СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающий мир 3 класс по теме "Туман и облака. Осадки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Туман и облака. Осадки»

Тип урока: Урок формирования новых знаний

УМК: «Перспективная начальная школа»

Класс: 3

Цель урока

  • дать представление о понятиях «туман», «облака», «осадки».

Задачи урока

  • сформировать понятия «облака», «туман», «осадки»;
  • расширить и закрепить знания обучающихся о трех состояниях воды
  • учить детей бережно относиться к воде и экономить ее.

Планируемые результаты

Личностные УУД

Умение:

  • ценить и принимать ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»
  • аргументировано отстаивать свою точку зрения
  • оценивать на основе критериев успешности свою учебную деятельность
  • осознать потребность в изучении темы, проявляя интерес к поставленной проблеме
  • самостоятельно определять общие для всех людей правила бережного обращения с водой

Предметные

  • В познавательной (интеллектуальной) сфере: свойства воды, понятия туман, облака, осадки.
  • В ценностно-ориентационной сфере: бережное отношение к воде, ее экономия.

Метапредметные

Познавательные УУД:

Умение:

  • ориентироваться в учебнике;
  • отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт в области «вода в природе», «свойства воды», «три состояния воды»
  • передавать содержание текста в соответствии с поставленной целью
  • работать с информацией
  • самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи
  • собирать информацию, обрабатывать и делать выводы
  • называть свойства воды
  • решать проблемы в нестандартных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания

Регулятивные УУД:

Умение:

  • определять цель учебной деятельности самостоятельно
  • работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке
  • аргументировано находить и объяснять свои ошибки
  • определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся

Коммуникативные УУД:

Умение:

  • задавать вопросы
  • слушать, не перебивая
  • выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с поставленными задачами
  • корректировать ответы и действия своего товарища, давать им оценку

Литература: Окружающий мир. Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А.

Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (интерактивная доска), учебник, рабочая тетрадь.

Эскиз доски:

18 ноября.

Классная работа.

«Туман и облака. Осадки».

Домашнее задание

У.с. 81-84.(вопросы)

Структура урока:

  1. Организация начала урока (1-2 мин)
  2. Актуализация опорных знаний (5 мин)
  3. Сообщение темы (2 мин)
  4. Изучение новой темы (15 мин)
  5. Физкультминутка (3 мин)
  6. Закрепление изученного материала (7 мин)
  7. Итог урока (5мин)
  8. Рефлексия (2 мин)
  9. Постановка Д/З (1 мин)

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Каждый день - всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим.

Здравствуйте ребята! Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, меня зовут Анастасия Евгеньевна.

2.Актуализация опорных знаний.

Ребята, что мы называем явлениями природы? Какие явления природы связаны с превращениями воды? (образование облаков, дождь, туман и т.д.).

3. Сообщение темы урока.

«У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»

Что имел в виду французский летчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, когда писал эти строки? (он отметил что вода - главное вещество в природе)

Итак, сегодня ребята мы будем исследовать и наблюдать, выводы делать и понимать, а чтобы урок пошёл каждому впрок. Активно в работу включайся дружок! И тема нашего сегодняшнего урока это «Туман, облака, и осадки».

А целью нашего урока является знакомство с новыми превращениями воды в природе, а именно с туманом и облаками, а так же мы узнаем, что облака бывают разных видов.

Но сначала мы проверим ваше домашнее задание. Вам было задано прочитать текст на стр. 76-81. Проверяем пересказ у доски. Молодцы ребята, хорошо подготовились!

Переходим к нашему уроку.

4. Изучение новой темы.

Ребята, давайте разгадаем загадки. Слушаем.

-В белом бархате деревня

И заборы, и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат отпадет. (Туман).

-Молоко над речкой плыло —

Ничего не видно было.

Растворилось молоко —

Стало видно далеко. (Туман)

- Летит орлица по синему небу

Крылья распластала, солнышко застлала. (Облако)

- Уж не солнце ль виновато, что висит на небу вата? (Облака)

- Без рук, без ног, а окно выбивает? (Град)

- Раскалённая стрела дуб свалила у села. ( Молния)

- Что, дотронувшись едва, превращает дым в дрова? (Огонь)

- Крашеное коромысло над рекой повисло (Радуга)

- По небесам оравою,

Бегут мешки дырявые.

И бывает иногда

Из мешков течёт вода.

Спрячемся получше

От дырявой…(тучи).

- Много этого добра Возле нашего двора, А рукою не возьмешь, И домой не принесешь. Таня по саду гуляла, Собирала, собирала, Поглядела в кузовок, — Он пустой и лишь промок! (туман)

Молодцы ребята, правильно отгадали мои загадки.

