СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
До экзамена
Чтобы научиться справляться с сильным волнением, необходимо понимать, от чего именно оно возникает и к каким реакциям ведет. Предложите школьникам назвать стрессоры — явления, ситуации и объекты, которые вызывают у них беспокойство. Они не обязательно должны быть связаны с экзаменами.
Варианты:
Стрессором может стать практически что угодно: страх неудачи, боязнь быть отвергнутым, образ жизни, фактор окружающей среды, деньги, отношения. Но все их получится разделить на три категории.
1. То, что человек никак не может контролировать
2. То, на что он может повлиять.
3. То, что он создает сам.
Предложите школьникам распределить стрессоры по этим пунктам и обсудите, как действовать в каждом случае.
Первая категория — ситуации, которые человек не может контролировать. Справиться с ними получится, если изменить свое отношение или постараться минимизировать риск. Например, к внезапному сложному заданию можно подготовиться заранее или «отпустить» ситуацию и набрать баллы где-то еще. А чтобы снизить риск головной боли, стоит лучше высыпаться и исключить из питания продукты, которые могут спровоцировать боль. Для других переживаний они смогут самостоятельно найти убедительные аргументы.
Вторая и третья категории — стрессоры, которыми получится управлять. Предложите школьникам самостоятельно придумать, как это сделать. Кто-то использует юмор, кто-то — проговаривает ситуацию вслух, кто-то ведет заметки или пробует новые способы планирования.
На доске или на флипчарте можно разместить таблицу для заполнения, чтобы дети указали свои варианты.
Кроме того, в стрессовый период подросткам очень важно почувствовать, что их повседневность не ограничивается учебой. Дайте школьникам возможность проявить свой талант, организуйте разнообразие деятельности.
Постарайтесь в финальные месяцы больше хвалить выпускников за усердие, не только за результат. Скажите о том, что экзаменов не делают вас плохим или хорошим человеком, это никак не отражается на личности.
Сформулируйте четкий план подготовки и правил поведения в день Х. Иногда стресс возникает именно из-за отсутствия определенности.
Во время экзамена
Есть два простых упражнения, которые помогут детям собраться мыслями в момент волнения.
«Заземление»
«Облака»
© 2024, Беленко-Линёва Марина Петровна 51