© 2019, Полухина Галина Михайловна 786
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методика взаимопередачи тем |
Методика взаимопередачи тем (ВПТ) предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах сменного состава. Основная идея организации занятий проста. Сначала ученикам раздаются темы изучаемой программы так, что разные ученики получают разные темы. Каждый ученик самостоятельно изучает свою тему и сдаёт учителю. Потом ученики, обучая друг друга, изучают свою программу. |
Тема
Под темой мы будем понимать определённый изучаемый материал, к которому подобраны три группы задач, упражнений, вопросов и т.д., оформленный в текст объёмом примерно 3-5 страниц в гуманитарных дисциплинах и 1-3 страницы в точных дисциплинах.
Темы для изучения по методике взаимопередачи тем могут оформляться по-разному. Первый вариант: готовится карточка на 1 -2 страницы, где после каждого абзаца (содержательной части) даны вопросы и задания первой группы. В конце карточки - вопросы и задания второй и третьей групп.
Второй вариант: используется, например, учебник или какая-то другая литература, где указаны необходимые для изучения абзацы. Вопросы и задания по теме оформляются на отдельном листе, и указывается, к какой содержательной части они относятся.
Задачи и вопросы первой группы достаточно простые и относятся только к отдельным абзацам (маленьким смысловым частям) текста. Они предназначены для проверки и самопроверки понимания конкретного абзаца.
Задачи и вопросы второй группы более сложные и относятся ко всему изучаемому материалу. Они предназначены для закрепления и более глубокого осмысления теоретической части текста, для приобретения определённых практических навыков, а также для проверки и самопроверки понимания изучаемого.
Задачи и вопросы третьей группы наиболее сложные. К ним учащиеся обращаются в течение всего периода изучения данной дисциплины.
Считается, что ученик готов передать определённую тему, если он усвоил теоретическую часть темы, имеет подробнейший план, состоящий из заголовков к каждому абзацу текста, решил все задачи и ответил на все вопросы первой и второй группы.
Работа в паре
Работая в паре, ученики обучают друг друга: каждый - своей теме. Назовём этот процесс взаимопередачей тем и опишем, как он происходит.
Допустим, Иванов должен обучать Петрова теме А, а Петров Иванова теме В. Сначала Иванов восстанавливает содержание первого пункта плана темы А, объясняет, учит Петрова, проверяет уровень его понимания. Далее предлагает Петрову решить задачу (выполнить упражнение или ответить на вопрос) из первой группы, которая относится к этому пункту плана. Напомним, что в тексте по теме А эта задача оформлена после первого абзаца. Задача простая, и если Петров освоил содержание первого пункта плана, то он должен решить эту задачу сразу. Если у него есть затруднения, то Иванов помогает ему, ещё раз объясняя содержание первого пункта плана. После этого Петров пишет себе в тетрадь формулировку первого пункта плана (не содержание этого пункта, а его название). Далее Иванов восстанавливает для Петрова содержание второго пункта плана, объясняет, учит, проверяет уровень понимания и предлагает решить эту задачу из первой группы, которая относится к этому пункту. Потом Петров пишет в тетрадь формулировку второго пункта плана, и они переходят к следующему (третьему) пункту плана темы А. Та- ким образом Иванов по пунктам плана, по частям учит Петрова теоретической части темы А, при этом Петров параллельно решает задачи первой группы этой темы. Заметим, что у Петрова в тетради появляется подробнейший план темы А.
После этого напарники меняются ролями. Теперь Петров таким же образом учит Иванова теме В. В итоге Иванов осваивает теоретическую часть, решает задачи первой группы, и у него появляется подробнейший план этой темы.
Далее Иванов приступает к решению задач второй группы темы В, а Петров - к решению задач второй группы темы А. Тот, кто раньше закончит, может попробовать решить задачи третьей группы.
На последнем этапе напарники проверяют друг у друга правильность решения задач второй группы. На этом работа в паре заканчивается, и напарники расходятся. Теперь Иванов может при необходимости передать (обучить) другому тему В, а Петров - тему А.
