СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепция воспитательной системы школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Роль воспитания в системе образования

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества, но благодаря своему воспитательному потенциалу она способна помочь в определении ориентации личности каждого ученика. Задача педагога в школе – помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни.

Разрабатывая концепцию воспитательной работы школы, педагогический коллектив использовал собственный немалый опыт воспитательной работы. Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей.

Педагогический коллектив предполагает, что реализация основных положений Концепции позволит совершенствовать механизм воспитательной работы в школе, ориентированный на формирование нравственности, гражданственности, патриотизма, социальной активности, творческих способностей, навыков здорового образа жизни учащихся.

Принимаемая Концепция определяет основы:

- разработки новой Программы воспитательной работы школы;

- совершенствования системы управления воспитательной системой школы;

- обеспечения необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных условий развития воспитания.

- повышения эффективности и качества воспитательной деятельности в образовательном учреждении;

В настоящее время школой накоплен опыт реализации программ, направленных на формирования активной гражданской позиции, социальной активности учащихся, развития их интересов к участию в социально-проектной деятельности, самоуправлении, детском общественном движении.

Вместе с тем в детской и подростковой среде стал проявляться ряд негативных явлений, таких как ценностная дезориентация, дефицит духовно-нравственных идеалов, обесценивание достижений предыдущих поколений, отчуждение молодежи от производительного труда. На фоне указанных тенденций обострились следующие проблемы воспитания в системе образования:

- девальвация ценности воспитания в педагогическом сознании, снижение воспитательной и социализирующей функций образования на фоне распространения отношения к образованию как «образовательной услуге»;

- избыточная сосредоточенность на организационных действиях в ущерб реализации ценностного содержания воспитания; стремление к количественной фиксации и статистическому оформлению результатов и эффектов воспитания в ущерб их качественному анализу;

- доминирование мероприятий, проводимых взрослыми для детей, над делами, совместно организованными взрослыми и детьми; усиление объективно существующей в современной культуре тенденции к изоляции детской и молодежной субкультур от мира взрослых;

- дефицит форм, методов, технологий работы по формированию культуры выбора мировоззренческих, нравственных, политических идеалов, формированию социокультурной идентичности учащихся, формированию потенциала гражданского действия у подростков и молодежи.

Необходимость решения отмеченных выше проблем требует обновления содержания и форм воспитательной деятельности, перехода к открытым демократическим моделям воспитания и гуманистическим воспитательным системам.

2. Методологические подходы и принципы воспитательной работы школы

Методологической основой Концепции воспитательной работы является комплекс подходов и принципов, обеспечивающих реализацию процесса воспитания на основе понимания целостности и единства воспитания и обучения, а также взаимодействия всех ведомственных и общественных организаций в формирующемся воспитательном пространстве.

Современная теория воспитания предлагает педагогической практике разнообразные подходы к решению задач воспитания: аксиологический, деятельностный, системный, компетентностный, культурологический, средовой и другие. Все подходы дополняют друг друга и отражают многомерный характер современного воспитания.

Ведущими (базовыми) подходами воспитательной работы в системе образования являются аксиологический, деятельностный, системный подходы.

Аксиологический подход рассматривает личность как уникальную ценностную систему, в которой постоянно возникает возможность самоопределения и самоактуализации. Подход подчеркивает первостепенную важность ценностной составляющей воспитательного взаимодействия педагогов и обучающихся и акцентирует внимание на том, что именно ценности определяют цели, содержание и способы воспитания.

Деятельностный подход определяет возможность личностного развития ребенка только в рамках той или иной деятельности, субъектом которой он становится, и связывает происходящие в ребенке изменения с изменениями именно в его деятельности.

Системный подход предполагает рассмотрение всех компонентов воспитания (целей, задач, содержания, форм, методов и т.п.), не изолированно, а в их взаимосвязи, целостности. Подход позволяет преодолеть фрагментарность воспитательной работы, объединить и усилить педагогический потенциал различных субъектов воспитания, поднять процесс воспитания на новый качественный уровень.

Полноценная реализация названных выше подходов возможна при соблюдении ряда принципов.

Принцип учета возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей в воспитании предполагает, что воспитание должно согласовываться с общими законами человеческого развития и строиться сообразно полу, возрасту и иным индивидуальным особенностям ребенка.

Принцип социального партнерства в воспитании ориентирует всех субъектов воспитания на равноправное сотрудничество, поиск согласия, оптимизацию отношений в интересах развития личности и общества.

