СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика взаимопередачи тем

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика взаимопередачи тем

Методика взаимопередачи тем (ВПТ) предназначена для организации изучения теоретического учебного мате­риала на основе работы учащихся в парах сменного со­става.

Основная идея организации занятий проста. Сначала ученикам раздаются темы изучаемой программы так, что разные ученики получают разные темы. Каждый ученик самостоятельно изучает свою тему и сдаёт учителю. По­том ученики, обучая друг друга, изучают свою программу.

Тема

Под темой мы будем понимать определённый изу­чаемый материал, к которому подобраны три группы за­дач, упражнений, вопросов и т.д., оформленный в текст объёмом примерно 3-5 страниц в гуманитарных дисципли­нах и 1-3 страницы в точных дисциплинах.

Темы для изучения по методике взаимопередачи тем могут оформляться по-разному. Первый вариант: готовит­ся карточка на 1 -2 страницы, где после каждого абзаца (содержательной части) даны вопросы и задания первой группы. В конце карточки - вопросы и задания второй и третьей групп.

Второй вариант: используется, например, учебник или какая-то другая литература, где указаны необходимые для изучения абзацы. Вопросы и задания по теме оформ­ляются на отдельном листе, и указывается, к какой содер­жательной части они относятся.

Задачи и вопросы первой группы достаточно простые и относятся только к отдельным абзацам (маленьким смы­словым частям) текста. Они предназначены для проверки и самопроверки понимания конкретного абзаца.

Задачи и вопросы второй группы более сложные и относятся ко всему изучаемому материалу. Они предна­значены для закрепления и более глубокого осмысления теоретической части текста, для приобретения определён­ных практических навыков, а также для проверки и само­проверки понимания изучаемого.

Задачи и вопросы третьей группы наиболее сложные. К ним учащиеся обращаются в течение всего периода изу­чения данной дисциплины.

Считается, что ученик готов передать определённую тему, если он усвоил теоретическую часть темы, имеет подробнейший план, состоящий из заголовков к каждому абзацу текста, решил все задачи и ответил на все вопросы первой и второй группы.

Работа в паре

Работая в паре, ученики обучают друг друга: каждый - своей теме. Назовём этот процесс взаимопередачей тем и опишем, как он происходит.

Допустим, Иванов должен обучать Петрова теме А, а Петров Иванова теме В. Сначала Иванов восстанавливает содержание первого пункта плана темы А, объясняет, учит Петрова, проверяет уровень его понимания. Далее пред­лагает Петрову решить задачу (выполнить упражнение или ответить на вопрос) из первой группы, которая относится к этому пункту плана. Напомним, что в тексте по теме А эта задача оформлена после первого абзаца. Задача простая, и если Петров освоил содержание первого пункта плана, то он должен решить эту задачу сразу. Если у него есть затруднения, то Иванов помогает ему, ещё раз объясняя содержание первого пункта плана. После этого Петров пишет себе в тетрадь формулировку первого пункта плана (не содержание этого пункта, а его название). Далее Ива­нов восстанавливает для Петрова содержание второго пункта плана, объясняет, учит, проверяет уровень понима­ния и предлагает решить эту задачу из первой группы, ко­торая относится к этому пункту. Потом Петров пишет в тетрадь формулировку второго пункта плана, и они пере­ходят к следующему (третьему) пункту плана темы А. Та- ким образом Иванов по пунктам плана, по частям учит Петрова теоретической части темы А, при этом Петров па­раллельно решает задачи первой группы этой темы. Заме­тим, что у Петрова в тетради появляется подробнейший план темы А.

После этого напарники меняются ролями. Теперь Петров таким же образом учит Иванова теме В. В итоге Иванов осваивает теоретическую часть, решает задачи первой группы, и у него появляется подробнейший план этой темы.

Далее Иванов приступает к решению задач второй группы темы В, а Петров - к решению задач второй группы темы А. Тот, кто раньше закончит, может попробовать ре­шить задачи третьей группы.

На последнем этапе напарники проверяют друг у дру­га правильность решения задач второй группы. На этом работа в паре заканчивается, и напарники расходятся. Те­перь Иванов может при необходимости передать (обучить) другому тему В, а Петров - тему А.