Алгоритм работы по методике взаимопередачи тем
Методика взаимопередачи тем |
Методика взаимопередачи тем (ВПТ) предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах сменного состава. Основная идея организации занятий проста. Сначала ученикам раздаются темы изучаемой программы так, что разные ученики получают разные темы. Каждый ученик самостоятельно изучает свою тему и сдаёт учителю. Потом ученики, обучая друг друга, изучают свою программу. |
Тема
Под темой мы будем понимать определённый изучаемый материал, к которому подобраны три группы задач, упражнений, вопросов и т.д., оформленный в текст объёмом примерно 3-5 страниц в гуманитарных дисциплинах и 1-3 страницы в точных дисциплинах.
Темы для изучения по методике взаимопередачи тем могут оформляться по-разному. Первый вариант: готовится карточка на 1 -2 страницы, где после каждого абзаца (содержательной части) даны вопросы и задания первой группы. В конце карточки - вопросы и задания второй и третьей групп.
Второй вариант: используется, например, учебник или какая-то другая литература, где указаны необходимые для изучения абзацы. Вопросы и задания по теме оформляются на отдельном листе, и указывается, к какой содержательной части они относятся.
Задачи и вопросы первой группы достаточно простые и относятся только к отдельным абзацам (маленьким смысловым частям) текста. Они предназначены для проверки и самопроверки понимания конкретного абзаца.
Задачи и вопросы второй группы более сложные и относятся ко всему изучаемому материалу. Они предназначены для закрепления и более глубокого осмысления теоретической части текста, для приобретения определённых практических навыков, а также для проверки и самопроверки понимания изучаемого.
Задачи и вопросы третьей группы наиболее сложные. К ним учащиеся обращаются в течение всего периода изучения данной дисциплины.
Считается, что ученик готов передать определённую тему, если он усвоил теоретическую часть темы, имеет подробнейший план, состоящий из заголовков к каждому абзацу текста, решил все задачи и ответил на все вопросы первой и второй группы.
Работа в паре
Работая в паре, ученики обучают друг друга: каждый - своей теме. Назовём этот процесс взаимопередачей тем и опишем, как он происходит.
Допустим, Иванов должен обучать Петрова теме А, а Петров Иванова теме В. Сначала Иванов восстанавливает содержание первого пункта плана темы А, объясняет, учит Петрова, проверяет уровень его понимания. Далее предлагает Петрову решить задачу (выполнить упражнение или ответить на вопрос) из первой группы, которая относится к этому пункту плана. Напомним, что в тексте по теме А эта задача оформлена после первого абзаца. Задача простая, и если Петров освоил содержание первого пункта плана, то он должен решить эту задачу сразу. Если у него есть затруднения, то Иванов помогает ему, ещё раз объясняя содержание первого пункта плана. После этого Петров пишет себе в тетрадь формулировку первого пункта плана (не содержание этого пункта, а его название). Далее Иванов восстанавливает для Петрова содержание второго пункта плана, объясняет, учит, проверяет уровень понимания и предлагает решить эту задачу из первой группы, которая относится к этому пункту. Потом Петров пишет в тетрадь формулировку второго пункта плана, и они переходят к следующему (третьему) пункту плана темы А. Та- ким образом Иванов по пунктам плана, по частям учит Петрова теоретической части темы А, при этом Петров параллельно решает задачи первой группы этой темы. Заметим, что у Петрова в тетради появляется подробнейший план темы А.
После этого напарники меняются ролями. Теперь Петров таким же образом учит Иванова теме В. В итоге Иванов осваивает теоретическую часть, решает задачи первой группы, и у него появляется подробнейший план этой темы.
Далее Иванов приступает к решению задач второй группы темы В, а Петров - к решению задач второй группы темы А. Тот, кто раньше закончит, может попробовать решить задачи третьей группы.
На последнем этапе напарники проверяют друг у друга правильность решения задач второй группы. На этом работа в паре заканчивается, и напарники расходятся. Теперь Иванов может при необходимости передать (обучить) другому тему В, а Петров - тему А.
