СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хореографическое искусство Башкортостана

Нажмите, чтобы узнать подробности

История хореографии

Немного из истории Хореографии

Хореографическое искусство Башкортостана

Танец, как вид искусства, выражает радость и восторг, печаль и боль и множество других чувств человека. Эти чувства передаются особыми средствами: движениями, жестами, мимикой, имитацией различных действий. Танец как своеобразный язык возник раньше слова. Первые танцы были связаны непосредственно с судьбой человека, его трудом, с его наивными представлениями об окружающем мире. Веками создавались формы народного танца. Каждая эпоха вносила свою лепту в развитие языка танца.

Языком и выразительными средствами танца являются различные изящные движения, яркие жесты, энергичные ритмы, шутливые реплики, похвалы, прибаутки, музыка, национальный нарядный костюм и т.д. Каждый танец имел свою конкретную мелодию, своеобразный костюм, четкую ритмику исполнения и неповторимость сюжета. В этом и заключается единство танца с костюмом, словом, музыкой, изобразительным и декоративным искусством.

Народная хореография башкир

Особенности хозяйственной жизни и быта башкир, образное восприятие ими окружающей природы, древние верования и обряды нашли отражение в хореографическом искусстве. Как в мужском, так и женском танцах прослеживается подражательная основа плясовых движений. В мужских охотничье-воинственных танцах исполнители подражали топоту конских копыт, моментам объездки, джигитовки, скачек, иноходи, бегу, различным движениям коня и поведению всадника.

В женских плясках изображались различные трудовые процессы: дойка кобылиц, сбор ягод, обработка шерсти, прядение, наматывание нити в клубок, сбивание масла, приготовление кумыса. В женских танцах дроби исполнялись более мягко, без прыжков.

На этих движениях были основаны и обрядовые пляски, связанные с языческими верованиями башкир. Магическую роль при изгнании болезней имели круговые обходы больного бесогонителем (курэзэ), громкий топот, стук о металлические предметы, удары плетками, пропитанными конским потом, песни-заклинания.

В обрядовых плясках нашла отражение мечта человека о победе над злом, болезнями, стихийными бедствиями. В этом смысле древнее народное искусство служило активной, преображающей силой. В плясках, соотносящихся с древними тотемистическими и анимистическими верованиями, мать-птица или священная птица сэмре всегда побеждают злых духов (убыр, мэскэй, аждаhа). В шаманско-знахарских обрядах изгнания злых духов (албасты, мэлгун) из тела больного также отразилась вера в силу и могущество человека.

По своей форме и тематике башкирские танцы подразделяются на:

  • историко-героические: «Северные Амуры» («Төнъякамурзары»), «Каравансарай» («Карауанhарай»), «Медный каблук» («Езуксә»), «Маршрут», «Перовский», «Церемониальный марш», «Гвардейцы», «Баик» («Байык») и другие;
  • трудовые: «На колхозной ферме» («hауынсылар»), «Косари» («Бесәнселәр»), «Влюбленные строители» («Төзөуселәр») «Лесная симфония» («Урман моно»), «Охотник» (hунарсы»);
  • бытовые: «Бишбармак» (бишбармак - башкирское национальное кушанье), «Танец горного орла» («Тау бөркөтебейеуе») и другие;
  • обрядовые: «Причитание» («Сенләу»), «Гостинец» («Йыуаса») и другие;
  • юмористические: «Три брата» (Өстуган»), «Сыновья Тимербая» («Тимер-байзынулдары»), «Подарок» («Буләк»), «Проказницы» («Шаян - кыззар»), «Сонайым » и другие;
  • игровые, лирические: «Встречи у ручья» («hыуюлындаhылыукыз»), «Бурзяночка» («Бөрйәнкызы»), «Загида» («Заhиза»), «Зарифа», «Семь девушек» («Етеҡыз»), «Гульназира» («Гөлнәзирә»), «Наза» и другие.

Профессиональная хореография

Возникновение профессионального хореографического искусства Башкортостана связано с деятельностью Ф.А. Гаскарова, создателя Государственного академического ансамбля народного танца. Ансамбль возник в 1939 г. В 1956 г. Ф. Гаскаров издал описание 8 сценических танцев, созданных на основе народных. Эти танцы легли в основу репертуара ансамбля танца им. Ф. Гаскарова.

Категория: Искусство
13.08.2021 11:37


© 2021 112

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!