СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты занятий. Методические разработки мастер -классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детское объединение: «Колорит».

Возраст детей: 10-11 лет.

Тема занятия: Интерес к народным художественным промыслам в нашей жизни.

Цель занятия: закрепить, обобщить знания обучающихся о традиционных народных художественных промыслах.

Задачи занятия:

1. Обучать умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать изделия разных народных промыслов, находить родственные и отличительные признаки, выявляя черты неповторимого своеобразия.

2. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ. Развитие поисковой деятельности.

3. Воспитывать художественный вкус, любовь к народному творчеству.

Форма проведения: занятие – коллективный зачёт.

Оборудование: компьютер, телевизор, поделки, выполненные детьми на занятиях по мотивам народных промыслов; изделия народных мастеров; иллюстрации, эскизы обучающихся; учебные таблицы; художественные материалы.

Тип занятия: обобщающий.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент. 2 мин.
  2. Беседа о роли изучения народных художественных промыслов. 3 мин.
  3. Результаты деятельности поисковых групп. 10 мин.
  4. Соревнование «Знатоки народного искусства»: 15 мин.

- Задание – «Угадай-ка».

- Разгадывание кроссворда.

- Конкурс экспертов.

- Конкурс менеджеров.

  1. Творческое задание. 10 мин.
  2. Подведение итогов. 5 мин. Методы и приемы: словесные (беседа, рассказ), метод творческих заданий, метод наблюдения и сравнения, метод поощрений, метод рефлексии.

Предварительная работа:

- составление плана-конспекта занятия;

- подбор материала о народных художественных промыслах (открытки, репродукции из художественных альбомов, эскизы детских работ с изображением изделий народных промыслов, слайды, народные костюмы);

- организация работы поисковых групп;

- составление кроссворда;

- разработка таблицы «Особенности и отличительные признаки изделий народных художественных промыслов»;

- изучение литературы по теме занятия.

Литература:

Богуславская И.Н. Русская глиняная игрушка. – Л.; Искусство, 1975.

Василенко В.М. Русское прикладное искусство. – М.; Искусство, 1977.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.; Просвещение, 1991.

Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.; Галарт, 1998.

Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М.; Просвещение, 1993.

Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М.; Мнемозина, 1995.

Максимов Ю.В. У истоков мастерства. – М.; Просвещение. 1983.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5 – 8 кл.: В 4 ч. Краткий словарь художественных терминов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

Приветствие, сообщение темы и целей занятия.

  1. Беседа о роли изучения народных художественных промыслов.

Ребята, на протяжении ряда занятий мы знакомились с традиционными народными промыслами, с народным искусством. Заочно побывали в мастерских, где работают умельцы по росписи деревянных изделий, где трудятся игрушечных дел мастера, многое узнали, сами попробовали себя в роли народных умельцев, любовались изделиями традиционных художественных промыслов.

Скажите, в чем ценность произведения народного декоративного искусства? (В том, что они являются памятниками духовной культуры.)

Чем дорога для вас, к примеру, дымковская или филимоновская игрушка, ведь вокруг вас столько современных игрушек? (Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции).

- Кто является главным хранителем народных традиций? (Мастер)

- Что такое народный мастер? Во-первых, это личность поэтически одаренная. Во-вторых, это носитель коллективного опыта. Хранителя прекрасных традиций. В-третьих, это личность, глубоко связанная с природой, землей. Отсюда живой источник неподдельного чувства и живая непосредственность восприятия, рождающее удивление, чувство прекрасного – все то, с чего начинается искусство. С этим связано свойство детскости души народного мастера, та драгоценная особенность творческой личности, которая определяет молодость народного искусства. Народный мастер творит всегда серьезно, какую бы маленькую вещицу он не делал. Все эти особенности объединяются в личности мастера, создающее целостное искусство. Критерий ценности определяется традицией «Сохранить то, что было, сохранить память после себя — вот главные побудители творчества, рождающие мастеров-сказителей» (Некрасова М.А. Народное искусство России – М., 1983год)

  1. Результаты деятельности поисковых групп.

- В течение последнего месяца, ребята из поисковых групп собирали материал, иллюстрации о народных художественных промыслах. Сейчас они еще раз напомнят вам о средствах художественной выразительности в работах народных мастеров, укажут родственные и отличительные признаки, черты неповторимо своеобразия.

