СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как привлечь внимание детей на уроке?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффект неожиданности

  • Интрига – залог внимания детей, а значит, и тишины. Вы можете сообщить детям в начале урока, что собираетесь рассказать им огромный секрет. И совсем не важно, что под этой формулировкой будут скрываться, например, правила умножения. Ещё один вариант – изобразить удивление, разглядывая что-то за окном.
  • Если нужно переключить внимание детей на вас, попробуйте игру с хлопками. Попросите похлопать тех учеников, которые вас слышат. Повторить просьбу можно несколько раз, пока весь класс не сконцентрируется на источнике звука и не затихнет. Главное, чтобы в игре сохранялся эффект неожиданности.
  • Есть ещё один метод, основанный на внезапности, но уже не звука. Попробуйте неожиданно выключить на уроке свет (лучше, чтобы за окном уже было темно), призывая детей к порядку. Большинству детей становится неинтересно баловаться и кривляться, когда их никто не видит.
  • Альтернативный вариант призыва к спокойствию – стоп-слово или целая фраза, привлекающая внимание. Вы можете выбирать такую реплику с целым классом и даже превратить это в игру с голосованием и вариантами от каждого ученика.
  • Чтобы тишина в классе воцарилась в нужное время (например, когда наступает контрольная работа), используйте таймер в смартфоне или обратный отсчёт. Ученики должны знать: как только прозвенит сигнал (либо вы сосчитаете до нуля), нужно успокоиться.
  • Дети часто ведут себя вызывающе, желая привлечь внимание. Но вы можете перехватить инициативу, став главным центром притяжения взглядов. Конечно, не нужно эпатировать учеников чем-то неадекватным (например, креативным внешним видом). Зато можно и нужно придумывать от урока к уроку разные неожиданные фишки. Например, декламировать произведения из школьной программы в окно, переносить уроки из кабинета на свежий воздух или в музей и т. д. Некоторые смелые учителя могут даже неожиданно станцевать или запеть, но обязательно – в тему урока.

Жесты, прикосновения и позы

  • Используйте жесты, чтобы успокоить детей в младших классах. Например, поднятая ладонь может стать призывом к тишине, а загнутые пальцы будут означать минуты задержки на перемене. Вы также можете выбрать в кабинете одно место, которое редко задействуется на уроке. Объясните ученикам: когда вы встаёте туда, необходимо успокоиться.
  • Если вы знаете, что расшумевшиеся ученики нормально относятся к прикосновениям, можно дотронуться до плеч самых громких детей. Ни в коем случае не используйте грубую силу, а также ручки, линейки и т. д.
  • Чтобы ученики воспринимали слова как значимые, встаньте со стула и развернитесь к классу всем телом. Если разговариваете с конкретным ребёнком, смотрите ему в глаза. Это покажет, что вы держите ситуацию под контролем и чувствуете себя уверенно.
  • Во время самостоятельной работы учеников (в отличие от объяснения нового материала) можно ходить по кабинету. Для большей авторитетности заложите руки за спину.

    Важность речи учителя

    1. Говорите спокойно, но разборчиво. Пусть ученики прислушиваются к вам, пока вы невозмутимо вещаете о своём предмете. В такой атмосфере детям сложнее незаметно переговариваться, а вам – проще контролировать речь, избегая завышенных интонаций, дребезжания или срыва голоса.

    2. Перекричать целый класс – бесполезная затея. Но можно пойти иным путём: удивите разбушевавшийся шумный класс неожиданным шёпотом. Ученики замолкнут быстро, потому что захотят вас расслышать. Можно также добавить заговорщицкую интонацию, обращаясь к детям на первых партах.

    3. Материал, который вы преподаёте, должен быть лаконичным и содержать минимум воды. В вашей речи не должно быть много вводных предложений, слов-паразитов и т. д. Чем проще речь, тем легче её контролировать, избегая оговорок или длинных пауз. Возьмите себе за правило: одна фраза – одна мысль.

