СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для воспитателей

Тема: Тряпичные куклы

            Куклы в древности служили обрядовым символом. Куклам

приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека

от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

         Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо

использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и нитки для

кукол нужно было не резать, а рвать.

         Тряпичные куклы, выполненные в наши дни из современных и только

природных материалов, но с тщательным соблюдением старинных техник и

технологий. Подобные куклы были распространены на территории России

вплоть до начала 20 века, некоторые бытовали и позже.

         Традиционно такие куклы делятся на три группы:

игровые,

обрядовые

и обереги.

         Так к обрядовым относится Масленица, Параскева-Пятница, Рябинка; к

оберегам - Акань, Любава; среди игровых самая популярная - Закрутка. Эту

куклу можно было увидеть и в поморских краях, и на самом юге России.

Большой материал о куклах Тульской и соседних губерний собран

этнографическими экспедициями Объединения "Тульский областной историко-

архитектурный и литературный музей", Дома народного творчества и Тульского

областного колледжа, культуры и искусства. Существенно она пополнилась в

связи с постоянными путешествиями как в крупные города нашей необъятной

Родины, так в отдаленные ее уголки.

         С одной куклой можно играть, другая имеет магическое значение,

участвует в народном обряде. А третья используется как средство общения,

символ, понятный всякому.

         В народе есть поверье - если беременная женщина часто и много смотрит

на красивое, приятное, то и ребенок будет пригожим и красивым. Поэтому и

куклу женщина делала аккуратно, бережно, одевала в яркие, красивые одежды.

Готовую куклу укладывала в колыбель, где она дожидалась рождения ребенка,

оберегая это место от недобрых взглядов и злых духов. Люди верили, что кукла

оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним и

во сне, и в играх.

         Подрастая, дети тоже начинали сами вертеть таких кукол. Во многих

домах их насчитывали десятками, и считалось, что они приносили удачу и

богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода.

Многие куклы передавались от матери к дочке, а дальше внучке и правнучке.

            Девочки-подростки делали таких кукол себе, младшим сестренкам и

братишкам, одевали их по своему вкусу. Делали это с большим старанием, так

как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка

делает одежду для куклы. По мастерству изготовления кукольной одежды

судили о готовности девочки к обучению настоящему ремеслу. Если платье

получается красивым, а наряд гармоничным, значит, девочка готова уже

серьезно обучаться шитью взрослой одежды и ее можно отдавать в учебу к

мастерице. Многие девушки к свадьбе шили свой наряд сами, а это уже

серьезная и кропотливая работа. И, наоборот, если девочка не проявляет

старания в изготовлении куклы и в другой работе, говорили: Да она до сих пор

в куклы играет и считали неумехой. Рановато им было вставать в девичий

свадебный хоровод, и серьезную работу не поручали.

         Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками, была гордостью

девочки и ее верной подругой.

         Умиротворение и радость приходят, когда играешь с такой куклой,

сделанной из мягких хлопчатобумажных и льняных тряпочек.

         Куклы, как главные действующие лица обрядов и традиций наших

далеких предков, делают прошлое интереснее и понятнее и для взрослых и для

детей.

         Помимо ткани в изготовлении традиционных кукол используются и

природные материалы: дерево, лыко (мочало), камыш, трава и т.д.

         В каждой губернии свои куклы, как и свои костюмы, песни, заговоры. Их

десятки, если не сотни. Вепские - карельские - игрушки - это большегрудые

бабы с поднятыми в эмоциональном жесте руками. Архангельская «люлька-

лапоть» - тряпочный младенец в берестяной колыбели - лапоточке. Олонецкие

«курочки» - мужские и женские куклы на деревянных ногах, похожих на

куриные лапы. Не счесть ярких свадебных игрушек, пестрящих разноцветными

лоскутами. Ими не играли, а благословляли молодых.

                                            Куклы для ребёнка

         В разных областях кукол делали по-разному и использовали в разных

обрядах. Если делать куклу для младенца или будущего ребенка, то это будет

кукла-пеленашка. Это образ ребенка. Существовала традиция ребенка до года

туго пеленать. Интересно и то, что дети до 5 лет (и даже до 12 лет) раньше

ходили в одной одинаковой одежде – длинной подпоясанной рубахе до пят. И

поэтому даже куколок, символизировавших маленьких деток - мартиничек -

делали без обозначения –мальчик или девочка.

         Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить

или отдавать. Оставьте ее себе, она обязательно украсит любимый уголок вашей

комнаты, и всегда будет радовать свою хозяйку. Ведь она сделана с любовью.

         Каждая кукла имеет свое назначение. В старину, когда весь урожай был

убран с полей, на посиделках мастерили куколок в подарок на народный

праздник Филипповку. Делали их из природного материала, и у каждой было

обязательно по три пары рук - чтобы и зимой хозяйка в доме без дела не сидела:

пряла, вязала, стряпала. А вот кукол-кубышек дарят на Рождество, чтобы в доме

деньги водились. В ручках, голове и подоле завернуто по монетке. У куколок-

парочек свое назначение. Говорят, если такую парочку - мальчика и девочку -

дать любимому подержать в руках, а потом сложить кукол должным образом -

лицом к лицу, то избранник всегда будет рядом. Женщинам замужним в подарок

- кукла с младенцем на руках.

