СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Существуют различные подходы к классификации и типологии ЦОР: по языковым средам, по целевому признаку, по типу обучения, по методическому назначению, по функциональному назначению, по механизму программирования и по типу предметной области, по дидактическим целям и по форме организации занятия и др.
Отметим, что эти классификации носят достаточно условный характер и могут содержать пересечения в различных классах технологий. Охарактеризуем некоторые из существующих классификаций.
По функциональному назначению ЦОР делятся на:
демонстрационные – позволяют визуализировать изучаемые объекты, явления, процессы, обеспечивают наглядное представление любой образовательной информации в целом;
тренинговые – предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения и закрепления пройденного материала;
диагностирующие и тестирующие – оценивают знания, умения, навыки учащегося, устанавливают уровень обученности, сформированности личностных качеств, уровень интеллектуального развития;
контролирующие – автоматизируют процессы контроля (самоконтроля) результатов обучения, определения уровня овладения учебным материалом;
экспертные – управляют ходом учебного процесса, организуют диалог между пользователем и обучающей системой при решении учебной задачи;
моделирующие – позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения;
коммуникативные – обеспечивают возможность доступа к любой информации в локальных и глобальных сетях, удаленное интерактивное взаимодействие субъектов учебного процесса;
вычислительные (расчетные) – автоматизируют процессы обработки результатов учебного эксперимента, расчетов, измерений в рассматриваемых процессах и явлениях;
сервисные – обеспечивают безопасность и комфортность работы пользователя на компьютере;
досуговые (учебно-игровые) – компьютерные игры и средства компьютерной коммуникации для организации досуга, внеклассной работы в целях воспитания и личностного.
Виды ЦОР по образовательно-методическим функциям:
электронные учебники – прототипы традиционных учебников; оригинальные электронные учебники; предметные обучающие системы; предметные обучающие среды;
электронные учебные пособия – репетиторы; тренажеры; обучающие; обучающе-контролирующие; игровые; интерактивные; предметные коллекции; справочники и словари; практические и лабораторные;
электронные учебно-методические комплексы (УМК) – предметные миры; программно-методические комплексы; предметные учебно-методические среды; инновационные УМК;
электронные издания контроля – тесты; тестовые задания; методические рекомендации по тестированию; инструментальные средства.
Существует классификация ЦОР по типу информации:
ЦОР с текстовой информацией – учебники и учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; книги для чтения; задачники и тесты; словари; справочники; энциклопедии; периодические издания; нормативно-правовые документы; числовые данные; программные и учебно-методические материалы.
ЦОР с визуальной информацией – коллекции (иллюстрации; фотографии; портреты; видеофрагменты процессов и явлений; демонстрации опытов; видеоэкскурсии); модели (двух- и трехмерные статические и динамические; объекты виртуальной реальности; интерактивные модели); символьные объекты (схемы; диаграммы; формулы); карты для предметных областей;
ЦОР с комбинированной информацией – учебники; учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; книги для чтения; задачники; энциклопедии; словари; периодические издания;
ЦОР с аудиоинформацией – звукозаписи выступлений; звукозаписи музыкальных произведений; звукозаписи живой природы; звукозаписи неживой природы; синхронизированные аудиообъекты;
ЦОР с видеоинформацией – аудио- и видеообъекты живой и неживой природы; предметные экскурсии; энциклопедии;
интерактивные модели – предметные лабораторные практикумы; предметные виртуальные лаборатории;
ЦОР со сложной структурой – учебники; учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; энциклопедии.
ЦОР также можно классифицировать по основанию формы обучения и средств обучения, по назначению.
© 2022, Тарасов Сергей Петрович 2303