Краткий рассказ ребят с демонстрацией слайдов об изделиях народных художественных промыслах: Дымково, Филимоново, Каргополь, Семеново, Полховский Майдан, Хохлома, Городец, Гжель, Жостово.

  1. Соревнование «Знатоки народного искусства».

Группа учащихся делится на три команды.

  1. Задание – «Угадай-ка». По одному участнику команды подходят к столу – прилавку, где находятся изделия народных промыслов, но подписаны они неправильно. Нужно быстро и правильно разложить карточки – названия. Победитель получает 1 очко.
  2. Разгадывание кроссворда. На доске кроссворд. Побеждает команда, которая дает больше правильных ответов. (3, 2, 1 очко соответственно)
  3. Конкурс экспертов. Команды должны суметь разложить представленный материал (открытки, репродукции, фотографии) по промыслам, что потребует от них определенных навыков и дифференцирования материала по стилевым признакам, интуиции. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других справилась с заданием. (3, 2, 1 очко соответственно).
  4. Конкурс менеджеров (домашнее задание). Главный менеджер команды должен дать рекламу одному из народных художественных промыслов по предварительно подготовленному зрительному и литературному материалу. Победитель получает 5 баллов и соответственно 4 и 3 балла остальные участники.

  1. Творческое задание.

Перед началом выполнения творческого задания дети просматривают слайды «Жостовские подносы», где обращается внимание учащихся на композицию. Работа заключается в коллективном выполнении макета жостовского подноса. (Каждый ребенок выполняет фрагмент росписи: два – три крупных цветка, дополненных листьями и мелкими формами цветов). Выполнив первые четыре приема – замалевку, тенежку, прокладку и бликовку, учащиеся приступают к работе над фоном, одновременно корректируя с его помощью форму цветов. Далее следует чертежка, которую выполняют светлой краской, создавая эффект рефлекса и привязки внутри фрагмента росписи. Завершив работу, дети вырезают свои фрагменты и размещают их на бумажном подносе, выстраивая из нее цветочную композицию.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Учащимся показывают слайд или изделие народных художественных промыслов, они должны определить принадлежность тому или иному промыслу и заполнить предложенную им таблицу:

Название промысла

Материал,

из которого сделано

изделие

Вид

изделия

Элементы росписи

Отличительные особенности

Используемые цвета

Например:

Дымково

глина

игрушка

Геометр. орнамент

Обилие лепных деталей

Красный, желтый, синий

Команда–победитель награждается набором открыток «Золотая хохлома».

Команда, занявшая II место – набор наклеек «Дымковская игрушка».

Команда, занявшая III место – закладки для книг «Городецкая роспись».

Заключительное слово педагога:

Совместный труд, в результате которого мы добились успехов – особый. Он дает каждому из вас ощущение творческой свободы, учит сотрудничать, а значит понимать друг друга. Продолжая знакомиться с народными промыслами на занятиях по программе «Колорит», создавая красоту, мы будем совместно мыслить, радоваться маленьким и большим достижениям.

До встречи!

Приложение

Гжель

Недалеко от Москвы находится известный центр гжельской художественной керамики.

Гжель не всегда была сине-белой. 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Это майолика. Её и сейчас делают. Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс. Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим. Кроме посуды мастера создают и мелкую декоративную пластику - забавные скульптурки людей, животных, сценки из жизни.

Создавая эти изделия, мастер творил во всех трех видах деятельности: декоративной, конструктивной и изобразительной. Каких только форм и росписей не увидишь в гжельском промысле! Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти и широкими круговыми движениями кладет мазок на поверхность сосуда. Один мазок - лепесток, другой, третий - и вот уже роза готова, и в ней можно различить оттенки черного, постепенный переход от светлого к темному.

Такой прием росписи называется «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями».

ХОХЛОМА

Вот перед нами изделие еще одного промысла росписи по дереву «Золотая хохлома» называют его в народе. Не только разнообразием форм, но и росписью славятся эти изделия.

Прежде хохломской промысел был семейным. Мужчины точили из липы заготовки, женщины грунтовали их глиной - вапили, потом натирали серебристым порошком - лудили. Вот по этой блестящей, как металл, поверхностью и делали роспись. Любимые цвета - красный да черный, и совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки - приписок. А чтобы золотом загорелся узор, покрывают его олифой или лаком и ставят в горячую печь. Закалится лак до желтого цвета - и вспыхнет под ним блестящий фон.

