СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мак-карты в работе педагога-психолога

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Все человеческое поведение может быть так или иначе представлено на языке аналогий

или метафор разного уровня абстрагирования»

Клу Маданес, семейный терапевт

Направление МАК приобретает все большую популярность во всем мире. Так что же это такое – метафорические ассоциативные карты?

Метафорические ассоциативные карты (сокращенно их еще называют МАК) – это не новое направление в психологии, это – действенный и разносторонний инструмент, опора, наглядное средство в работе.

Как самостоятельный жанр появились в 1975 году. Созданные в сотрудничестве художника и психотерапевта, они стали новым инструментом арт-терапии, и в таком качестве начали победное шествие по планете. За прошедшие десятилетия проективные карты распространились по всему миру, а первая колода, положившая начало новому направлению, переведена на двадцать два языка.

В мире существуют три крупных научных института, разрабатывающих методы работы с проективными картами и публикующих материалы о них.

Первый – это немецкий «ОН-институт» под руководством Морица Эгетмайера, созданный на базе издательства «ОН».

Второй – израильский Институт Норд под руководством доктора психологии Офры Аялон.

И третий – украинский Институт Проективных Карт под руководством Евы Морозовской.

МАК представляют собой набор карточек размером с игральную карту или открытку. На них может быть изображено все, что угодно: люди, пейзажи, животные, сказочные персонажи, абстракция – абсолютно разные по стилю и содержанию картинки, иногда подкрепленные словами и фразами. Важнее всего понимать, что главное – не то, что изображено на карте, а то, как изображенное на ней откликается в человеке.

Когда человек всматривается в метафорическую карту, он, по сути дела, путешествует по своему внутреннему музею. Например, он смотрит на картинку, изображающую плачущего ребенка, и она порождает в нем какое-то воспоминание – это может быть ситуация, участником которой он был сам, а может – что-то, что происходило не с ним самим, но каким-то образом затронуло его. В любом случае, подобный экспонат или даже несколько в его личном музее есть, и при взгляде на карту они «оживают».

При использовании МАК необходимо помнить и соблюдать правило:

«Хозяин карты – хозяин рассказа». Кто вытащил карту, тот ее и интерпретирует. Остальные не вмешиваются в его рассказ со своими ассоциациями, не навязывают свою точку зрения и, упаси Боже, не оспаривают слова хозяина карты.

«Истина в глазах смотрящего». Нам совершенно не важно, что на самом деле изображено на карте. В работе с проективными картами нет никакого «на самом деле». Важно только то, что в данный момент видит человек, держащий карту.

Более того, в разные периоды жизни и в контексте разных тем ассоциации и толкование происходящего на картинке будут отличаться даже у одного и того же человека. С этой точки зрения колода ассоциативных карт неисчерпаема: количество комбинаций тем работы и картинок бесконечно. Метафорические ассоциативные карты позволяют быстро и наглядно получить необходимый объем информации для качественной работы с клиентом.

Карты наглядно демонстрируют картину любых межличностных отношений или картину взаимоотношений человека. Карты запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из кризиса, работа с картами поражает глубиной диагностики и быстротой терапии.

Карты стимулируют творческий потенциал и коммуникацию, а также могут использоваться в качестве игры. Метафорические ассоциативные карты (МАК) – особый инструмент арт-терапии. Преимущество МАК в сравнении с другими методами арт-терапии, заключается в том, что в них отсутствуют закрепленные значения. Каждый человек в процессе работы сам определяет их смысл.

Один из наиболее распространенных вопросов при работе с метафорическими картами – на какой возраст они рассчитаны? Условно можно считать, что применять карты в работе стоит с клиентами не младше 5 лет. Почему? Потому что работа с картами предполагает определенный уровень развития абстрактного мышления, возможность обращаться к образам. Поэтому перед началом работы стоит оценить, насколько ваш клиент способен к этому. В остальном никаких ограничений нет – метафорические карты подходят для работы с детьми, с подростками, со взрослыми, независимо от пола, социального положения и других факторов. Метафорические карты могут использоваться в консультировании, групповой и индивидуальной работе.

МАК как инструмент психолога:

  1. Позволяют обойти внутреннее сопротивление и рациональное мышление путем снижения сознательной цензуры.
  2. Убирают внутреннее напряжение и сопротивление
  3. Создают атмосферу безопасности и доверия
  4. Позволяют быстро и наглядно получить необходимый объем информации для качественной работы с клиентом и глубоко диагностировать его проблемы
  5. Позволяют наглядно увидеть картины любых межличностных отношений
  6. Показывают картину взаимоотношений человека с любыми идеями и образами из его внешней или внутренней реальности, создавая диалог между его внешним и внутренним миром.
  7. Позволяют прояснить и осознать актуальное переживание и потребности клиента, его незавершенные внутренние процессы
  8. Позволяют моделировать процессы прошлого и будущего. Работать с линией времени.
  9. Позволяют обратиться к психотравмирующей ситуации через метафору и тем самым избежать его дополнительной ретравматизации.
  10. Позволяют клиенту проговорить и осознать свои чувства и переживания (вербализация проблем)
  11. Обескураживают быстротой и эффективностью терапии.
  12. Создают безопасный для клиента контекст поиска и моделирования решения.
  13. Запускают внутренние процессы самоисцеления клиента.
  14. Запускают процессы поиска своего уникального пути выхода из кризиса
  15. Позволяют использовать бесконечное количество комбинаций и тем при работе с одним и тем же клиентом в разные периоды психотерапии.

Преимущества применения МАК при работе с детьми: 1. Карты воспринимаются как игра, а игровой формат снижает напряжение и тревожность. 2. С помощью карт проще удовлетворить любопытство ребенка, и это тоже снижает тревожность. 3. Легко установить контакт. Для начала, взрослый сам может с помощью карты рассказать о себе, а потом дать такую возможность ребенку. 4. Облегчает диагностику и дальнейшую работу. Для диагностики можно использовать простые упражнения. Например, попросить найти себя и членов своей семьи и рассказать о каждом персонаже. Или найти карту, которая похожа на то, что сейчас чувствует ребенок. Или какая карта нравится, а какая не нравится. Или попросить ребенка рассказать сказку по трем картам. 5. Опираясь на карту, ребенку легче рассказать о своих эмоциях и переживаниях. 6. МАК развивают эмоциональный интеллект ребенка. 7. МАК развивают творческую составляющую.

Метафорические карты – помощники на разных этапах работы психолога.

Категория: Психологу
02.11.2022 17:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!