Ребята, а что же такое туман, как вы думаете? ( Туман- это скопление мельчайших капелек воды, которые образовались из невидимого водяного пара в холодном воздухе.)

Давайте прочитаем в учебнике и узнаем что же такое туман. Открываем учебник на стр.81.

Ребята, а запотевают ли оконные стёкла при одинаковой температуре воздуха в помещении и на улице? (нет, образование капель воды из водяного пара возможно только пи условии его охлаждения, то есть разницы в температуре в комнате и за окном).

Ребята, а туман исчезает? (нет, он превращается в водяной пар и оседает на землю)

А давайте подумаем туман наш «друг», или «недруг».Разделимся на две группы: первая нам докажет что туман друг, а вторая недруг. Не забываем о правилах работы в группе- действуем сообща, слушаем мнение друг друга внимательно, также вы должны суметь договориться между собой и выбрать лидера, того человека который будет рассказывать. На обсуждение даю вам три минуты. Начинаем!

Плюсы: туман стелется низко над землёй, спасает растения в садах и на полях от заморозков; во время тумана воздух насыщен водой, он увлажняет кожу человека, что очень полезно для здоровья.

Минус: туман губительно действует на некоторые растения; в тумане плохо видно дорогу, поэтому люди могут заблудиться в пути, а пешеходам особенно нужно переходить дорогу.

-Ребята, а что такое облака, можете предположить? ( Облака- это тот же туман, только находится он высоко над землёй) Прочитаем точное определение в учебнике на стр. 81.

Смотрим вопрос, можете ли вы описать формы облаков и их цвет? Все ли облака находятся на одной и той же высоте над поверхностью Земли? (чем темнее цвет облаков, тем больше в них капелек воды.)

Если воздух очень холодный, водяной пар превращается в кристаллики льда или снежинки и в виде дождя, града или снега падает из туч на землю.

Ребята, а вы мне можете сформулировать чем похожи туман и облака? И чем они отличаются?

-Туман и облака состоят из мельчайших капель воды.

-Туман- низко стелется над поверхностью суши или водоёмов, а Облака- образуются и плывут высоко над земной поверхностью. Также облака могут состоять не только из воды, но и кристалликов льда, снежинок.

А сейчас я вас ознакомлю с видами и формами облаков, посмотрим на презентацию.

Перистые облака- они плывут высоко- высоко в небе в ясный солнечный день, похожи на перья птиц или белые волокна, они не закрывают Солнце, и образуются они на высоте 10-12 км. И состоят из кристалликов льда.

Кучевые облака- они похожи на разбросанные по небу ярко-белые клочки ваты и быстро движутся по небу, постоянно меняя свою форму. Образуются они на высоте 1-7 км. И состоят из мельчайших капелле воды.

Дождевые облака - они обрушивают на землю ливневые дожди, грозы, град.

Слоистые облака - они образуются при встрече тёплого воздуха с холодным. Летом осенью эти облака являются вестниками затяжных дождей, а зимой- обильных снегопадов.

Рассмотрите так же рисунок на стр. 83. И выполните задание, которое прописано на стр. 82.

На травинке капля, как слеза, Утром ранним светлая висит. Не было дождя, не моросит Дождик. Это выпала…( роса)

Если водяной пар не успевает подняться высоко, а остывает около земли, то летом на траве и листьях деревьев появляются маленькие капельки воды- это РОСА.

5. Физминутка.

Волны плещут в океане. ( дети машут руками изображая волны)

Что там чудится в тумане? (вытягивают руки вперёд)

Это мачты кораблей. ( Вытягивают руки вверх)

Пусть плывут сюда скорей (приветственно машут руками)

Мы по берегу гуляем

Мореходов поджидаем.(ходьба на месте)

Ищем ракушки в песке (наклоны)

И сжимаем в кулаке (сжимаем кулачки)

Чтоб побольше их собрать

Надо чаще приседать.(приседаем)

Сядем дружно на песок

Вот и начался урок.(дети садятся за парты).

6. Закрепление изученного материала.

Итак, мы с вами сказали, что снег, дождь, град- это явления природы. Как мы их ещё можем назвать? (Осадки).

Поздней осенью и зимой, когда температура воздуха опускается ниже 0С, водяной пар превращается в мельчайшие кристаллики. Так образуется Иней.

Изморозь - вид атмосферных осадков, представляет собой кристаллические или зернистые отложения льда на тонких и длинных предметах при влажной, морозной погоде.

А ещё ребята, наблюдения за облаками очень важно для природы. Если научиться читать «язык» облаков, можно легко узнать, какая погода будет не только к вечеру но и через неделю. Когда по небу ходят лёгкие облачка-барашки, это предвещает хорошее утро, но к вечеру ждите либо дождь, либо ветер. Те же барашки могут предсказать летом град, а зимой - снег.

