СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема: Чтение отрывка из сказки «Лисичка сестричка и серый волк».
Цель: Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действий.
Задачи:
Речевое развитие.
Продолжать приучать детей слушать сказки.
Продолжать работу по формированию интереса к книге.
Предлагать вниманию детей иллюстрации по сказке.
Развивать речь детей; навыки правильного звукопроизношения; Обогащать словарный запас детей.
Развивать артикуляционный аппарат.
Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчётливое произнесение слов и словосочетаний.
Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе.
Совершенствовать умение детей отвечать на вопросы к тексту связными полными предложениями.
Социально-коммуникативное развитие.
Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь.
Художественно-эстетическое развитие.
Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции.
Физическое развитие.
Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
Предварительная работа: заучивание слов физкультминутки.
Материалы и оборудование: игрушка волка и лисы, презентация, проектор, ноутбук, интерактивная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент
Собираю детей возле себя полукругом.
Воспитатель: Скажите вы любите сказки?
Дети: Да
Воспитатель: И я очень люблю сказки. И сегодня я приглашаю вас в сказочное путешествие. Вы готовы отправиться со мной?
Дети: Да
Воспитатель: Внимательно слушайте слова и повторяйте за мной.
(Дети встают друг за другом, повторяют слова и движения за воспитателем.)
Зашагали ножки – топ, топ, топ.
По большой дорожке - топ, топ, топ.
Ну-ка веселее - топ, топ, топ.
Вот как мы умеем - топ, топ, топ.
Побежали ножки
По ровненькой дорожке,
Убегают, убегают,
Только пяточки сверкают.
Воспитатель: Молодцы, вот мы с вами оказались в сказке. Интересно, а чьи это ушки? (Слайд 1) (За кустом появляются ушки лисички и волка.)
Дети: Волка и лиси
Воспитатель: достаёт игрушку лисы.
Воспитатель говорит за лису: Здравствуйте, я слышала, вы меня вспоминали. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Я очень люблю разные сказки. А вы?
Дети: Да
Лиса: Я вам предлагаю послушать отрывки из сказки, и вспомнить. Как же эта сказка называется.
Звучит аудиозапись отрывок из сказок: Колобок, Заюшкина избушка, Теремок, Петушок золотой гребешок.
Дети: Колобок, Заюшкина избушка, Теремок, Петушок золотой гребешок (инд. ответы).
Воспитатель: А какая я в этих сказках?
Дети: Хитрая (инд. ответы).
Лиса: А я принесла вам с моим другом ещё одну сказку. С помним эту сказку вместе свами?
Дети: Да
2. Основная часть (продуктивный этап):
1. Чтение отрывка из русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и волк»
(Иллюстрации к сказке выводятся на экран проектора в соответствии с текстом.)
Лисичка же тем временем собрала в кучу разбросанную по дороге рыбу, уселась и давай есть. Ест да похваливает:
— Ай да дедушка, какой вкусной рыбки наловил!
А голодный волк тут как тут.
— Здравствуй, сестрица!
— Здравствуй, братец!
— Что это ты ешь?
— Рыбку.
— Дай и мне немного.
— А ты налови сам да и ешь, сколько душе угодно.
— Да я, сестрица, не умею.
— Ну, вот! Ведь я же наловила. Ты, братец, как стемнеет, поди на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись рыбка и мелкая и крупная! Ловись рыбка и мелкая и крупная!» — рыба сама на хвост нацепляется. Да смотри, не забудь: «и мелкая и крупная!» а то если одна крупная наловится, пожалуй, не вытащишь.
— Спасибо, сестрица, за науку.
Дождавшись вечера, пошел волк на реку, отыскал прорубь, опустил в воду свой хвост и ждет, когда рыба сама ему на хвост нацепляется.
А лисичка-сестричка, покончивши с рыбой и отдохнувши, как следует, после сытного обеда, вместо прогулки тоже отправилась на реку — посмотреть, что поделывает волк. Пришла лисичка на реку и видит — сидит волк у проруби, опустив свой хвост в воду, сидит, от холода зубами щелкает.
Вот она и спрашивает волка:
— Ну, что, братец, хорошо ли ловится рыбка? Потяни-ка хвост-то, может, много уж нацепилось.
Потянул волк из воды свой хвост, видит — ни одной рыбки еще не прицепилось.
— Что ж бы это значило?—говорит лисичка. — Да ты приговаривал ли, чему я тебя учила?