Любят мастера этого промысла растительные узоры: травки, ягодки, цветы сказочные. Травка - главный мотив хохломской росписи. Обратите внимание на основные элементы травного орнамента, на ритмичное чередование красных и черных травинок в росписи, на плавность изогнутых линий.

Все травинки, малые и большие, кудрявятся, не касаясь стебелька -«криуля», или же собираются к одному общему «корешку». Запомните, что роспись «травка» создается на серебристом фоне, хохломскую роспись мастера выполняют масляными красками.

Кроме элементов растительного орнамента хохломские мастера любят писать петухов, птиц всяких и рыб. Есть у мастеров и другой прием -под фон. Сначала мастер делает тонкий рисунок, потом заполняет фон черной или красной краской, оставляя крупные цветы и листья серебристыми, потом мелкими штрихами - жилочками украшает их. А когда фон просохнет, добавляет поверх его красные ягоды да ажурные завитки-приписки желтой и зеленой краской. Когда создается роспись «под фон» получается орнамент из золотых листьев и цветов. Еще один прием «Кудрина».

Мастера создают плошки, ложки, поставцы, вазы, бокалы, тарелки, панно, детские столы и стульчики. Золотую посуду делают не только на родине Хохломы, но и в Богучаре. Местные мастера позаимствовали технологию изготовления изделий, благодаря которой рождается золотой цвет, а в роспись внесли свои мотивы. Изделия богучарских мастеров отличаются местным своеобразием.

ЖОСТОВО.

Уже почти 200 лет радует людей искусство мастеров подмосковного села Жостово.

На сверкающей лаком поверхности подносов хороши и подмосковные пейзажи, и цветочные композиции: венки из цветов, пышные букеты, иногда в сочетании с фруктами и птицами. Жостовский мастер никогда не повторяет один и тот же рисунок. Свободная манера письма дает мастеру возможность фантазировать.

Букеты на жостовских подносах плотные, почти нигде не видны стебли: одни головки цветов, да листья. Красиво сочетаются крупные, средние и мелкие формы. Формы подносов самые разные: прямоугольные, овальные, круглые, фигурные, большие и маленькие. Прозрачной масляной краской мастер намечает основные пятна композиции - где будут большие цветы, где поменьше, где расположатся листья. Это замалёвок.

Дальше мастер выполняет тенежку. Самые освещенные места выделены бликовкой. Слой за слоем на цветах и листьях создается объем. Но это еще не всё. Надо усилить темные места. Тонкие линии - черточки лягут по контуру лепестков и листьев, придавая им большую выразительность. Мелкие изящные травки и завитушки свяжут всю композицию в одно целое. Дальше поднос надо высушить и покрыть лаком. Затем нужно украсить борта подноса тонкой золотой полоской, кружевами или мелкими цветочками. Это уборка, говорят мастера. Поднос готов. Его хорошо просушивают и еще несколько раз покрывают бесцветным лаком.

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ.

Искусство Городецкой росписи зародилось в Заволжском крае близ города Городца. В окрестных селах этого края крестьяне издавна украшали удивительной росписью свои дома - ставни, прялки, шкафчики, сани, детские игрушки. Каждый предмет Городецкого художественного промысла - настоящее произведение искусства.

На расписных Городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров за беседой. Эти сценки украшены диковинными цветами: яркими розанами, купавками, зелеными веточками.

В самую короткую летнюю ночь на праздник Ивана Купалы расцветают по поверью, особые цветы и травы, которые обладают целебной силой. Вот этими цветами и украшены все предметы. Композиции из розанов и купавок могут составлять отдельную композицию или дополнять сюжетное изображение. Мастер пишет красками сразу по чистой доске или по фону, легко и уверенно нанося мазки без прорисовки контура.

Сначала мастер крупной кистью делает замалёвок - цветные пятна круглой формы. Затем, работая мелкими кистями, он усложнят форму цветка, делает серединку и дужки лепестков. Завершается работа белой оживкой в виде штрихов, дуг, лепестков, точек, которые передают цветами неповторимый вид. В чем же волшебство Городецких узоров? Красок-то всего: красная, синяя, зеленая, немного желтой, а черная и белая для оживки. Все дело в том, какие краски рядом положить, чтобы получилась гармония цвета.

ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА.