         Если решите попробовать куклу-закрутку смастерить, помните об одном:

очень важно делать ее с добрыми намерениями и в хорошем настроении, и не

только закрутку, но и любую куколку. Завязывая нечетное количество узелков,

прикрепляя тот или иной ее элемент, следует произносить вслух добрые

пожелания.

        Изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать "кукол-

лиходеек": "Огнея", "Ледея", "Трясея" и др., олицетворяющие, по народному

поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки,

оберегая хозяев от болезней.

         Ровно год был отпущен оберегу, который назывался «12 лихорадок».

Делали его в виде 12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой,

чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц, которых звали

Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея,

Желтея и Авея. 15 января каждого года оберег заменяли на новый.

                                                   Купавки

         «Купавки» с ленточками на руках – те «жили» всего один день. Делали их

в дни начала купания на праздники Аграфены Купальницы и Ивана Купалы (6 и

7 июля по новому стилю), чтобы сплавить по воде.

         Считалось, что вместе с куклой уплывут от людей и недуги, и несчастья.

                                              Кукла-каша

         А еще история хранит память об оригинальной кукле-каше, которую

дарили девочке вместе с глиняным горшочком и пожеланием успехов в

освоении азов кулинарного мастерства. Особый секрет этой куклы состоит в

неукоснительном соблюдении пропорциональности.

         Чтобы сварить не только вкусную, но и «правильную» кашу, нужно

следовать неписаной инструкции: по ножку – крупа, по пояс – вода, по шейку –

кашка. Кукла прекрасно справлялась с отведенной ей ролью.

         Возрастная специфика лоскутной куклы

         Тряпичные куклы - неотъемлемая часть русской культуры. В сельской

местности они имели свою возрастную специфику.

         Куклы младенчества (от 0 до 3 лет). Это кукла, которую будущая мама

шьет для своего еще не родившегося ребеночка. Обычно ее изготавливали из

поношенной чистой домотканины, вобравшей в себя тепло изготовивших ее

рук. Считалось, что с родным, домашним материалом ребенку передается

частичка жизненной силы, необходимой в этот период жизни. Такая кукла

помогает развивать тактильные ощущения, а также ребенок мог просто

поточить об нее первые зубки.

         Куклы раннего детства (4-6 лет). В этот период своей жизни ребенок при

помощи взрослого уже мог изготовить простейшую тряпичную куклу.

         Куклы для возраста 7-9 лет. Девочка могла при работе над куклой

использовать «взрослые» инструменты (ножницы и иглу), а также выполнить

простейший шов.

            Куклы для подростков (10-14 лет). Кукла этого периода детства

выполняется с использованием волос и одета в более сложный костюм.

         Куклы для юношества (15-18 лет). Эти куклы назывались «куклами на

выхвалку». Девочка могла продемонстрировать все свое мастерство и знание,

показать аккуратность и то, как она хорошо владеет иголкой при вышивании и

плетении поясов.

                                            Кукла Купавка

         На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу

Купавку, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки

вшали ленточки — заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по

реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды.

         Купавка - кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской, Тульской,

Владимирской и Калужской губерниях. Купавка олицетворяла начало купаний.

Ее сплавляли по воде, и тесемки, привязанные к ее рукам, забирали с собой

людские болезни и невзгоды — такое значение придавалось очистительной силе

воды. Это кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала (6 и 7 июля

нового стиля).

         Кукла “Купавка”- это обрядовая кукла одного дня, бытовавшая в

Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. “Купавка”

олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки,

привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое

значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников

Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления “Купавки” очень

прост. Две палочки разной длины связывают крест – накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой

ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее,

руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают

на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из

ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами,

зелёными веточками.

Технология изготовления

  1. Подготовьте две палочки разной длины.

2. Свяжите их крест-накрест.

3. На верхней части креста укрепите голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтяните руки куклы. Зафиксируйте ткань на шее, руках и поясе куклы.

4. Привяжите лямки сарафана из яркой ткани.

5. Наденьте на куклу юбку, платок, повяжите пояс, на руки привяжите тесемки из ткани.

Так как кукла летняя, ее принято украшать травой, живыми цветами, зелеными веточками.

                                                 Кукла бессонница

            Из квадратных кусков ткани создавали куклу Бессонницу, набивая ее

успокаивающей травой и приговаривая: «Сонница-бессонница, не играй с моим

дитятком, а играй этой куклой».

         Это магическая колыбельная кукла Бессоница. Когда без видимой

причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от

злых духов, быстро сворачивала из 2 лоскутков ткани куклу-оберег и клала ее в

колыбель, приговаривая:

Сонница-бессоница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой.

Такая кукла оставалась в доме навсегда.

