СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как технология продуктивного чтения помогает развивать читательский интерес младших школьников?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети на вопрос «Любите ли вы читать?» почти всегда отвечают: «Да», но вот на вопрос «Чем вы занимаетесь в свободное время?» отвечают по-разному: играю, смотрю телевизор, гуляю. И только некоторые ребята отвечают: «Читаю книги». Почему? Я считаю, что в начальной школе необходимо сформировать ребенка — грамотного читателя, у которого есть привычка к чтению, он знает книги, умеет их самостоятельно выбирать. Этого от нас требует стандарт, этого же ждут от нас родители. В чем заключается суть технологии продуктивного чтения проф. Н. Светловской?

Можем ли мы позволить себе учить детей так, как когда-то учили нас? «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра», — так говорил Джон Дьюи, американский философ и педагог рубежа XIX-XX вв. Это высказывание не потеряло актуальность и сегодня.

Из всех предметов, преподаваемых в школе, нельзя выделить какой-то один, назвав его главным. Каждый предмет нужен и важен по-своему. Но давайте вспомним такую детскую игрушку, как пирамидка. Если сложить пирамидку правильно, нанизывая детали на стержень, она будет очень крепкой, но если этот стержень убрать, пирамидка рассыпается. Стержнем в школьном образовании служит чтение. Если в начальной школе ученик не научится беглому и осознанному чтению, вряд ли он сможет достичь успехов в дальнейшем образовании.

На съезде Российского книжного союза, прошедшего 28 сентября 2011 года в Москве, Президент РФ В. Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус самой читающей страны, наблюдается кризис российской культуры и литературы.

Часто можно услышать, что современные дети не любят читать. А что говорят сами дети по этому поводу? Об этом я спросила самих детей. Детям 2 класса задавалось 2 вопроса.

  • Любите ли вы читать?
  • Чем вы занимаетесь в свободное время?

Я думаю, что предмет литературное чтение можно считать опорой духовной жизни общества. Почему так привлекательны для меня уроки литературного чтения? Наверное, потому, что я сама очень люблю читать, а также, потому, что каждый ребенок на этом уроке может проявить себя со своими эмоциями, своим пониманием мира.

Этому способствует технология продуктивного чтения, основоположником которой стала профессор Н. Светловская. Когда я познакомилась с этой технологией и начала ее изучать, я поняла, что некоторые приемы, описанные в ней, я уже применяю на своих уроках.

Технология продуктивного чтения — это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

  • Цель технологии — формирование читательской компетенции младших школьников.
  • Средства — приемы понимания и анализа текста.
  • Этапы — работа с текстом до чтения, во время чтения и после чтения.

Достигая эту цель, я с первых уроков формирую технику чтения, знакомлю детей с приемами понимания и анализа текста; ввожу ребят через литературу в мир человеческих отношений, развиваю речь учащихся.

Урок с использованием технологии продуктивного чтения существенно отличается от традиционного урока. Мне хочется подробнее рассказать о том, как я использую эту технологию.

Этапы

Традиционный урок

Технология продуктивного чтения

До чтения

Учитель знакомит с автором и заголовком произведения.

Прогнозирование содержания текста по названию или иллюстрации.

Возникает мотивация к чтению.

На этапе до чтения мы с ребятами прогнозируем содержание текста. По названию, фамилии автора, иллюстрациям, опираясь на личный читательский опыт, обучающиеся предполагают тему и жанр произведения, ставят цели своей работы на уроке.

Приведу пример урока литературного чтения во 2 классе «Народная сказка «Три сестры».

— Как вы думаете, а кто будет героями сказки? (Три сестры или сестры).

— А кто такие сестры? (близкие люди, родственники, друзья).

Давайте посмотрим в словарь и уточним значения слова «сестра». (Сестра — дочь тех же родителей или одного из них по отношению к другим их детям. С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»).

А теперь, рассмотрите иллюстрацию и предположите, почему в сказке появились эти животные? (Это домашние животные. Это помощники сестер. В этих животных превращаются сестры.)

