СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коуч-технологии в работе школьного психолога

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в современном образовании растет потребность в применении новых форм развития и обучения детей, которые соответствовали бы потребностям времени и его задачам. Инновационным технологиям в образовании сегодня уделяется много внимания, так как они разрабатываются и внедряются в школьную практику в соответствии с теми целями и задачами, которые изложены в ФГОС.

К таким, современным технологиям можно отнести коучинг, концепция которого, максимально соответствует принципам современного образования. Технологии коучинга, используемые в работе с учащимися позволяют наиболее эффективно достичь целей и задач, заявленных в Федеральном государственном образовательном стандарте.

В чем же преимущество коучингового подхода в обучении, и в частности в профессиональном самоопределении учащихся? Ответ на этот вопрос вытекает их самого определения коучинга. Коучинг – это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учащимся понять себя, оценить свои запросы, разобраться в своих проблемах, мобилизовать все свои внутренние и внешние ресурсы, как для решения сложившейся ситуации, так и для своего дальнейшего саморазвития.

В этой статье я хочу поделиться практическим опытом использования коучинговых техник в профориентационной работе с учащимися.

Любая профориентационная деятельность начинается с самоизучения, т.е. выделения своих сильных и слабых сторон, понимания своих индивидуальных особенностей, способностей, талантов, интересов и возможностей. На изучении вышеперечисленных качеств строятся многие профориентационные диагностические методики. Минус данных инструментов, на мой взгляд, в отсутствии самостоятельного поиска информации – учащиеся получают готовую интерпретацию результатов тестирования. Коуч-технология позволяет учащемуся активно участвовать в процессе самопознания. В процессе самостоятельного выполнения упражнений коучинга учащиеся не только самостоятельно получают и анализируют информацию, но и получают возможность преодолеть неуверенность в себе, развить ответственность, так как они осознанно и самостоятельно разрабатывают свои профессиональные цели и пути их достижения.

Одна из техник коучинга, которую я активно использую в работе со старшеклассниками - окна Джохарри. Именно с данной техники я начинаю работу по профессиональному самоопределению. Это упражнение в формате коучинга позволяет учащимся увидеть свои сильные и слабые стороны, а также осознать, что у них есть потенциал для развития, мечты, цели. Данная техника является прекрасным инструментом для саморазвития личности. Окна Джохари выглядит как таблица из четырех ячеек, а ее основой служит две оси координат:

  1. Знания человека о себе;
  2. Его восприятие окружающими.

Таким образом, мы получаем четыре зоны личного пространства для самоисследования:

  • Открытая зона, она располагается слева вверху. Это то, что знаем о себе и мы, и видят другие.
  • Скрытая зона, слева внизу. Это свойства, о которых мы знаем, но не демонстрируем остальным.
  • Слепое пятно, справа вверху. Это проблемный участок, где размещено то, что знают о нас другие, но не знаем мы.
  • Неизвестная зона — скрытые характеристики, не известные ни нам, ни нашему окружению. Это зона нашего потенциала и ресурсов. В этой зоне мы можем разместить возможные цели, мечты.

В каждом поле этой таблицы могут быть самые разные свойства — как хорошие, так и не очень. Размышляя над информацией, записанной в каждом окне – учащиеся имеют возможность увидеть свои достоинства и недостатки с различных сторон. Данное упражнение позволяет произвести глубокий осмысленный анализ своих индивидуальных особенностей, увидеть перспективы будущего.

Работа с окнами Джохари заключается в том, чтобы сделать светлыми и понятными для себя все четыре поля, а главное — максимально расширить первую зону за счет остальных. Эта работа может быть долгосрочной и повторяться с определенной периодичностью, что позволяет учащимся: выявлять новые качества, на которые ранее они не обращали внимание, проанализировать информацию, записанную в зоне «неизвестного». Я провожу данное упражнение в начале учебного года в 9-10-11 классах. Сравнивая предыдущие записи, учащиеся анализируют, что изменилось за год, планируют и изменяют или добавляют «зону неизвестного».

Окна Джохари — не только отличный способ научиться менять свой характер, воспитывать и вырабатывать в себе нужные качества, опираясь на объективную оценку собственной личности, но и прекрасная стратегия планирования своего будущего.

Другая технология коучинга, которую я активно использую в профориентационной работе, это более известная техника «Колесо баланса», позволяющая развивать интерес к профессиям и специальностям, формировать первичные знания о профессиональной деятельности, анализировать свои возможности. Данное упражнение помогает учащимся:

  1. Обрести веру в себя, в свои силы;
  2. Отделить главное от второстепенного;
  3. Мотивировать свои цели;
  4. Обозначить поддерживающую среду.

Начнем с того, что проведем «колесо жизненного баланса», которое поможет выявить пробелы в знаниях и спроектировать маршрут, линию времени до удовлетворенности результатами. Сегментами данного колеса служат следующие составляющие: склонности и интересы, способности, информированность, уровень притязаний, мнение родителей, мнение друзей, потребности рынка труда, личный профплан. В процессе работы в «Колесо» вносятся добавления, корректировки, изменения. К концу работы учащийся может увидеть наглядно, на сколько шагов они продвинулись по шкале удовлетворенности, какие действия им нужно совершить, в какие временные рамки, кто реально им может в этом помочь. Используя в ходе работы, коучинговые вопросы (открытые вопросы), психолог помогает учащимся самостоятельно структурировать и проанализировать имеющиеся у них знания. Определить цели и наметить пути их реализации.

Имея практический опыт применения этих и других коучинговых упражнений в работе с учащимися, хочется отметить их большую эффективность. На мой взгляд, потребность в использовании коучингового подхода в современной школе совершенно оправдана. Особенно хорошие результаты применения данных техник можно увидеть на старшей ступени образования, т.к. именно старшеклассники уже готовы ставить перед собой цели, способны оценить их значимость для себя и своей дальнейшей жизни. Задача психолога как раз и заключается в том, чтобы дать подросткам эффективные инструменты для самостоятельной работы.

Категория: Психологу
22.02.2024 11:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!