                            Лихорадки (Лихоманки, Трясовицы)

         Лихорадки, они же Лихоманки, они же Трясовицы– это злые демоны

болезни в облике женщин-сестер. Представляются злыми и безобразными

девами, чахлыми, заморенными, чувствующими всегдашний голод, иногда даже

слепыми и безрукими. Слово «лихорадки» происходит от слов «лихо радеть», то

есть действовать в чей-нибудь вред, заботиться о ком-нибудь, со злобным

намерением, с лихостью; другие общеупотребительные названия: лиходейка,

лихоманка («ма-нья» - привидение, «манить» - лгать, обманывать).

         По преданиям демоны-лихорадки залетают в дом через трубу ночью и

вселяются в людей, начинают их трясти, расслаблять их суставы и ломать

кости. Измучив одного, лихорадка переходит в другого. При полете своем она

целует избранные жертвы, и от прикосновения ее уст человек немедленно

заболевает. Кому обмечет болезнь губы, о том говорят: «Его поцеловала

лихоманка...»

         Согласно славянской мифологии, создал Лихорадок злокозненный

Чернобог из грязи, болотной жижи и колючек репейника. Летом богатырь

Перун загоняет злых лихорадок в адские глубины огненные, потому в это время

людям они не опасны. А с началом зимы, когда Перун засыпает, Чернобог

насылает их вновь на род людской. Как начинает день быть короче ночи, нужно

начинать беречься их. Например, защитных кукол делать.

         В народе существует множество преданий и поверий о лихорадках.

Сестры могут ходить по земле, как все вместе, так и в одиночку. Могут залетать

в дом через печную трубу или вентиляционное окно. Могут окликивать людей с

улицы ночами, кто отзовется во сне – заболеет. Из табуистических соображений

зовут их ласкательно-приветливыми словами: добруха, кумоха, сестрица, тетка,

гостьюшка, гостейка и др. Упоминаются случаи, когда людям удавалось

погубить или поймать и заточить лихорадку. Наверное поэтому количество

демониц в разных местах называется разное. Чаще всего, говорится о том, что

числом их 9, 12, 13, хотя есть варианты и по 40, 77.

         Согласно мифам уже христианских времен, лихорадок - девять или

двенадцать крылатых сестер, дочерей царя Ирода и царицы Жупелы.

         Повелевает сестрами-лихорадками старшая сестра по имени Кумоха –

демоница весенней простуды. Остальные двенадцать сестер во всем ей

послушны. Всем остальным сестрам народ тоже дал имена. Лихорадки в своих

названиях описывают те муки, которыми каждая из них терзает больного.

Вот эти названия:

1. Трясся (Трясавица) - от глагола «трясти».

2. Огнея, или Огненная: «Коего человека поймаю (говорит она о себе), тот разгорится, аки пламень в печи», - то есть она производит внутренний жар.

3. Ледея, или Озноба (Знобея, Знобуха): словно лед, знобит род человеческий, и кого она мучит, тот не может и в печи согреться.

4. Гнетея - она ложится у человека на ребра, гнетет его утробу, лишает аппетита и производит рвоту.

5. Грудица или Грынуша - ложится на груди, у сердца, и причиняет хрипоту и харканье.

6. Глухея или Глохня - налегает на голову, ломит ее и закладывает уши, отчего больной глохнет.

7. Ломея, или Костоломка: «Аки сильная буря древо ломит, такоже и она ломает кости и спину».

8. Пухнея - пускает по всему телу отек (опухоль).

9. Желтея, Желтуха - эта желтит человека, «аки цвет в поле».

10. Коркуша, или Корчея - ручные и ножные жилы сводит, то есть корчит.

11. Глядея - не дает спать больному (не позволяет ему сомкнуть очи, откуда объясняется и данное ей имя); вместе с нею приступают к человеку бесы и сводят его с ума.

12. Невея (мертвящая), огнеястра - она всех проклятее, и если вселится в человека - он уже не избегнет смерти. (Это та самая плясавица , то есть Иродиада , ради которой была отрублена глава Иоанна Крестителя)

         Для защиты от сестриц-трясовиц, злых лихорадок делали одноименных

куколок.

         Делали их из щепок обмотанных лоскутками (обязательно) из сношенной

одежы. Куколок ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около

печной трубы. Считалось, что лихорадка, влетев ночью в дом через трубу,

начнет осматриваться в поисках жертвы, увидит куклу, узнает в ней себя, в нее

и вселится вместо кого-то из домочадцев. Поэтому, поработавших свой срок

куколок сжигали по весне на Сараки или Чистый четверг или на Благовещенье

(в разных местах по-разному), освобождая дом от негатива.

         Изготавливая лихорадок, часто читали заговор, называя каждую по

именам. Мастерство состояло в том, чтобы вязались куклы в ритме наговора,

последний завязанный узел, совпадал с последним словом.

         Одевали лихорадок покрасившее, поярче, чтобы кукла точно понравилась

болезни-демонице.

         Если в доме кто-нибудь болел, хозяйка уговаривала куклу освободить

человека от болезни, начиная дополнительно украшать ее одежду и делать

подношения. Когда добрые уговоры не помогали, хозяйка могла начинать

бранить ее, обещая выставить на улицу, где холодно и голодно, или пугать, что

бросит в печь.

Благодать

                  

 
 

 

 

Хозяюшка-Благополучница

 

 
 

 

 

Птица Радость

 
 

                        

 

22.01.2015 18:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!