  • Принцип культуросообразности воспитания предполагает, что образование должно открывать ребёнку дверь в мировую культуру (основываться на культурных общечеловеческих ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.

Принцип воспитания в коллективе подчеркивает, что воспитание дает растущему человеку положительный опыт социальной жизни и создает благоприятные условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения и самореализации.

Принцип преемственности в воспитании указывает на непрерывность процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне системы образования), на необходимость личностного присвоения воспитанниками культурно-исторических российских ценностей и традиций.

Принцип государственно-общественного управления воспитанием предполагает разделение полномочий и консолидацию усилий органов государственной власти и общественных институтов в решении проблем воспитания подрастающего поколения.

Теоретической основой системы воспитания будет являться: коррекция отношений между детьми и взрослыми - от отношений субординации к отношениям сотрудничества. Образовательный процесс в образовательном учреждении должен стать благоприятной средой для развития личности ученика.

  1. Цель и основные задачи воспитательной работы школы

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Концепция воспитательной работы школы предлагает следующее понимание содержания параметров социально активной личности.

  1. Социально активная личность – это культурный, воспитанный человек. Педагогический аспект этого утверждения заключается в приобретении обучающимися различных способов жизнедеятельности (основным из которых является здоровьесберегающий, и который для школы является одним из приоритетных), развитии практических потребностей, осуществлении жизненного самоопределения.
  2. Социально активная личность – это духовная личность. Работа в этом направлении подразумевает овладение учащимися общечеловеческими нормами нравственности. Кроме этого, целевые установки воспитания социально активной личности связываются также с образом гражданина – патриота своей страны.
  3. Социально – активная личность – это личность творческая. Этот аспект включает поддержку и помощь воспитанникам в реализации творческих способностей, создание творческой школьной среды.
  4. Социально-активная личность – это гуманная личность. Работа в этом направлении заключается в воспитании безопасной личности, т.е. личности, не способной причинить вред ни людям, ни природе, ни себе.

Методической целью разработанной концепции является:

«Формирование у педагогического коллектива школы системного видения процесса воспитания и актуализации потребности в совершенствовании и обновлении практики воспитательной работы с обучающимися в условиях модернизации образования».

Основная цель концепции:

«Создание в школе условий для развития социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую активность и гражданственность».

Указанная цель требует решения ряда задач:

- обеспечение преемственности воспитания на всех ступенях образования;

- развитие социального партнерства и координации деятельности между всеми заинтересованными субъектами образовательного пространства;

- совершенствование системы мониторинга процесса воспитания в образовательном учреждении;

- обновление содержания и методики организации воспитательной деятельности образовательного учреждения;

- развитие форм и механизмов системы самоуправления,

-совершенствование работы с учащимися из группы риска и их родителями;

-создание условий развития и воспитания творческой индивидуальной личности ребенка;

- содействие формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития;

4. Содержание воспитательного процесса.

Исходя из системного подхода, можно выделить три уровня воспитательного взаимодействия с личностью ученика.

  1. Воспитательная система всей школы, в рамках которой педагогический коллектив будет стремиться упорядочить влияние всех факторов и структур школьного сообщества на процесс развития обучающихся.
  2. Воспитательное пространство класса, где и происходит наибольшее количество актов педагогического взаимодействия.
  3. Система педагогического обеспечения индивидуального развития ребенка.

Отсюда одновременная работа по созданию системы индивидуального развития каждого ребенка, который включен в воспитательные пространства класса, которое, в свою очередь, включено в воспитательную систему школы.

В качестве системообразующих в ОУ определены следующие виды деятельности:

  • воспитание гражданственности - подготовка и включение обучающихся школы в жизнь демократического государства и гражданского общества, приобретение ими собственного социального опыта, позволяющего на практике включаться в гражданско-правовые отношения; становление информированных, ответственных и вовлеченных в общественную жизнь граждан с высоким уровнем гражданской позиции;
  • познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любозна­тельность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;
  • художественная деятельность, развивающая эстетическое миро­ощущение, потребность в прекрасном, способность к художествен­ному мышлению и тонким эмоциональным отношениям;
  • спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жиз­ни, красоте физической и высокой гигиене жизни;
  • трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к людям и прежде всего к самому себе;
  • ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на ра­циональное осмысление общечеловеческих и социальных ценно­стей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях;
  • общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;
  • свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком.

Система дополнительного образования представлена в школе кружками и спортивными секциями и внеурочной деятельностью.