Алгоритм работы по методике взаимопередачи тем

  1. Самостоятельное изучение темы учеником.
  1. Запишите название и номер темы у себя в тетради.
  2. Изучите первый абзац, озаглавьте его, заглавие запишите в тетрадь.
  3. Выполните задания первой группы, относящиеся к этому абзацу.
  4. Изучите следующий абзац, озаглавьте его, заглавие запишите в тетрадь, выполните задания, относящиеся к этому абзацу и т.д.
  5. Выполните задание второй группы, которые направлены на понимание всей темы.
  6. Сдайте тему учителю.
  1. Работа в паре.
  1. Восстановите напарнику содержание и смысл первого пункта своего плана.
  2. Объясните напарнику сложные моменты этого пункта.
  3. Задайте своему напарнику вопросы на понимание содержания первого пункта.
  4. Предложите выполнить задания первой группы к этому пункту.
  5. Запишите заглавие первого пункта в тетрадь напарнику.
  6. Восстановите напарнику содержание и смысл второго пункта плана, объясняя сложные места. Проверьте уровень понимания, выполнение напарником заданий первой группы. Запишите заглавие пункта в тетрадь напарнику. И т.д.
  7. Поменяйтесь ролями. Теперь напарник учит тебя своей теме.
  8. Обменяйтесь заданиями второй группы. Самостоятельно выполните их.
  9. Проверьте друг у друга правильность выполнения заданий второй группы.
  10. Поблагодарите друг друга за работу.
  1. Смена напарника
  1. При необходимости передайте полученную тему другому напарнику (см п.1). Или изучайте следующую тему самостоятельно.

Методика взаимопередачи тем

Методика взаимопередачи тем (ВПТ) предназначена для организации изучения теоретического учебного мате­риала на основе работы учащихся в парах сменного со­става.

Основная идея организации занятий проста. Сначала ученикам раздаются темы изучаемой программы так, что разные ученики получают разные темы. Каждый ученик самостоятельно изучает свою тему и сдаёт учителю. По­том ученики, обучая друг друга, изучают свою программу.

Тема

Под темой мы будем понимать определённый изу­чаемый материал, к которому подобраны три группы за­дач, упражнений, вопросов и т.д., оформленный в текст объёмом примерно 3-5 страниц в гуманитарных дисципли­нах и 1-3 страницы в точных дисциплинах.

Темы для изучения по методике взаимопередачи тем могут оформляться по-разному. Первый вариант: готовит­ся карточка на 1 -2 страницы, где после каждого абзаца (содержательной части) даны вопросы и задания первой группы. В конце карточки - вопросы и задания второй и третьей групп.

Второй вариант: используется, например, учебник или какая-то другая литература, где указаны необходимые для изучения абзацы. Вопросы и задания по теме оформ­ляются на отдельном листе, и указывается, к какой содер­жательной части они относятся.

Задачи и вопросы первой группы достаточно простые и относятся только к отдельным абзацам (маленьким смы­словым частям) текста. Они предназначены для проверки и самопроверки понимания конкретного абзаца.

Задачи и вопросы второй группы более сложные и относятся ко всему изучаемому материалу. Они предна­значены для закрепления и более глубокого осмысления теоретической части текста, для приобретения определён­ных практических навыков, а также для проверки и само­проверки понимания изучаемого.

Задачи и вопросы третьей группы наиболее сложные. К ним учащиеся обращаются в течение всего периода изу­чения данной дисциплины.

Считается, что ученик готов передать определённую тему, если он усвоил теоретическую часть темы, имеет подробнейший план, состоящий из заголовков к каждому абзацу текста, решил все задачи и ответил на все вопросы первой и второй группы.

Работа в паре

Работая в паре, ученики обучают друг друга: каждый - своей теме. Назовём этот процесс взаимопередачей тем и опишем, как он происходит.

Допустим, Иванов должен обучать Петрова теме А, а Петров Иванова теме В. Сначала Иванов восстанавливает содержание первого пункта плана темы А, объясняет, учит Петрова, проверяет уровень его понимания. Далее пред­лагает Петрову решить задачу (выполнить упражнение или ответить на вопрос) из первой группы, которая относится к этому пункту плана. Напомним, что в тексте по теме А эта задача оформлена после первого абзаца. Задача простая, и если Петров освоил содержание первого пункта плана, то он должен решить эту задачу сразу. Если у него есть затруднения, то Иванов помогает ему, ещё раз объясняя содержание первого пункта плана. После этого Петров пишет себе в тетрадь формулировку первого пункта плана (не содержание этого пункта, а его название). Далее Ива­нов восстанавливает для Петрова содержание второго пункта плана, объясняет, учит, проверяет уровень понима­ния и предлагает решить эту задачу из первой группы, ко­торая относится к этому пункту. Потом Петров пишет в тетрадь формулировку второго пункта плана, и они пере­ходят к следующему (третьему) пункту плана темы А. Та- ким образом Иванов по пунктам плана, по частям учит Петрова теоретической части темы А, при этом Петров па­раллельно решает задачи первой группы этой темы. Заме­тим, что у Петрова в тетради появляется подробнейший план темы А.

