СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Культурно-историческое воспитание на уроках и во внеурочное время» (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

История - это проявление души народа, его золотой запас. Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: “Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека”. Поэтому на своих уроках стараюсь ненавязчиво сделать так, что впечатления прошлого входят в духовный мир учеников. Они учатся уважению к предкам. Они будут знать, что в свою очередь передать потомкам. Хочу, чтобы мои ученики не выросли “Иванами, не помнящими родства”, чтобы они любили свою культуру, семью, впечатления детства, школу, дом, любили родное село, прославившуюся трудовыми и ратными подвигами, а, значит, любили свою историю.

Разве можно воспитать гражданина своего отечества, не зная своей истории? Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как происходил прогресс науки и техники, какие яркие личности жили в это время, как развивалась культура. И вот из всего этого и складывается личность. И не просто личность, а патриот своей Родины. На своих уроках и внеклассных занятиях показываю, что именно через личность история говорит, действует, а в конечном итоге - воспитывает. Сегодняшнему поколению, как любому другому, нужен идеал. И надежной основой для выработки такого идеала является история. Каким должен быть сегодняшний идеал? Сложный вопрос. Но для меня однозначно одно - прежде всего это должен быть гражданин.

Поэтому в свои уроки включаю элементы краеведения, и считаю, что только тот человек, который относится с уважением к культуре и истории других народов, является настоящим патриотом и гражданином своей страны. Задача учителя - помочь ребенку раскрыться, освободиться от мешающих ему комплексов, поверить в себя. Ребенок должен мыслить самостоятельно, пусть даже эти мысли и расходятся с общепринятыми. В моем понимании учитель - это не только человек, это явление. Если вдуматься, то ясно понимаешь, что учитель - это мир, который нас окружает. Разве можно не назвать учителем край, в котором живет человек, природу окружающую его? И разве можно не назвать учителем нашу историю? Поистине ее воспитательная роль огромна! В воспитании патриотизма мои уроки играют большую роль. Входя в виртуальный музей, беседуя с ветеранами или старожилами нашего села, беря в руки старые фотографии лица ребят становятся другими в этих лицах можно увидеть и вопрос, и гордость, и изумление от только что открытого. Такая работа учит детей доброте, вниманию, уважению и конечно - любви к самому дорогому, что их окружает: родители, близкие, любимые места, конечно же их родного села.

На уроках истории мы с детьми перевоплощаемся в скульпторов, юристов, художников, философов.

В своих уроках стараюсь чаще включать элементы игр: метод чистой доски, крестословица, из уст в уста, реклама, составь вопрос.

Учу детей понимать и уважать других людей, другие культуры, проявлять политическую терпимость, воспринимать разность мнений, формирую интерес к своей Родине. Свои уроки пытаюсь строить таким образом, чтобы ребята становились активными участниками процесса и формировали свою собственную точку зрения на исторические события и явления.

Воспитательный потенциал хорошо виден и раскрывается буквально в каждой теме урока, не говоря уже о таких значимых как: «Куликовская битва», «Смутное время», «Отечественная война 1812 года», «Крымская война» и главное событие XX века Великая Отечественная война. Это и великие военные победы, и национальные герои, и единство народа, его роль в истории. Невозможно перечислить все темы, которые воспитывают личность, гражданина, патриота.

Например, на уроке в 9 классе «Вторжение армии Наполеона в Россию и начало Отечественной войны» я сразу обращаю учащихся, что с самого начала война пробрела справедливый, освободительный, а самое главное народный характер. Чувство гордости за Отечество вызывают у ребят наиболее яркие моменты полководческой деятельности М.И.Кутузова, П.И.Багратиона – любимцев солдат. Здесь очень благодатная почва для самостоятельной работы обучающихся: изучение документов, дополнительной литературы, подготовка презентаций – все это помогает провести урок в форме исследования. Предлагаю составить историческую характеристику того или иного полководца, где учащимся необходимо найти положительные и отрицательные черты характера, высказать своё отношение к данной личности

В 7классе мы изучали тему «Смута». Воспитательной целью урока является знакомство учащихся с выдающимися патриотами на примере К. Минина, Д. Пожарского, И. Сусанина. Важным компонентом данного урока является его эмоциональная составляющая, которая побуждает сочувствовать, оценивать и анализировать. Этому способствует применение таких методов, как обсуждение, работа с источниками, в которых выделяются патриотические идеи, включение в урок отрывков из оперы М.Глинки «Иван Сусанин», обращение к трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов». При изучении данной темы важно помочь ребятам глубже осознать, что в такие трудные годы перед народом встает выбор – объединиться на основе любви к своей родине и начать спасение своего Отечества или потерять независимость. Для изучения этой темы предлагаю обучающимся поработать над презентациями на тему: «Герои русской истории – Минин и Пожарский», «За свободу! За Отечество!», «День народного единства и согласия»; изобразить на рисунках события этого времени.

Одним из важных условий повышения эффективности нравственного воспитания в обучении истории – это воспитание патриотизма на примере выдающихся исторических персоналий и определения их роли в важнейших событиях страны. Поэтому во внеурочное время я также стараюсь уделять особое внимание рубрике:«Личность в истории», ведь история не бывает безликой, ее герои и заслуженные исторические деятели своим примером воспитывают любовь к Родине. Особый интерес у учащихся вызывают такие исторические деятели XVIII века, как: Петр I, Екатерина II, полководцы: Суворов, Румянцев, о которых они делают сообщения или готовят презентации.

Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания, здесь не может быть упрощенного, схематичного подхода. Подвиг советского народа в этой войне еще не раскрыт, не оценен до конца. Великая Отечественная война уже генетически заложена в нашей памяти. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна. В качестве наглядности возможно использование копий документов и наград, фотографий и медалей родственников ребят, участвовавших в войне. Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких – участников величайших событий истории.

Вот и получается, что история - это и есть учитель, учитель помогающий понимать действительность, искать достойные примеры не только в прошлом, но и в настоящем, учитель обогащающий душу и насыщающий окружающий мир, учитель помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины.

09.01.2017 16:48


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!