— Нет, не приговаривал.
— Почему же?
— Да я позабыл, что приговаривать; все сидел да молчал, рыба-то поэтому, знать, и не шла.
— Эх, какой ты, братец, беспамятный! Надо приговаривать: «ловись, ловись рыбка и мелкая и крупная!» Уж так и быть, надо помочь тебе. Ну, давай вместе, авось дело-то лучше пойдет.
— Ну, давай, — говорит волк.
— А глубоко ли у тебя, братец, хвост-то опущен?
— Глубоко, сестрица.
— Ну, тогда начнем.
И вот начал волк:
— Ловись, ловись рыбка все крупная, все крупная.
А лисичка в то же время:
— Ясни, ясни небо! Мерзни, мерзни волчий хвост!
— Ты что, сестрица, говоришь? — спрашивает волк.
Дети: Совместно с лесой произносят слова
— Да я тебе помогаю. — отвечает лисичка-сестричка, а сама все: «мерзни, мерзни волчий хвост!.»
Волк твердит:
— Ловись, ловись рыбка все крупная, все крупная!
А лисичка свое:
— Ясни, ясни небо! Мерзни, мерзни волчий хвост!
— Что ты, сестрица, говоришь?
— Я тебе, братец, помогаю: рыбку скликаю.
Дети: Проговаривают слова совместно с героями.
И снова начинаюсь: волк — про рыбку, а лиса — про волчий хвост.
Волк только хочет попробовать хвост свой вытащить из проруби, а лисичка-сестричка запрещает: «Погоди, еще рано; мало наловилось!»
И опять начинают каждый свое. А спросит волк: «не пора ли, сестрица, тащить?» — она ему в ответ: «посиди еще, братец; побольше наловишь!»
И так всю ночь: волк сидит, а лисичка-сестричка похаживает вокруг него да хвостом помахивает, дожидается, когда примерзнет волчий хвост.
Наконец видит лисичка — утренняя заря занимается, и уж бабы потянулись из деревни на речку за водой; вильнула она хвостом, и — прощай! — только ее и видели.
А волк и не заметил, как лисичка ушла.
— Ну, не довольно ли, не пора ли уж идти, сестрица? — говорит волк. Осмотрелся— нет лисички; хотел он приподняться — не тут-то было! — приморозило его хвост к проруби и не пускает.
— Эка, сколько рыбы привалило и, должно-быть, все крупная, не вытащишь никак! — думает волк.
А бабы заметили волка у проруби и — с криком: «Волк, волк! Бейте его, бейте!» — бросились к серому и давай колотить его, чем попало: кто ведром, кто коромыслом.
Рвется волк, а хвост не пускает его. Бедняга прыгал, прыгал, — видит, делать нечего, надо не жалеть уж хвоста; рванулся он изо всей силы и, оставив чуть не половину хвоста в проруби, давай Бог ноги! — пустился без оглядки бежать. «Ладно, — думает, — уж и отплачу я тебе, сестрица!»
Пока волк отдувался своими боками, лисичка-сестричка захотела попробовать — не удастся ли ей еще что-нибудь стянуть. Отправилась она в село, пронюхала, что в одной избе бабы пекут блины, забралась туда, да попала головой в квашню с тестом, вымазалась и бежит. А навстречу ей избитый волк:
— А, сестрица, так-то учишь ты? Меня всего исколотили: живого места не осталось! Посмотри, я весь в крови!
— Эх, братец мой милый, у тебя хоть кровь выступила, а у меня — мозг; меня больней твоего прибили: я насилу плетусь.
Посмотрел на нее волк: в самом деле, голова у лисички вся в тесте вымазана; сжалился он и говорит:
— И то правда, где уж тебе, сестрица, идти, садись на меня, — я тебя довезу.
А лисичке-сестричке это и на руку.
Лисичка взобралась волку на спину, он ее и понес. Вот лисичка-сестричка сидит да потихоньку и приговаривает:
— Битый небитого везет, битый небитого везет.
— Что ты, сестрица, говоришь?
— Я, братец, говорю: битый битого везет.
— Так, сестрица, так.
Когда они зашли подальше в лес, лисичка и говорит волку:
— Теперь, братец, давай построим себе хатки.
— Давай, сестрица.
— Тебе построим ледяную, а мне — лубяную.