Глиняная игрушка пришла к нам, несомненно, из очень далеких времен. Если внимательно присмотреться к игрушкам из не особенно далекого прошлого и вспомнить, что мы знаем о древнейшей символике вещей, то о многом можно догадаться. Что же нам удалось увидеть? В первую очередь, конечно, то, что игрушечники из самых разных местностей лепят почти одни и те же фигурки: человеческие, птиц и зверей. Причем, например, русские игрушки изображают одних и тех же животных: это кони, олени, бараны, коровы, птицы. Вот, скажем почему? У славян символы связаны с Солнцем, с приходом весны; женщина - древнейший символ плодородия, вечно возрождающейся жизни. Конечно же, эти игрушки в давние времена предназначались не для забавы, а для каких-то обрядов, прежде всего для зазывания весны.

Со временем магический смысл фигурок утрачивался, они становились предметом забавы, игрушкой. Все более сближались с реальной жизнью. Бабы сделались барынями или няньками, птицы - курами и петухами.

В наши дни глиняная игрушка стала сувениром и изготавливается обычно в специальных мастерских. И хотя в каждой местности обозначились свои особенности формы и росписи изделий, но видно, что корнями они уходят в одно и тоже прошлое. Хорошо, что мастера не отмахнулись бездумно от народных традиций. Мы и сейчас еще узнаем в росписи каждой игрушки древнейшие магические знаки, хотя они и превратились в красивые узоры.

Пожалуй, больше всего связь со старинными обрядами заметно в каргопольской игрушке. Формы каргопольской игрушки передают лишь самое главное, деталей почти нет. Например, голова у баб выполнена в условной манере: на ней имеется налепной нос, а глаза и рот лишь обозначены краской, уши и прическа вообще отсутствуют. Но зато обязательно выписан передник. Который сам по себе является важнейшей принадлежностью женской одежды. На переднике нарисованы магические знаки: солнце, древо жизни, зерно, линии дождя и прочее. Фигурки животных тоже очень условны и обобщены, роспись скромная - на какой -либо древний магический знак художник изобразит обязательно.

А филимоновские игрушки отличаются особым изяществом им и вытянутыми формами. Животные имеют очень длинные шеи со своеобразными головками. У барынь обычно высокие юбки, плавно расширяющиеся книзу. По сравнению с юбкой верхняя часть туловища кажется маленькой. На голове барыни лихо сидит шляпка с высоким верхом, а иногда и с настоящим куриным пером. Все филимоновские игрушки расписаны по белой глине, которая является фоном. Яркие краски придают игрушке веселую пестроту и нарядность. Зверей чаще разрисовывают поперечными. Чередующимися полосами - красными, желтыми и зелеными.

Сочными мазками оттеняют рога. На женских фигурках кофты окрашены одним цветом - красным, малиновым, фиолетовым или желтым. На поверхности передников и юбок - орнаменты. Мотивы их очень просты: это кресты, круги, точки, полосы и треугольники. Мы легко узнаем в этих узорах все те же древние знаки.

Пожалуй, самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой. Они отличаются пышностью форм, богатством отделки, обилием декоративных деталей - что делает их особенно нарядными и веселыми. В фигурках барынь выделяются голова в кокошнике, шляпе или просто с высокой прической, пышная грудь и юбка -колокол с передником. У игрушки - коня обычно крутая грива, откинутая назад голова, короткое туловище и четыре конических ножки - фигурка очень условна и компактна. Да и другие животные - корова, баран, козел -различаются только формой рогов; силуэт один и тот же. При этом в различных игрушках могут быть похожие детали: это всевозможные оборки на юбках, передниках барынь и на крыльях петухов; зубцами украшен и кокошник барыни, и хвост петуха.

Роспись дымковской игрушки необычайно нарядно. На белом фоне ярко сверкают малиновый, синий, зеленый, желто - оранжевый цвета. На юбках барынь, туловищах животных, хвостах петухов - непременно орнамент. Узоры неповторимы, но составлены тем не менее, всегда из одних и тех же символов: кругов, прямых и волнистых линий, точек и не больших овалов, похожих на зерна. И мы знаем, что все эти символы перешли к нам от наших далеких предков.

Сегодняшняя слава русской глиняной игрушки шагнула далеко за пределы нашей страны. Древние ремесло остается молодым.

Категория: ИЗО
10.09.2020 15:21


© 2020 414

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!