СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Что делать, чтобы КПД чтения увеличивался? На этот вопрос еще в 40-х годах отвечал американский профессор Адлер, а мы рассказываем о его методике студентам МГУ и ГУ-ВШЭ. Суть ее очень проста, рассмотрим основные положения.
Нужно научиться критически воспринимать новую информацию.
Есть несколько уровней чтения. Первый уровень, о котором часто забывают – это знакомство. Ошибка начинать читать книгу, даже не зная о чем она. С текстом надо познакомиться: прочитать аннотацию и отзывы. Рекламные тексты, конечно же, подвирают, но суть книги отражают вполне. Если есть время – лучше изучить начало и конец одной главы, чем просто пролистать книгу случайным образом.
Важно просмотреть оглавление. Вполне вероятно, что после знакомства, вы поймете: книга вам не нужна. Большинство книг не заслуживает, чтобы их читали. Часть заслуживает беглого просмотра. И лишь некоторые – медленного внимательного изучения.
Второй уровень – поверхностное чтение. Мы познакомились с книгой и начинаем читать. Мы просто впитываем информацию, да и то не всегда. Узнаем что-то новое и порой обдумываем. Собственно, это и есть то чтение, коим занимаются 90% всех взявших текст в руки.
Чтобы встать на ступеньку выше, необходимо приложить усилия – это третий, исследовательский уровень. Нужно попытаться описать одним предложением - в чем отличие, уникальность всей книги.
Самый простой и лучший способ повысить КПД – прочитав главу коротко пересказать ее самому себе: о чем говорил автор, какие примеры использовал? Что из прочитанного важно запомнить?
Вооружитесь карандашом или ручкой и не стесняйтесь подчеркивать интересные мысли. Если хватит сил и терпения – конспектируйте. Читая, задавайте вопросы: О каком спорном вопросе пишет автор? Какова его позиция по этому вопросу?
Спорьте с книгой. Какие есть противоположные взгляды? Попытайтесь определить – где слабые места книги? Может быть, автор «забывает» о каких-то фактах, или слишком эмоционален?
Помните, простое поверхностное чтение, без практики – это не образование, это развлечение. Такое чтение может помочь Вам скоротать время в транспорте. Но вы добьетесь большего, если начнете спорить с автором и размышлять о прочитанном.
Ниже я привожу 4 основных совета для тренировки вдумчивого чтения:
1. Познакомьтесь с книгой. Почитайте отзывы и содержание. Подумайте, о чем эта книга, что вы хотите от нее получить.
2. В чем уникальность книги? Какая главная мысль у нее, у каждой отдельной главы? Каждый раз, закрывая книгу, коротко расскажите себе, о чем вы только что прочитали?
3. Спорьте с автором. Какие еще есть мнения по этому вопросу? Какие факты использует автор и к каким трокам прибегает, чтобы убедить Вас?
4. Что сделать, чтобы чтение не было простым развлечением? Какой будет следующий шаг? Как можно использовать ту или иную идею?
Источник:
http://www.empatika.com/blog/how_2read_books#more-3180
© 2018, Латышева Надежда Леонидовна 225