Ребенок не готовится жить – он живет, и каким он вырастет – трудолюбивым или нет – во многом зависит от окружающей его эстетической среды. Ребенку от природы даны эстетические интересы и очень важно их поддержать, сделать так, чтобы с годами огонек разгорался ярче и ярче. Этого помогают достичь кружки дополнительного образования.

Необходимо, чтобы в школе было столько объединений, сколько нужно, чтобы каждый ученик мог найти себе место, чтобы каждый знал, что его там ждут, что его обязательно туда примут. Ребенок имеет право менять объединения, чтобы попробовать себя во всех (или в большинстве) и в результате найти дело, соответствующее его способностям.

Годовой цикл традиционных дел:

Практика показала, что наиболее приоритетными для обучаю­щихся являются игровые, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы воспитательной ра­боты, позволяющие детям осознать самих себя. Воспитательная сис­тема стимулирует, обогащает и дополняет деятельность класса. Вклю­ченность класса в воспитательную систему школы особенно благоприят­но сказывается на установлении и развитии внешних связей класса, на освоении внутренней и внешней среды школы.

  • Предметные недели
  • Конкурсы
  • Праздники творчества, художественно-эстетические мероприятия
  • Праздники народного творчества, национальных обычаев
  • Общественно полезные трудовые коллективные мероприятия
  • Акции милосердия
  • Спортивные эстафеты и соревнования (с учащимися, родителями)
  • Формы досугового общения
  • Традиции школы: первый звонок, День учителя, День здоровья, конкурс поделок из природного материала и осенних букетов, День борьбы со СПИДом, День инва­лида, акция милосердия, предметные недели, вечера, олимпиады по предме­там, День святого Валенти­на, «За милых дам и наших мам», 1 апреля - День смеха, составление летописи о ветеранах ВОВ, проживающих в микрорайоне школы, «День Победы», «День матери», «Последний звонок» и т.д. Традиции - это постоянно действующие формы деятельности коллектива, «коллективные привычки». Традиции являются результатом жизни самого коллектива, их нельзя навязать. Такими традициями также являются выборы школьного самоуправления, председателя, проведение общешкольных собраний, школьных праздников, дней рождения школы, спартакиад, туристических слетов и т. д.
  1. Подходы к управлению воспитательной системой.

Управление воспитательной системой, находящейся в режиме обновления, определяется системным подходом, когда система и объект управления имеет определённую организационную структуру, т.е. она разделена на части (структурные подразделения), за которыми закреплены полномочия и ответственность и определены их отношения и правила взаимодействия по горизонтали и вертикали.

Управление воспитательной системой осуществляется через конкретизацию целей воспитания, расширение ведущих видов деятельности, реализацию проектов.

Стратегическое руководство и контроль осуществляет директор школы.

Тактическое руководство осуществляет заместитель директора по воспитательной работе и учебно - воспитательной работе.

Руководители МО осуществляют методическую помощь и выявляют состояние программного обеспечения.

Педагоги являются консультантами в работе органов самоуправления.

Руководители кружков, секций осуществляют оперативное управление, т. е. действия в имеющихся условиях.

Учащиеся осуществляют самоуправление.

Родители являются соучастниками образовательного процесса.

  1. Материально-техническое обеспечение.

Развитие воспитательной системы требует финансовых ресурсов на приобретение различного оборудования. Основным источником финансирования являются средства муниципального бюджета и внебюджетные средства. Объем финансирования ежегодно может уточняться исходя из возможностей бюджетов. Так же решить проблему финансирования можно через реализацию проектов, а также используя спонсорскую помощь социальных партнеров.

  1. Научно-методическое обеспечение.

Реализация идеи воспитательной системы школы непрерывно связано с научно-методическим обеспечением и проведением комплекса мероприятий, направленных на активизацию образовательной деятельности:

  • развитие информационного обеспечения с целью повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
  • формирование современного учебно-методического обеспечения школы;
  • внедрение современных педагогических технологий для проектирования и управления процессом воспитания.
  1. Деятельность:
  • диагностическая,
  • учебно-познавательная,
  • трудовая,
  • общественно-полезная,
  • эстетическая,
  • художественно-творческая,
  • ценностно-ориентировочная,
  • спортивно-оздоровительная,
  • коррекционная.
  1. Технологии:
  • личностно-ориентированные технологии,
  • передовой педагогический опыт,
  • методика коллективной творческой деятельности.
Категория: Завучу
23.01.2017 12:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!