После этого напарники меняются ролями. Теперь Петров таким же образом учит Иванова теме В. В итоге Иванов осваивает теоретическую часть, решает задачи первой группы, и у него появляется подробнейший план этой темы.

Далее Иванов приступает к решению задач второй группы темы В, а Петров - к решению задач второй группы темы А. Тот, кто раньше закончит, может попробовать ре­шить задачи третьей группы.

На последнем этапе напарники проверяют друг у дру­га правильность решения задач второй группы. На этом работа в паре заканчивается, и напарники расходятся. Те­перь Иванов может при необходимости передать (обучить) другому тему В, а Петров - тему А.

Алгоритм работы по методике взаимопередачи тем

  1. Самостоятельное изучение темы учеником.
  1. Запишите название и номер темы у себя в тетради.
  1. Изучите первый абзац, озаглавьте его, заглавие запишите в тетрадь.
  1. Выполните задания первой группы, относящиеся к этому абзацу.
  1. Изучите следующий абзац, озаглавьте его, заглавие запишите в тетрадь, выполните задания, относящиеся к этому абзацу и т.д.
  1. Выполните задание второй группы, которые направлены на понимание всей темы.
  1. Сдайте тему учителю.
  1. Работа в паре.
  1. Восстановите напарнику содержание и смысл первого пункта своего плана.
  1. Объясните напарнику сложные моменты этого пункта.
  1. Задайте своему напарнику вопросы на понимание содержания первого пункта.
  1. Предложите выполнить задания первой группы к этому пункту.
  1. Запишите заглавие первого пункта в тетрадь напарнику.
  1. Восстановите напарнику содержание и смысл второго пункта плана, объясняя сложные места. Проверьте уровень понимания, выполнение напарником заданий первой группы. Запишите заглавие пункта в тетрадь напарнику. И т.д.
  1. Поменяйтесь ролями. Теперь напарник учит тебя своей теме.
  1. Обменяйтесь заданиями второй группы. Самостоятельно выполните их.
  1. Проверьте друг у друга правильность выполнения заданий второй группы.
  1. Поблагодарите друг друга за работу.
  1. Смена напарника
  1. При необходимости передайте полученную тему другому напарнику (см п.1). Или изучайте следующую тему самостоятельно.

Методика взаимопередачи тем

Методика взаимопередачи тем (ВПТ) предназначена для организации изучения теоретического учебного мате­риала на основе работы учащихся в парах сменного со­става.

Основная идея организации занятий проста. Сначала ученикам раздаются темы изучаемой программы так, что разные ученики получают разные темы. Каждый ученик самостоятельно изучает свою тему и сдаёт учителю. По­том ученики, обучая друг друга, изучают свою программу.

Тема

Под темой мы будем понимать определённый изу­чаемый материал, к которому подобраны три группы за­дач, упражнений, вопросов и т.д., оформленный в текст объёмом примерно 3-5 страниц в гуманитарных дисципли­нах и 1-3 страницы в точных дисциплинах.

Темы для изучения по методике взаимопередачи тем могут оформляться по-разному. Первый вариант: готовит­ся карточка на 1 -2 страницы, где после каждого абзаца (содержательной части) даны вопросы и задания первой группы. В конце карточки - вопросы и задания второй и третьей групп.

Второй вариант: используется, например, учебник или какая-то другая литература, где указаны необходимые для изучения абзацы. Вопросы и задания по теме оформ­ляются на отдельном листе, и указывается, к какой содер­жательной части они относятся.

Задачи и вопросы первой группы достаточно простые и относятся только к отдельным абзацам (маленьким смы­словым частям) текста. Они предназначены для проверки и самопроверки понимания конкретного абзаца.