Когда по небу тянутся как бы волокнистые полосы, можно быть уверенным, что дождь не омрачит хорошего летнего дня.

Иногда облака в небе принимают форму корабля. Люди издавна наблюдали за такими «судами»- в какую сторону острым концом-носом повернут. На запад- к дождю. На восток- к теплу. Это явление связано с направлением ветра в тех слоях атмосферы, где облака образовались.

Когда днем жарко, душно и быстро увеличиваются кучевые облака, это предвещает грозу.

Ребята а вы знаете какие-нибудь народные приметы связанные с такими природными явлениями?

7. Итог урока.

Вот и подходит к концу наш урок, и сейчас мы проверим как хорошо вы запомнили полученные сегодня знания.

Я задаю вам вопрос, а вы на него отвечаете. Итак, слушаем, первый вопрос.

1. Какие облака обрушивают на землю ливневые дожди, грозы, град? (дождевые)

2. Какие облака напоминают нам перья птиц? (перистые)

3. Скопление мельчайших капелек воды, которые образовались из невидимого водяного пара в холодном воздухе – это? (Туман)

4. Это что-то очень похожее на туман, но находится высоко над землёй? (облака)

5.Какие облака являются вестниками затяжных дождей? (слоистые)

6. Какие облака напоминают нам клочки ваты? (кучевые)

7. Ну и какое вещество является главным в природе? (вода)

Молодцы! Вы справились с моими вопросами, значит хорошо поняли тему сегодняшнего урока.

Теперь предлагаю вам поработать в тетрадях для самостоятельных работ на стр.29 и выполнить задания 41 и 42. Если появляются вопросы - спрашиваем.

8.Рефлексия.

У меня на доске находится плакат в форме облачка, а у вас у каждого на парте есть капелька, так вот я вам предлагаю, чтоб наше облачно не пустовало без капелек воды, наполнить его вашими капельками, но, ещё одно задание. Если вам урок понравился, нарисуйте на капельке улыбку, а если нет - грустную мордочку. Начинаем по очереди, с 1 ряда.

Чем вам понравился сегодняшний урок?

Что вам больше всего запомнилось из сегодняшнего урока?

О каких превращениях воды мы сегодня узнали?

Какие виды облаков мы узнали?

Какие приметы сегодня вспомнили?

Молодцы, всё верно!

10.Постановка домашнего задания.

Открываем дневники, записываем домашнее задание.

У. стр. 81-84 читать и ответить на вопросы. Спасибо за урок!

Загадки: 1.На деревья, на кусты С неба падают цветы. Белые, пушистые, Только не душистые. (Снег)

2. Шар воздушный золотой Над рекой остановился, Покачался над водой, А потом за лесом скрылся. (Солнце)

3.Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет - Заплачет она и умрет. (Сосулька)

4.Прозрачен, как стекло, А не вставишь в окно. (Лед)

5.Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днем, Ищем, ищем - не найдем. (Роса)

6.Пушистая вата Плывет куда-то. Чем вата ниже, Тем дождик ближе. (Облака)

7.Говорю я брату: - Ох, с неба сыплется горох! - Вот чудак, - смеется брат, - Твой горох ведь это. (Град)

8.Седой дедушка у ворот Всем глаза заволок. (Туман)

9.Хлеба краюшка висит над избушкой Собаки лают, достать не могут. (Месяц)

10.Что, дотронувшись едва, Превращает в дым дрова? (Огонь)

11.Ты кричал - оно молчало, Ты молчал - оно кричало. (Эхо)

12.От кого, мои друзья, Убежать никак нельзя? Неотвязно в ясный день Рядом с нами бродит. (Тень)

13.Крашеное коромысло Над рекой повисло. (Радуга)

14. Кто зимой в трубе гудит? (Ветер)

15. Как по небу, с севера, Плыла лебедь серая, Плыла лебедь сытая, Вниз кидала-сыпала На поля- озерушки Белый снег да перышки. (Снежная туча)

16.Ты весь мир обогреваешь Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все. (Солнце)

17.Это что за потолок? То он низок, то высок, То он сер, то беловат, То чуть-чуть голубоват. А порой такой красивый - Кружевной и синий-синий! (Небо)

18. Что за звездочки резные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, А возьмешь - вода в руке. (Снежинки)

19.Чтобы осень не промокла, Не раскисла от воды, Превратил он лужи в стекла, Сделал снежными сады. (Мороз)

20.В году у дедушки четыре имени. (Весна, Лето, Осень, Зима)

06.09.2016 14:58


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!