СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод исследования во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный мир полон информации, которая, как воды быстрой реки, постоянно меняется, исчезает, устаревает – угнаться за ней просто невозможно! Чтобы не пропасть в современном море информации человеку приходится приспосабливаться под новые реалии жизни. В связи с этим выдвигаются новые требования к образованию и обучению, которые выражены в стандартах второго поколения.

Сущность современного подхода к обучению проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».[4:8]

Современное образование предполагает, что у учащихся сформируется желание и умение самостоятельно находить и обрабатывать необходимую или интересующую их информацию, а для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо научить их организовывать эти поиски, развивать их познавательную деятельность.

Основным принципом, решающим современные образовательные задачи с учётом запросов будущего, становится принцип деятельности и целостного представления о мире. Деятельностный метод обучения должен осуществляться не только на уроках, но особую роль он приобретает во внеурочной деятельности, где должны быть созданы условия для самореализации и самоопределения личности ученика. Часто бывает так, что темы, по которым учитель предлагает на уроке проводить исследование, неинтересны части учащихся, в таком случае, большую роль играет внеурочная занятость, где обучающиеся находят себе темы для исследований по интересам.

Исследовательский метод - это один из самых трудоёмких, но в то же время и эффективных методов обучения. Обучающиеся становятся не просто наблюдателями, а участниками процесса поиска информации, «исследователями». Они учатся пользоваться дополнительной литературой, отбирать нужную информацию, делать выводы, вовлекаются в коллективные формы работы, приобретают опыт по оцениванию не только себя, но и действий своих сверстников. При этом идет сплочение не только коллектива класса, но и вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Особенность исследовательского метода – это самостоятельное «открытие» детьми нового знания. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для учеников личную значимость. Проблема состоит в том, что у школьников не всегда тяга к самостоятельной исследовательской деятельности.

«Воспитание ученика-исследователя - это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них».[1:4]Прекрасным примером вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность является подготовка к Всероссийским исследовательским конкурсам «Я - исследователь», «Первые шаги в науку», которая направлена на формирование у детей информационной грамотности и развитие познавательного интереса к проектной и исследовательской деятельности.

Реализуя программы по внеурочной деятельности «Мои первые проекты», «Я - исследователь» педагоги нашей школы, вовлекая детей в проектно-исследовательскую деятельность, формируют у них способность осознавать и ставить перед собой цели деятельности и организовывать их достижение. Исследовательская деятельность в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Обучающиеся знакомятся со структурой исследовательской деятельности и пошагово учатся выполнять каждый её этап.

На первом этапе юные исследователи учатся выбирать и правильно формулировать тему своего исследования, потому, что словарный запас первоклассников часто бывает довольно ограничен и дети не всегда могут точно подобрать слова, чтобы объяснить интересующий их вопрос. Затем обучающиеся учатся ставить цели и задачи своего исследования, выбирают приёмы своей поисковой работы. Этот этап исследовательской работы часто требует помощи и поддержки педагога.

В процессе исследовательской деятельности учащиеся начальных классов используют следующие приёмы поисковой работы:

- изучение теоретических источников;

- наблюдение;

- поисковый эксперимент;

- описание;

- анкетирование;

- интервьюирование (встреча со специалистами);

- практическая работа;

- поиск информации в Интернете.

Работа в данном направлении формирует интерес учащихся к изучению окружающего мира, учит использовать художественную, справочную литературу, мультимедийные энциклопедии, Интернет.

Одним из самых трудных для детей младшего школьного возраста этапов, является этап систематизации информации и подведение итогов.

Программа внеурочной деятельности «Я-исследователь» рассчитана на четырёхлетний срок обучения и позволяет педагогу так построить свою работу, что обучающиеся в лёгкой игровой форме, без особенных усилий, за время обучения смогут научиться выполнять простейшие исследования.

Например, преподаватель, поняв заинтересованность ребенка в конкретной теме, даёт ему конкретное задание. Ставит вместе с ним цель: организовать поиск сведений. Определяют вместе задачи: из каких источников можно узнать, найти информацию о предмете исследования, изучить историю вопроса. Выбирают методы исследования: опрос, наблюдение, поиск литературы. Первые исследовательские работы часто первоначально выполняются в группах или парах, пока учащиеся чётко не усвоят структуру исследовательской работы.

За время обучения обучающиеся проходят три уровня исследовательского обучения:

  1. Преподаватель ставит проблему и намечает метод её решения, обучающиеся самостоятельно или под руководством преподавателя решают её.
  2. Ребёнок ставит проблему, преподаватель помогает решить её. Здесь возможен групповой, коллективный поиск.
  1. Обучающийся ставит и решает проблему самостоятельно. Это формирует у детей способность самостоятельно формулировать проблему и самостоятельно искать пути её решения.

В процессе обучения исследовательской деятельности может помочь «Памятка начинающему исследователю»:

1. Подумай о том, что бы ты хотел узнать, сформулируй тему своего исследования. (В случае затруднения попроси помощи у взрослого)

2. Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.

3. Продумай, где можно найти ответы на свои вопросы и что для этого нужно сделать. 5. Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы, если нужно под контролем взрослого проведи эксперимент.

6. Систематизируй результаты своих поисков или эксперимента.

6. Сделай выводы.

7. Оформи результаты своей работы.

Таким образом, использование во внеурочной деятельности такого метода как исследовательский, позволит раскрыть индивидуальные способности каждого ребёнка, даст возможность раскрыть его творческий потенциал, будет способствовать личностному росту каждого обучающегося. Вести научно-исследовательскую работу среди учащихся младших классов необходимо потому, что она способствует развитию познавательного интереса, формированию мотивации к учебной деятельности и успешной социализации детей в современном мире. Исследования, проводимые во внеурочное время, и не связанные учебной программой, ориентированные на развитие творческой активности детей, способствуют расширению кругозора учащихся, углублению и закреплению имеющихся у них знаний и умений. «Исследовательская деятельность – один из самых эффективных видов деятельности учащихся, приводящая к качественным изменениям в обучении, образовании и воспитании».[2:5]

ЛИТЕРАТУРА

  1. Адонина Е.В. Исследовательская деятельность на уроках в начальной школе как один из методов системно-деятельностного подхода. URL: http://www.imfourok.net (дата обращения: 19.03.2017) с.4
  2. Манаенко З.Ю. Исследовательская деятельность – один из самых эффективных видов деятельности учащихся. URL: http://www.nsportal.ru (дата обращения: 19.03.2017) с.5
  3. Маштакова Л.Ю., Валитова Г.А. Системно-деятельностный подход в начальной школе// Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2015 с. 32
  4. Полякова Ю.В. Системно-деятельностный подход в образовании. ФГОС НОО/Журнал «Педагогика onlain». URL: http://aneks.spb.ru (дата обращения: 19.03.2017) c.8
  5. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А.Цукерман.– Томск: Пеленг, 1993 – 268 с.
  6. http://studopedia.ru/10_193391_sistema-didakticheskih-printsipov.html
  7. http://www.uchportal.ru/fgos/sistemno-deyatelnostnyj-podhod-v-obrazovanii-201
26.10.2023 20:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!