© 2022 714
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Балдина Татьяна Игоревна
ГАПОУ СО «Каменск-Уральский радиотехнический техникум»
преподаватель
Методы и приемы изучения лирических произведений
Большинство методистов уверены, что работа с лирическими произведениями в школе – одна из самых сложных. Язык поэзии часто для учащихся остается чуждым из-за неразвитости культуры чтении лирических текстов. Поэтому задачей учителя становится развивать эту культуру. В. Г. Маранцман и О. Ю. Богданова предлагают такой метод: начинать каждый урок литературы с поэтической пятиминутки, на которой учащиеся рассказывают прочитанное недавно или полюбившееся им стихотворение. Таки образом, каждый ученик хотя бы один раз в месяц будет практиковать навыки чтения лирического текста и расширять свой эстетический и духовный кругозор.
Рабочая программа СПО предлагает довольно богатый лирический материал для изучения. Учащиеся знакомятся с лирикой В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, Н. А. Заболоцкого и некоторых других [3].
Задачей преподавателя литературы становится показать движение поэтической мысли, обнаружить переливы чувств, найти причины изменения настроения, выявить и оправдать сквозные и центральные образы стихотворений, цепочку ассоциаций автора. То есть показать стихотворение как целостную динамическую систему, в которой все взаимосвязано. Причем дать понять, что стихотворение – это не замкнутая система, оно связано и со всем творчеством автора, его мироощущением, развитием литературного процесса.
Большинство методистов (В. Г. Маранцман и О. Ю. Богданова, Л. А. Сомова, А. В. Терлова, Е. В. Карсалова) предлагают примерно схожий алгоритм работы с лирическим текстом на уроке.
Настрой на дальнейшую работу создается с помощью следующих методов и приемов: кратким комментарием учителя о жизни автора, о поводе, который послужил написанию стихотворения; проведение небольшой экскурсии, которая будет особенно полезна при изучении пейзажной лирики; возможно прочтение стихотворений других поэтов на близкую тему или со схожим настроением; хорошим приемом будет соединить вступительное слово с музыкой или другими искусствами.
Эмоциональный тон первого слова должен быть максимально схожим с настроением лирического произведения.
Лирическое чтение должно создавать впечатление только что родившегося монолога, только так возможно разбудить ответные чувства у слушателей. Учащихся при этом ничто не должно отвлекать от прослушивания монолога, не стоит давать какие-либо задания в этот момент. Хорошо, если учитель прочитает стихотворение под музыку.
При переходе к анализу можно использовать следующие приемы: попросить учащихся описать возникшие чувства, впечатления, настроение, которое вызвало у них стихотворение; если предварительно прослушать несколько вариантов чтения стихотворения, значительно отличающихся между собой (А. А. Остужев, В. Н. Яхонтов, В. И. Качалов читают стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта»), то возможен такой вопрос учащимся: какой вариант прочтения стихотворения кажется вам наиболее удачным и почему. Отвечать на вопрос следует с опорой на стихотворение – поиск доказательств своей точки зрения. Подобное задание вызывает спор в группе, и потребность более глубокого анализа стихотворения. Преподаватель же в этот момент должен направить работу так, чтобы показать, что во всех вариантах прочтения есть нечто общее – это общее и является ключевым в стихотворении. В конце обсуждения делается вывод, что в литературе, а особенно в лирике, не может быть одного правильного способа воплощения авторской мысли, но есть во всех вариантах нечто общее и основополагающее, что изменить нельзя.
Работа этого этапа строится следующим образом:
При работе с образами следует избегать крайностей: недостаточной работы над поэтическим словом (разбор только идеи образов без сопереживания), сверхкомментирования (когда объясняется каждая строка и теряется все обаяние поэтических образов). Нужно придерживаться принципа экономии: отбирать только те образы и художественные средства для анализа, которые наиболее ярки. И сочетать их с работой над композицией: выделять основные части стихотворения, их значения, эмоциональный настрой и опорные образы.
Более компактно процесс анализа можно представить следующим образом (О. С. Арапова): от восприятия к форме (важно: заметить эмоции, обратить внимание на использование средств художественной выразительности), от формы к содержанию (важно: установить цель использования средств выразительности, проанализировать композицию), от формы и содержания к идее (важно: заметить, как форма диктует содержание произведения, определить идею произведения) [1].
В. А. Коханова предлагает следующие виды анализа лирических произведений основываясь на их специфике [2].
Особое место в работе над лирическими произведениями занимает заучивание наизусть. Оно как бы подводит итог всей работе над анализом лирического текста. Студенты принимают роль лирического героя и глубже проникают в текст произведения. Выучить стихотворение осмысленно можно, только разобрав его суть и прочувствовав настроение.
Таким образом, работа над лирическим произведением сложна и объемна, и требует от преподавателя внимательного подхода к подбору методов и приемов организации работы на уроке.
ЛИТЕРАТУРА
© 2022 714