Принялись они за работу, сделали себе хатки: лисичке — лубяную, а волку — ледяную, и живут в них. Но вот пришла весна, солнышко стало греть сильнее, волчья хатка и растаяла.
Как ни прост был волк, а тут уж не на шутку рассердился.
— Ну, сестрица, — говорит волк, — ты меня опять обманула; надо тебя за это съесть!
Лисичка-сестричка немножко струсила, да не надолго.
— Погоди, братец, давай прежде пойдем жребий бросим: кому-то кого достанется есть.
— Хорошо, — сказал волк, — куда ж мы пойдем?
— Уж пойдем, авось до жеребья дойдем.
Пошли. Лисичка идет, но сторонам посматривает, а волк идет, спрашивает:
— Скоро ли?
— Да куда ты, братец, торопишься?
— Да хитра ты очень, сестрица; боюсь, как бы ты меня опять не надула.
— И-и, что ты, братец; когда будем жребий метать, разве обмануть можно.
— То-то же, смотри!.
Идут дальше. Наконец лисичка заметила большую яму и притворилась, что устала.
— Не отдохнуть ли нам?
— Не хочу отдыхать, ты все хитришь! Давай лучше жребий метать.
А лисичке только это и надо было.
— Давай, — говорит, — если ты такой настойчивый.
Лисичка-сестричка привела волка к яме и говорит:
— Прыгай! Если ты перепрыгнешь через яму — тебе меня есть, а не перепрыгнешь — мне тебя есть.
Волк прыгнул и попал в яму.
— Ну, вот, — сказала лисичка, — и сиди тут! И сама ушла.
Тут и сказке — конец.
2. Физ. минутка
Воспитатель: А давайте, немного поиграем, и потом вернемся к нашей сказке. А лисичка с волком пока посмотрят на нас.
Мы заходим с вами в лес (дети маршируют на месте)
Сколько здесь вокруг чудес!( удивились, развели руки в стороны)
Впереди из –за куста смотрит хитрая лиса
Мы лису обхитрим,
На носочках убежим (дети бегут на носочках по кругу)
За сосною волк сидит,
На нас внимательно глядит.
А потом зубами щёлк,
Чтобы знали, кто здесь волк!
3. Беседа с детьми по содержанию русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и волк»
Воспитатель: Ребята, кто вспомнит, название сказки, которую вам прочитала лисичка и волк?
Дети: Лисичка - сестричка и волк (инд. ответы).
Воспитатель: кто главные герои сказки?
Дети: Волк и Лиса (инд. ответы).
Воспитатель: что же случилось с этими героями?
Дети: (рассказывают)
Воспитатель: зачем лиса притворилась мертвой?
Дети: Что бы обмануть мужика. Что бы взять рыбу. (Инд. ответы).
Воспитатель: как лиса обманула волка?
Дети: Отправила его на пруд, ловить рыбу на хвост. (Инд. ответы).
Воспитатель: что вы можете сказать про лису в этой сказке? Какая она?
Дети: Хитрая, обманщица (инд. ответы).
Воспитатель: что можно сказать про волка? Какой он?
Дети: добрый, голодный (инд. ответы).
Детки нашим героям из сказки пора идти другим деткам давайте им скажем до свидания и попрощаемся с ними. (Убираю игрушки за ширму которая стоит на столе)
А я хочу предложить вам поиграть.
4. Д. И. «Назови ласково»
(дети встают в круг)
Воспитатель: я буду кидать вам мяч, и называть героев из русских народных сказок, а вы будете кидать его обратно и говорить, как это слово звучит ласково.
-Заяц-зайчик, зайчонок
-Волк-волчонок
-Лиса—лисичка, лисонька
-Медведь - медвежонок, мишка
-Еж-ежонок
-Мышь-мышонок
-Лягушка-лягушонок, лягушечка
-Петух-петушок
-Дед-дедушка, дедуля
-Курица-курочка
-Бабка-бабуличка, бабушка
-Козел-козленок, козлик
-Кот-котик
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Что мы с вами сегодня делали?
Дети: читали сказку, играли (инд. ответы).
Воспитатель: А какую сказку читали?
Дети: русскую народную сказку «Лисичка - сестричка и волк»
Воспитатель: понравилась вам сказка?
Дети: да.
Воспитатель: Какую замечательную сказку рассказали нам Волк и Лиса, но нам пара прощаться с гостями, что скажем гостям.
Дети: До свидания
© 2020, Спирина Елена Сергеевна 302