СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическая беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Блокада Ленинграда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

предметная область: познавательное развитие

Цель: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда

Задачи:

1. познакомить детей с жизнью людей в это время

2. развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма

3. рассказать детям о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы

4. воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны

5. обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города

6. формировать любовь к родному городу

7. расширять и закреплять понятия «блокада», «прорыв блокады», «кольцо блокады»

Содержание беседы

на экране появляется картинка – слайд №1

Воспитатель: война началась, в воскресенье, ранним июньским утром. Наши войска не были готовы к жестокому напору фашистов и с огромными потерями отступали. В сентябре бои уже шли на подступах к Ленинграду. Фашисты стремились взять город в кольцо, отрезать его от остальной территории СССР. 8 сентября город был окружен с трех сторон, с четвертой было Ладожское озеро. Все: блокада. Это значит, что из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Никто не сможет приехать в город. Нет возможности пополнить запасы продовольствия: муки, крупы, масла… Невозможно вывезти из города раненых, число которых увеличивалось с каждым днем и ночью, т. к. и днем и ночью немцы не прекращали обстреливать город

на экране появляется картинка – слайд №2

Воспитатель: вражеские бомбардировщики сбрасывали на город сотни тысяч бомб. Горели и рушились здания, но самое главное уничтожались склады с продовольствием. Гитлер хотел завоевать город, но наши бойцы не отдавали город. И тогда фашисты решили окружить Ленинград и оставить город без воды, питания, света и тепла. 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. Что такое блокада? Это осадное кольцо, в которое взяли город

на экране появляется картинка – слайд №3

Воспитатель: жизнь в городе становилась все сложнее. Не было электричества, воды. Без пищи человек может жить много дней, а без воды не больше 2 – 3 дней. Голодным, истощенным людям приходилось добираться до Невы и черпать воду прямо из реки, а когда Нева замерзла, набирать драгоценную жидкость из лунок

воспитатель читает стихотворение Степана Щипачева от 22 июня 1941 года

Воспитатель:

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли

Цветок, в росинках весь, к цветку приник

И пограничник протянул к ним руки

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между небом и войной,

Всего каких – то пять минут осталось

на экране появляется картинка – слайд №4

Воспитатель: таяли запасы продовольствия, сокращалось количество выдаваемых продуктов. Не было света, тепла, но необходимо бороться, чтобы чем – то помочь своему народу в противостоянии фашистам. И голодные люди вставали к станкам

Воспитатель: жены заменяли ушедших на фронт мужей, дети – отцов. Заводы должны были выпускать снаряды, ремонтировать танки и орудия. При свете коптилок, при 20 – ти градусном морозе еле передвигая распухшие ноги, люди, работали, часто падая и умирая прямо на рабочем месте. Подсчитано, что за 6 месяцев 1941 года ленинградцы сделали 713 танков, 480 бронемашин, 2405 полковых и 648 противотанковых пушек, около 10000 минометов, свыше 3 – х миллионов снарядов и мин…Комсомольцы дежурили на крышах во время бомбежек, засыпая песком зажигательные бомбы, ходили по квартирам, разыскивая оставшихся без родителей маленьких детей

Воспитатель: голод, холод, варварские артиллерийские налеты, бомбежки

на экране появляется картинка – слайд №5

Воспитатель: но после ожесточенных боев стало ясно, что ленинградцы не собираются сдаваться. Немцы разбомбили продовольственные склады

Воспитатель: детям выдавалось по 125 граммов хлеба в день, а кроме хлеба не было почти ничего, только иногда теплая мучная похлебка да горячий кипяток вместо чая. Люди умирали от голода и холода у себя в квартирах. Некоторые падали прямо на улицах и замерзали. Но те, у кого остались силы, продолжали работать для фронта

воспитатель читает стихотворение

Воспитатель:

Да, мы не скроем: в эти дни

Мы ели землю, клей, ремни;

Но съев похлебку из ремней,

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части,

Необходимые войне

Но он точил, пока рука

Могла производить движенья,

И если падал – у станка,

Как падает солдат в сраженье

Блокадный хлеб. Блокадная вода

Блокадный путь под вьюгой ледяною,

Какой бессмертье куплено ценою…

на экране появляется картинка – слайд №6

Воспитатель: голодному человеку тяжелее было работать, но его работа была нужна и для фронта, и для города, и для самого ленинградца. Работа помогала выжить. Газеты печатали листовки, по радио звучали стихи, поднимающие боевой дух, укрепляющие веру в нашу победу, типографии – карточки, работали детские сады, поликлиники… Работа заглушала доводящие до безумия мысли о еде. Ленинград голодал, но из последних сил боролся за жизнь. Еле живые от голода люди шили шапки и бушлаты, вязали варежки. Опухшие от голода и лишней воды руки отказывались работать. Чтобы обеспечить работу сердца, легких, всего организма человеку в день нужны минимум 2000 калорий. У ленинградцев этих калорий не было. Да и откуда они могли взяться из куска блокадного хлеба. Хлеба, в котором вместо муки были намешаны и целлюлоза, и даже опилки. А матерям необходимо было отделять часть хлеба от своего кусочка, чтобы поддержать детей

на экране появляется картинка – слайд №7

Воспитатель: враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них все человеческое. Они думают, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. Недаром 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя»

Воспитатель: но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу

на экране появляется картинка – слайд №8

Воспитатель: в осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды

Воспитатель: в школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев

Воспитатель: ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе

на экране появляется картинка – слайд №9

Воспитатель: страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась

Воспитатель: и тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым

Воспитатель: 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой

Воспитатель: все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики – работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами

на экране появляется картинка – слайд №10

Воспитатель: вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей

Воспитатель: скольких людей спасла эта дорога

Воспитатель: народ очень точно назвал ее «дорогой жизни». Наконец наступила весна 1942 года, но с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы, улицы

Воспитатель: летом была вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках

Воспитатель: учителя, ученики для школ заготавливали дрова, разбирали деревянные дома

Воспитатель: 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей

на экране появляется картинка – слайд №11

Воспитатель: войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – в январе 1943 года прорвать блокаду

Воспитатель: 13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650 – 1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады

на экране появляется картинка – слайд №12

Воспитатель: в честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта

28.04.2024 15:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!