СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компетентностно-ориентированные задания как способ формирования и оценивания ключевых компетенций

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компетентностно-ориентированные задания как способ формирования и оценивания ключевых  компетенций

Использование компетентностного подхода при подготовке к ЕГЭ значительно может помочь реализовать социальный заказ общества на качественную подготовку выпускников.

Оценка образовательных результатов обучающихся рассматривается как важный этап педагогического процесса. Она призвана установить степень достижения целей обучения.

Одним из способов формирования и оценивания ключевых  компетенций является использование компетентностно-ориентированных заданий, которые позволяют существенно изменить организацию урока через создание специально организованной деятельности учащихся, создав тем самым условия и среду для самореализации и раскрытия творческих способностей учащихся.

        Целью компетентностно-ориентированных заданий является формирование ключевых компетенций, направленных на умение применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.

                     

        Компетентностно-ориентированное задание, как правило, состоит из: стимула, задачной формулировки, источника информации, бланка для выполнения задания и инструмента оценивания. Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение (отвечает на вопрос: зачем я это делаю, для чего мне это надо); задачная формулировка указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания (что я должен сделать, чтобы решить задание); источник информации содержит необходимый материал для успешного выполнения задания (с помощью чего я выполню задание); бланк для выполнения задания нужен только в том случае, если задание предусматривает структурированный ответ, и должен фиксироваться на специально выданном бланке; инструмент оценивания представляет собой шкалу критериев и показателей, модельного ответа, бланка наблюдения и т.д.

          Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что оно организует деятельность учащегося, а не является воспроизведением информации или отдельных действий.

         Требования к структуре заданий:

 

Элемент структуры

Требования

Компетенция

На какой аспект компетенции направлено КОЗ

Стимул

погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение

Задачная формулировка

 

Источник информации

содержит необходимый материал для успешного выполнения задания

Бланк выполнения задания

 (если необходим)

Инструмент проверки

Критерии оценки, модельный ответ…

 

При составлении КОЗ необходимо:

- соответствие КОЗ оцениванию выбранной компетенции ;

- соблюдение требований к структуре КОЗ;

- формулирование заданий в соответствии с конструктором задач по таксономии Блума ;

- соблюдение требований к содержанию КОЗ;

- полнота, целостность представленного материала.

 

        При выполнении компетентностно-ориентированных заданий учащимся необходимо тщательно прорабатывать теоретический материал, привлекать дополнительную литературу, что способствует усвоению не суммы готовых знаний, а методов их приобретения, более глубокому усвоению уже полученного материала.

Методика работы над ситуационной задачей исходит из последовательного освоения интеллектуальных операций в процессе работы над информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.

Пример (1)ситуационной задачи по теме: «Архимедова сила», 7 класс .

 

                        

 

 

Элемент структуры

Требования

Компетенция

Научно-познавательная, информационная.

Стимул

  П О М О Г И ТЕ ! ! !

Задачная формулировка

 Что происходит с телом, погруженным в жидкость?

       ( Ответы на вопросы по рисункам)

Источник информации

1. Демонстрационный опыт «Действие выталкивающей силы на погруженное в нее тело»,

2. ЭОР «Измерение силы Архимеда»,

3. Учебник «Физика - 7», А.В. Перышкин, § 48, 49

Бланк выполнения задания

  • В чем суть этого явления?
  • Какая физическая величина является основной характеристикой изучаемого явления?
  • И как эта сила будет называться?
  • Каково направление выталкивающей силы?
  • К чему приложена выталкивающая сила?

      Вывод:

Инструмент проверки

  • На тело, погруженное в жидкость, снизу вверх действует сила.
  • Сила.
  • Выталкивающей.
  • Выталкивающая  сила направлена снизу вверх
  • К телу

Вывод: выталкивающая сила - сила, действующая со стороны жидкости на погруженное в неё тело.

 

 

 

Пример (2) ситуационной задачи по теме: «Плотность», 7 класс .

 

Элемент структуры

Требования

Компетенция

           - учебно-познавательная (аспект – применение знаний в нестандартной ситуации);

           - информационная (аспект - поиск и  обработка    информации).

Стимул

           Оценить имеющиеся знания по теме «Плотность» и применение знаний в нестандартной ситуации.

Задачная формулировка

В      В течение 5 минут, используя приведенный текст,определить какие ложки в какой коробке? 

 Маме подарили на день рождения два набора чайных ложек. На вид они были совершенно одинаковыми, но по цене...сильно отличались между собой. Дело в том, что в одном наборе были серебряные ложки, а в другом — из нержавеющей стали.

Как определить, какие ложки в какой коробке?

Источник информации

             Учебники Физика 7 класс А.В. Перышкин (с. 50)

Бланк выполнения задания

  1.           Формула для вычисления  плотности _____________
  2.  Масса равна ________________
  3.  Зависимость массы и плотности   _________________
  4. Самостоятельная работа со справочным материалом ___________________________________________
  5. Вывод ___________________________________________

Инструмент проверки

Поле модельных ответов.

  1. Формула для вычисления  плотности:  ρ = m/v
  2.  Масса равна:   m = ρ v
  3.  Зависимость массы и плотности  масса пропорциональна плотности
  4. Самостоятельная работа со справочным материалом

ρ серебра = 10500 кг/м3                             ρ стали  = 7800 кг/м3

  1. Вывод: В более тяжёлой коробке серебряные ложки.    

 

 

Шкала оценивания                                                            

                    Показатель

Количество баллов

Записана   формула для вычисления  плотности

2  балла

Выражена  масса из формулы для расчёта плотности

+2  балла

Установлена зависимость массы и плотности

+ 2 балла

Найдены значения плотностей из таблицы.

+ 2 балла

Дан правильный ответ

+2 балла                     

  Максимальный балл

 10 баллов

              

 

 

 

 

 

 

 

Шкала перевода баллов в отметку

               10 баллов  отметка   «5»    

               8-9 баллов отметка «4»

                6-7  баллов отметка «3»

 

Литература

1. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование

ситуативных задач для оценки компетентности учащихся: Учебно-метод.

пос. для педагогов школ. Спб.: КАРО, 2008.

2. Дубова М.В. Практическая реализация компетентностного подхода

в обучении младших школьников средствами метода ситуативного анализа

// Формирование базовых профессиональных компетентностей будущих

педагогов в условиях реализации новых образовательных стандартов и

вузовский учебник: Сборник материалов. М.: Баласс, 2009.

Категория: Физика
07.01.2015 21:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!