, студентов может напугать или оттолкнуть «алгебра» холодного анализа. Поэтому его следует начинать или незаметно или в тон только что прослушанного стихотворения.

При переходе к анализу можно использовать следующие приемы: попросить учащихся описать возникшие чувства, впечатления, настроение, которое вызвало у них стихотворение; если предварительно прослушать несколько вариантов чтения стихотворения, значительно отличающихся между собой (А. А. Остужев, В. Н. Яхонтов, В. И. Качалов читают стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта»), то возможен такой вопрос учащимся: какой вариант прочтения стихотворения кажется вам наиболее удачным и почему. Отвечать на вопрос следует с опорой на стихотворение – поиск доказательств своей точки зрения. Подобное задание вызывает спор в группе, и потребность более глубокого анализа стихотворения. Преподаватель же в этот момент должен направить работу так, чтобы показать, что во всех вариантах прочтения есть нечто общее – это общее и является ключевым в стихотворении. В конце обсуждения делается вывод, что в литературе, а особенно в лирике, не может быть одного правильного способа воплощения авторской мысли, но есть во всех вариантах нечто общее и основополагающее, что изменить нельзя.

  1. Разбор лирического текста должен идти от общего к частному. Целью работы данного этапа становится нахождение связи между образами и ассоциациями поэта. С осторожностью нужно подбирать методы конкретизации: устное рисование и т.д., так как конкретизация возможна не всегда. Например, в стихотворении «Я вас любил…» А. С. Пушкина она невозможна, а в стихотворении «Забытая деревня» Н. А. Некрасова вполне возможна.

Работа этого этапа строится следующим образом:

  1. Сначала преподаватель восстанавливает реальную картину возникновения произведения: историю создания, связь с жизнью автора, дает краткую характеристику эпохи. Возможно, этот рассказ осуществят сами учащиеся, выступая с докладом.
  2. Внимание обращается на жанр произведения: учащиеся работают с термином и текстом.
  3. Переход к разбору образно-тематической основы стихотворения: выделение ключевых образов, мотивов, темы. Здесь возможны следующие приемы работы: устное рисование, «выписки на тему», выделение в тексте ключевых слов.

При работе с образами следует избегать крайностей: недостаточной работы над поэтическим словом (разбор только идеи образов без сопереживания), сверхкомментирования (когда объясняется каждая строка и теряется все обаяние поэтических образов). Нужно придерживаться принципа экономии: отбирать только те образы и художественные средства для анализа, которые наиболее ярки. И сочетать их с работой над композицией: выделять основные части стихотворения, их значения, эмоциональный настрой и опорные образы.

  1. Работа с композицией может также проходить с использованием следующих методов и приемов: составление кадроплана, составление партитуры выразительного чтения, сопоставление образов, тем и т.д.
  2. Разбор изобразительно-выразительных средств: тропы и фигуры речи, цветопись и звукопись, ритмико-интонационный строй. Методы и приемы этапа: работа по предложенным словесным опорам, составление схем и таблиц, графическая разметка текста, решение лингвистических задач, медленное чтение и др.
  3. Определение пространственно-временных отношений через обобщение на основе сопоставлений, выделения времени глагольных форм, анализа «пространственного взгляда» автора.
  4. Определение идеи стихотворения. Методы и приемы: высказывание различных точек зрения на основе проведенного анализа, обращение к мнению литературоведов, сравнение с близкими по идейному наполнению другими стихотворениями, обращение к черновикам автора.
  1. В конце детального анализа обязательно должно следовать повторное выразительное смысловое прочтение стихотворения, чтобы объединить все выше сказанное в единую систему. Возможно опять применить прием прослушивания разных вариантов прочтения текста, но теперь уже с целью определить более верное из них, основываясь на полученных в результате анализа знаниях.
  2. Выявление личностного смысла и степени освоения художественного текста через написание эссе, мини-сочинения, творческой работы.
  3. Подведение итогов в форме устного проговаривания: что изменилось в восприятии текста после его анализа [4].

Более компактно процесс анализа можно представить следующим образом (О. С. Арапова): от восприятия к форме (важно: заметить эмоции, обратить внимание на использование средств художественной выразительности), от формы к содержанию (важно: установить цель использования средств выразительности, проанализировать композицию), от формы и содержания к идее (важно: заметить, как форма диктует содержание произведения, определить идею произведения) [1].

В. А. Коханова предлагает следующие виды анализа лирических произведений основываясь на их специфике [2].

  1. Произведения сложные и особо значимые в творчестве поэта анализировать целостно и монографически. Например, стихотворение «Пророк» А. С. Пушкина.
  2. Объединять стихотворения на основе схожей темы, мотива, идеи, переживаний. Например, стихотворения с темами Родина, поэта и поэзии.
  3. Оставлять произведения для самостоятельного изучения: программированного или полностью свободного.

Особое место в работе над лирическими произведениями занимает заучивание наизусть. Оно как бы подводит итог всей работе над анализом лирического текста. Студенты принимают роль лирического героя и глубже проникают в текст произведения. Выучить стихотворение осмысленно можно, только разобрав его суть и прочувствовав настроение.

Таким образом, работа над лирическим произведением сложна и объемна, и требует от преподавателя внимательного подхода к подбору методов и приемов организации работы на уроке.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Арапова, О. С. Проблемы изучения лирики в старших классах школы [Электронный ресурс] / О. С. Арапова, М. А. Селиверстова, М. Г. Алиева – 2017. – Доступ с сайта Rusnauka.com – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/pdf/241928.pdf. – 8.04.2019.
  2. Коханова, В. А. Теория и методика обучения литературе: Учеб. пособие для бакалавров [Электронный ресурс] / В. А. Коханова, М. П. Жигалова – 2016. – Доступ с сайта Biblioclub.ru – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=482644&sr=1. – 10.04.2019.
  3. Литература 9 класс: Учеб. для общеобразовательных учреждений. Ч. 1. [Электронный ресурс] / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский – 2013. – Доступ с сайта Alleng.org – Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/0B9-7OAG5liPRUWRLSVppVlQ1MVk/view. – 10.04.2019.
  4. Сомова, Л. А. Методика обучения литературе: особенности художественной коммуникации [Электронный ресурс] / Л. А. Сомова – 2014. – Доступ с сайта Dspace.tltsu.ru – Режим доступа: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/16/1/Somova1-03-13%20-%20EUP.pdf. – 9.04.2019.
Категория: Литература
19.04.2022 13:14


© 2022 714

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!