Алгоритм работы по методике взаимопередачи тем
Методика взаимопередачи тем |
Методика взаимопередачи тем (ВПТ) предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах сменного состава. Основная идея организации занятий проста. Сначала ученикам раздаются темы изучаемой программы так, что разные ученики получают разные темы. Каждый ученик самостоятельно изучает свою тему и сдаёт учителю. Потом ученики, обучая друг друга, изучают свою программу. |
Тема
Под темой мы будем понимать определённый изучаемый материал, к которому подобраны три группы задач, упражнений, вопросов и т.д., оформленный в текст объёмом примерно 3-5 страниц в гуманитарных дисциплинах и 1-3 страницы в точных дисциплинах.
Темы для изучения по методике взаимопередачи тем могут оформляться по-разному. Первый вариант: готовится карточка на 1 -2 страницы, где после каждого абзаца (содержательной части) даны вопросы и задания первой группы. В конце карточки - вопросы и задания второй и третьей групп.
Второй вариант: используется, например, учебник или какая-то другая литература, где указаны необходимые для изучения абзацы. Вопросы и задания по теме оформляются на отдельном листе, и указывается, к какой содержательной части они относятся.
Задачи и вопросы первой группы достаточно простые и относятся только к отдельным абзацам (маленьким смысловым частям) текста. Они предназначены для проверки и самопроверки понимания конкретного абзаца.
Задачи и вопросы второй группы более сложные и относятся ко всему изучаемому материалу. Они предназначены для закрепления и более глубокого осмысления теоретической части текста, для приобретения определённых практических навыков, а также для проверки и самопроверки понимания изучаемого.
Задачи и вопросы третьей группы наиболее сложные. К ним учащиеся обращаются в течение всего периода изучения данной дисциплины.
Считается, что ученик готов передать определённую тему, если он усвоил теоретическую часть темы, имеет подробнейший план, состоящий из заголовков к каждому абзацу текста, решил все задачи и ответил на все вопросы первой и второй группы.
Работа в паре
Работая в паре, ученики обучают друг друга: каждый - своей теме. Назовём этот процесс взаимопередачей тем и опишем, как он происходит.
Допустим, Иванов должен обучать Петрова теме А, а Петров Иванова теме В. Сначала Иванов восстанавливает содержание первого пункта плана темы А, объясняет, учит Петрова, проверяет уровень его понимания. Далее предлагает Петрову решить задачу (выполнить упражнение или ответить на вопрос) из первой группы, которая относится к этому пункту плана. Напомним, что в тексте по теме А эта задача оформлена после первого абзаца. Задача простая, и если Петров освоил содержание первого пункта плана, то он должен решить эту задачу сразу. Если у него есть затруднения, то Иванов помогает ему, ещё раз объясняя содержание первого пункта плана. После этого Петров пишет себе в тетрадь формулировку первого пункта плана (не содержание этого пункта, а его название). Далее Иванов восстанавливает для Петрова содержание второго пункта плана, объясняет, учит, проверяет уровень понимания и предлагает решить эту задачу из первой группы, которая относится к этому пункту. Потом Петров пишет в тетрадь формулировку второго пункта плана, и они переходят к следующему (третьему) пункту плана темы А. Та- ким образом Иванов по пунктам плана, по частям учит Петрова теоретической части темы А, при этом Петров параллельно решает задачи первой группы этой темы. Заметим, что у Петрова в тетради появляется подробнейший план темы А.
После этого напарники меняются ролями. Теперь Петров таким же образом учит Иванова теме В. В итоге Иванов осваивает теоретическую часть, решает задачи первой группы, и у него появляется подробнейший план этой темы.
Далее Иванов приступает к решению задач второй группы темы В, а Петров - к решению задач второй группы темы А. Тот, кто раньше закончит, может попробовать решить задачи третьей группы.
На последнем этапе напарники проверяют друг у друга правильность решения задач второй группы. На этом работа в паре заканчивается, и напарники расходятся. Теперь Иванов может при необходимости передать (обучить) другому тему В, а Петров - тему А.
Алгоритм работы по методике взаимопередачи тем
© 2019, Полухина Галина Михайловна 786