На уроке в этот момент прозвучала реплика одной ученицы «Давайте уже скорее читать». И я поняла, что на данном этапе цель достигнута: интерес возник, появилась мотивация к чтению произведения.

Во время чтения

Учитель или хорошо читающие дети читают текст, а остальные ученики слушают.

Ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем развитие событий.

Возникает читательская интерпретация.

Следующий этап работы с текстом во время чтения. Мы знакомимся с текстом по-разному: я предлагаю детям самостоятельно прочитать произведение, прослушать его запись или читаю сама. Иногда мы читаем часть текста, предполагаем дальнейшее развитие событий, а затем возвращаемся к тексту и узнаем авторский замысел.

Такой прием я использовала, при изучении рассказа В. Осеевой «Сыновья» во 2 классе. Мы не дочитали последний абзац, и я задала детям вопрос: «Как вы думаете, что ответил старик?». И дети говорили:

«Для каждой мамы ее ребенок самый лучший».

«Все сыновья хороши, но третий лучше».

А потом мы прочитали ответ старика «А где же они? Я только одного сына вижу».

На этом этапе возникла читательская интерпретация, Мы вели разговор с автором, в котором дети описывали себя по отношению к своей маме. Это заставило их задуматься, на месте какого из сыновей они могли бы оказаться.

После чтения

Беседа о прочитанном.

Коррекция выдвинутых предположений, уточнение позиции автора.

Возникает удовлетворение от чтения и понимания текста.

Технология продуктивного чтения предполагает обязательное перечитывание текста на этапе работы после чтения. Предлагаю вам снова фрагмент урока в 4 классе, на котором мы работали со стихотворением Бальмонта «У чудищ». После прочтения стихотворения проводится беседа.

— Бывал ли герой в избушке Бабы-Яги раньше? Какие строчки это подтверждают? (Да, там все как прежде).

— Испугался ли наш герой гнева Бабы-Яги? Почему? (Был в шапке невидимке).

— Почему Бальмонт называет Бабу-Ягу Ведьмой? (Потому, что она ведает секреты).

—Что за бусы стянул у нее наш герой? (Автор употребил слово бусы, имея в виду секреты ведьмы).

— А почему именно 2 нитки бус? (Одна нитка символизирует секреты реального мира, а другая — нереального).

— Зачем он, рискуя своей жизнью, старается украсть тайны мира у чудищ? (Потому, что человеку всегда было интересно узнавать устройство мира, объяснить явления природы, тайну жизни, познать неизведанное).

На этом уроке у детей формировались умения работать со справочным материалом, в котором дети узнали о том кто такая Баба-Яга, где она живет и т.д., понимать замысел автора, делать выводы, высказывать предположения.

У детей возникает понимание текста, удовлетворение от процесса чтения.

Этот этап позволяет выполнить творческие задания: нарисуй словесный портрет героя, расскажи, что бы ты сделал на его месте, перескажи от имени какого-то персонажа, придумай продолжение истории.

Очень легко работать с детьми, которые уже любят читать. Но как бы мне ни хотелось, в классе есть дети, у которых чтение не вызывает интереса. Это связано и с их здоровьем, и с семейными обстоятельствами. Но это тоже мои ученики и, для того, чтобы включить их в работу, я использую яркие образы.

Это может быть фрагмент мультфильма или красочные иллюстрации, прослушивание музыкальных произведений или интересная биография писателя, кукла, управляемая учителем или памятник героям сказки. Главное — заинтересовать ребят, вовлечь всех их в круговорот событий на уроке.

В воспитании любви к книге положительную роль играют незначи­тельные, на первый взгляд, моменты. Например, в нашем классе есть полка с книгами, которые ребята свободно берут, читая их на ежеурочных пятиминутках чтения. На этой полке постоянно появляются новые книги из домашних библиотек ребят. Они обмениваются книгами друг с другом и даже оставляют книги «жить» в классе.

Можно смело утверждать, что технология продуктивного чтения развивает читательский интерес младших школьников, который, в свою очередь, будет способствовать формированию грамотного, эрудированного, духовно развитого человека.

Категория: Всем учителям
02.02.2017 15:31


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!