Задачи и вопросы второй группы более сложные и относятся ко всему изучаемому материалу. Они предна­значены для закрепления и более глубокого осмысления теоретической части текста, для приобретения определён­ных практических навыков, а также для проверки и само­проверки понимания изучаемого.

Задачи и вопросы третьей группы наиболее сложные. К ним учащиеся обращаются в течение всего периода изу­чения данной дисциплины.

Считается, что ученик готов передать определённую тему, если он усвоил теоретическую часть темы, имеет подробнейший план, состоящий из заголовков к каждому абзацу текста, решил все задачи и ответил на все вопросы первой и второй группы.

Работа в паре

Работая в паре, ученики обучают друг друга: каждый - своей теме. Назовём этот процесс взаимопередачей тем и опишем, как он происходит.

Допустим, Иванов должен обучать Петрова теме А, а Петров Иванова теме В. Сначала Иванов восстанавливает содержание первого пункта плана темы А, объясняет, учит Петрова, проверяет уровень его понимания. Далее пред­лагает Петрову решить задачу (выполнить упражнение или ответить на вопрос) из первой группы, которая относится к этому пункту плана. Напомним, что в тексте по теме А эта задача оформлена после первого абзаца. Задача простая, и если Петров освоил содержание первого пункта плана, то он должен решить эту задачу сразу. Если у него есть затруднения, то Иванов помогает ему, ещё раз объясняя содержание первого пункта плана. После этого Петров пишет себе в тетрадь формулировку первого пункта плана (не содержание этого пункта, а его название). Далее Ива­нов восстанавливает для Петрова содержание второго пункта плана, объясняет, учит, проверяет уровень понима­ния и предлагает решить эту задачу из первой группы, ко­торая относится к этому пункту. Потом Петров пишет в тетрадь формулировку второго пункта плана, и они пере­ходят к следующему (третьему) пункту плана темы А. Та- ким образом Иванов по пунктам плана, по частям учит Петрова теоретической части темы А, при этом Петров па­раллельно решает задачи первой группы этой темы. Заме­тим, что у Петрова в тетради появляется подробнейший план темы А.

После этого напарники меняются ролями. Теперь Петров таким же образом учит Иванова теме В. В итоге Иванов осваивает теоретическую часть, решает задачи первой группы, и у него появляется подробнейший план этой темы.

Далее Иванов приступает к решению задач второй группы темы В, а Петров - к решению задач второй группы темы А. Тот, кто раньше закончит, может попробовать ре­шить задачи третьей группы.

На последнем этапе напарники проверяют друг у дру­га правильность решения задач второй группы. На этом работа в паре заканчивается, и напарники расходятся. Те­перь Иванов может при необходимости передать (обучить) другому тему В, а Петров - тему А.

Алгоритм работы по методике взаимопередачи тем

  1. Самостоятельное изучение темы учеником.
  2. Запишите название и номер темы у себя в тетради.
  3. Изучите первый абзац, озаглавьте его, заглавие запишите в тетрадь.
  4. Выполните задания первой группы, относящиеся к этому абзацу.
  5. Изучите следующий абзац, озаглавьте его, заглавие запишите в тетрадь, выполните задания, относящиеся к этому абзацу и т.д.
  6. Выполните задание второй группы, которые направлены на понимание всей темы.
  7. Сдайте тему учителю.
  8. Работа в паре.
  9. Восстановите напарнику содержание и смысл первого пункта своего плана.
  10. Объясните напарнику сложные моменты этого пункта.
  11. Задайте своему напарнику вопросы на понимание содержания первого пункта.
  12. Предложите выполнить задания первой группы к этому пункту.
  13. Запишите заглавие первого пункта в тетрадь напарнику.
  14. Восстановите напарнику содержание и смысл второго пункта плана, объясняя сложные места. Проверьте уровень понимания, выполнение напарником заданий первой группы. Запишите заглавие пункта в тетрадь напарнику. И т.д.
  15. Поменяйтесь ролями. Теперь напарник учит тебя своей теме.
  16. Обменяйтесь заданиями второй группы. Самостоятельно выполните их.
  17. Проверьте друг у друга правильность выполнения заданий второй группы.
  18. Поблагодарите друг друга за работу.
  19. Смена напарника
  20. При необходимости передайте полученную тему другому напарнику (см п.1). Или изучайте следующую тему самостоятельно.
15.10.2019 10:44


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!