СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Марина: живопись среди волн

Нажмите, чтобы узнать подробности

Марина — это вид пейзажа, на котором изображено море.

Также маринами называют конкретные картины или гравюры морской тематики. Слово«марина» (итал. marina) произошло от латинского marinus — морской.

Происхождение жанра марина

Самая ранняя марина, дошедшая до наших дней, создана раньше 79 года н.э. — года извержения Везувия. Тогда был разрушен древнеримский город Стабии. В одном из патрицианских домов обнаружена роспись, изображающая морской порт.

Фреска «Морская гавань», найденная при раскопках Стабий.

Итальянцы и голландцы в XIV—XV века писали море не ради него самого, а в рамках религиозных сюжетов.

Сцены из жизни Святого Николая. Святой Николай, чудом наполняющий трюмы кораблей зерном

Амброджо Лоренцетти

1330-е

«Португальский флот на фоне скалистого берега». Эта картина размером 78,7×144,7 см считается самым ранним случаем, когда художник счел море достойным того, чтобы изобразить его просто так, ради него самого, а не как фон для религиозного сюжета. Попросту говоря, это первая марина. Ее датируют 1540-м годом. Морской музей(Лондон), где картина хранится, не берется назвать имя художника. В разное время работу приписывали Корнелису Антонису и Питеру Брейгелю.

Как отдельный жанр морской пейзаж сформировался в XVII веке в Голландии. В стране,населенной мореплавателями и рыбаками, марины пользовались спросом. По сохранившимся картинам той эпохи мы можем получить представление о кардинально разном подходе живописцев к изображению стихии. В начале XVII века голландец Корнелис Хендрик Вром показывал морские сражения против испанцев. Море оставалось «местом, где нечто происходит», просто теперь это нечто историческое, а не мифологическое. Его соотечественник Ян Порселлис сделал решительный шаг: море стало основным объектом изображения. Порселлис считается одним из основоположников морского направления в пейзажной живописи.

Море в пасмурный день

Ян Порселлис

1630, 47.5×63.5 см

К кораблям Порселлис, похоже, относился с большим уважением и блестяще передавал их строение и оснастку. Само море у него почти монохромное, очень мягко изображенное.

В изображении морской стихии голландцы (и фламандцы) были не чужды и символизма. Стихия могла обозначать как жизненный простор, так и захлестнувшую волну чувств и т. д. Находилось место воде и в религиозных сюжетах.

Святая Вальбурга и чудо спасения в шторм

Питер Пауль Рубенс

1611, 75.5×98.5 см

Альтернативные марины

К определению «марина» не стоит подходить слишком узко. К примеру, венецианская форма марины — не совсем марина. Особенно в этом направлении отличились Каналетто и Гварди, хотя называть их маринистами не совсем корректно — они писали Венецию и омывающее ее Адриатическое море (впрочем, Гварди иногда все же обращался к большому морю). А Клод Лоррен с формальной точки зрения куда больше внимания уделял изображению портов и мифологических сюжетов, нежели собственно морской стихии. При этом на него едва не молился величайший маринист Тёрнер. Именно Лоррен внес в морские пейзажи сияющее солнце.

Отплытие царицы Савской

Клод Лоррен

1648, 194×149 см

Максимально востребованы марины оказались в первую очередь не классицистами,а романтиками. И в самом деле, что лучше изобразит бурю чувств, нежели морская буря? А поскольку в романтизме особо ценили предельные состояния, то марина оказалась очень удобным в этом смысле жанром: идеальный способ показать максимальный эмоциональный накал, поместив человека в разбушевавшуюся стихию.

Кораблекрушение Дон Жуана

Эжен Делакруа

1840, 135×196 см

Крушение плота «Медузы»

Теодор Жерико

1819, 491×716 см

Кораблекрушение Дон Жуана

Эжен Делакруа

1840, 135×196 см

Крушение плота «Медузы»

Теодор Жерико

1819, 491×716 см

В стилеромантизма, а позднее — реализма работал Айвазовский. Пожалуй, его имя первым вспоминается при слове «марина». Айвазовской оставил порядка 6 тысяч морских пейзажей. Марины молодого художника, впервые выехавшего за границу, очень высоко оценил уже признанный британский маринист Уильям Тёрнер. Кстати,о Тёрнере. Мало того, что он залил холст сияющим солнечным светом, соединив его в невероятный коктейль с морем, мало того, что создал на своих картинах сияющие туманы, из которых вышли импрессионисты — а значит, задал направление всему последующему развитию живописи… Главное — Тёрнер провозгласил море самоцелью. Его интересовало только море, солнце над ним и небо. Пейзаж — более не «среда,в которой», скорее это как раз люди — статисты, позволяющие оттенить мощь и красоту стихии.

Американские суда у скалы Гибралтара

Иван Константинович Айвазовский

1873, 109×131 см

Восход солнца сквозь туман. Рыбаки чистят и продают рыбу

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер

1807, 134×179.5 см

Штормовое море с дельфинами

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер

1830-е, 90.2×121.3 см

Бурное море

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер

1840-е, 91.4×121.9 см

Штормовое море с дельфинами

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер

1830-е, 90.2×121.3 см

Бурное море

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер

1840-е, 91.4×121.9 см

В этом же направлении работает Эжен Буден, прозванный королем небес. На такой почве уже могли появиться импрессионисты — и они появились. Шарль Бодлер так описывал подход импрессионистов к пейзажу: они передавали атмосферные состояния в соответствии с местом, временем и ветром. «Атмосферные состояния» — кто бы мог подумать, что именно это, а не вершащиеся на морском фоне события отныне станет сутью марины! Импрессионизм важен и как предтеча следующих течений, дело не ограничилось мерцающими водами Моне и оживленными портами Мане. Яркие всполохи матиссовских марин, изящные акварели Марке, элегантные регаты Дюфи и совершенно новое прочтение морского пейзажа в работах Сёра и Синьяка — жанр марины развивался сразу в разных направлениях. Проникли марины и в сновидческие сюжеты Сальвадора Дали и Рене Магритта.

Средиземное море

Рауль Дюфи

Пляж в Трувиле

Эжен Буден

1893, 56×91 см

Шторм, побережье в Бель-Иль

Клод Моне

1886, 65×81.6 см

Пароход выходит из Булони

Эдуар Мане

1864, 74×93 см

Неаполитанский залив

Альбер Марке

Средиземное море

Рауль Дюфи

Пляж в Трувиле

Эжен Буден

1893, 56×91 см

Пейзаж возле Порт Льигат

Сальвадор Дали

1958

Порт-ан-Бессин - вход в гавань

Жорж Сёра

1888, 55×65 см

Залив Гольф-Жюан

Поль Синьяк

1896, 65.4×81.3 см

Прекрасные реалии

Рене Магритт

1964

Пейзаж возле Порт Льигат

Сальвадор Дали

1958

Порт-ан-Бессин - вход в гавань

Жорж Сёра

1888, 55×65 см

Один из наиболее известных современных маринистов — Тим Томпсон. Популярность ему принесли всевозможные изображение парусников и регат. Особенно мил его кисти Кубок Америки, которому посвящено множество изображений моря и парусников Фото: usenkomaxim.ru

Категория: Искусство
07.07.2018 01:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!