    4. Чтобы дети чувствовали, что класс – это единое целое и учитель призван им помочь, старайтесь чаще говорить не «я» и «вы», а «мы», объединяя себя со школьниками.

    Не забывайте работать над своей речью. Она должна быть свободной, чистой, динамичной. Не стоит пересказывать учебник слово в слово и просто зачитывать вслух свои записи: монотонные рассказы вгоняют в сон.

    Как должен вести себя учитель с учениками?

  • Не будьте слишком строгим. Нужно, чтобы школьники понимали: дисциплина на уроке – не прихоть вашей скучной натуры. Поэтому показывайте детям, что вы тоже живой человек. Если кто-то из класса сказал смешную шутку, вызвав бурную реакцию коллектива, не надо сразу утихомиривать учеников. Вполне допустимо улыбнуться и посмеяться со всеми, а потом продолжить урок.
  • Не показывайте негативные эмоции и неуверенность. Дело в том, что ученики часто воспринимают это как слабость учителя и ослабление его контроля. Это побуждает детей шуметь и баловаться или, что ещё хуже, самоутверждаться за счёт педагога и смеяться над ним. Так что будьте невозмутимы, даже если школьники сводят вас с ума. Когда начинаете нервничать и закипать, сделайте паузу и успокойтесь. Если что-то пошло не по плану, лучше признаться в этом честно и обернуть ситуацию в шутку первым.
  • Общайтесь с учениками на перемене. Пара добрых фраз, сказанных до урока, настроит на рабочий лад и создаст дружескую атмосферу. Иногда достаточно поприветствовать школьников, заходящих в класс, и поблагодарить за отсутствие опоздавших. При желании в начале урока можно здороваться с детьми объятиями или рукопожатиями, если сами ученики и их родители не против такого сокращения личной дистанции. Тёплое приветствие даёт позитивный заряд на целый день, а ещё, согласно некоторым исследованиям, снижает плохое поведение школьников почти на 10 %.
  • Поощряйте. Вы можете благодарить учеников, демонстрирующих хорошее поведение и следование вашим правилам на уроке. Можно придумать отдельные бонусы или вознаградить целый класс интересной игрой или совместным просмотром фильма. К слову, можно и нужно хвалить ребёнка перед его родителями. Вы можете приходить на собрание или звонить семье ученика отдельно.
  • Замените указания на подсказки и напоминания. Это особенно эффективный метод для старшеклассников. Вы можете говорить детям, чего от них ожидаете или что они могут сделать в данной ситуации, чтобы проявить себя как хорошие ученики. Такие формулировки не выглядят как контроль или требования, поэтому воспринимаются лучше.
  • Не наказывайте. Некоторые психологи считают, что подкрепление хорошего поведения намного эффективнее, чем наказания за плохую дисциплину. Кроме того, в последнем случае ребёнка как будто лишают шанса совершить ошибку. В тех же случаях, когда без наказаний точно не обойтись, надо делать акцент на ответственности ученика за поступки и стараться подробно объяснять, почему его поведение вредное или опасное для него и окружающих.

    Установка правил поведения

    Иногда действия учителя по поддержанию дисциплины могут быть и предупреждающими, т. е. профилактическими. Особенно это важно, когда вы впервые пришли в новый класс или работаете с маленькими детьми, которые вообще плохо представляют, что такое дисциплина.

  • Попробуйте определить правила поведения на уроке. Принесите маркеры и ватман в класс: пусть каждый ученик по очереди напишет по одному пункту, который, на его взгляд, говорит о высокой дисциплине. Таким образом, вы не только дадите понять, что доверяете детям, но и обрисуете необходимые условия рабочей атмосферы. Кроме того, ватман можно повесить в классе для наглядности и напоминания. Но имейте в виду: если дети сформулировали правило для вас и вы с ним согласились, придётся исполнять неукоснительно.
  • Если создание правил поведения не подходит, можно обсудить с учениками, для чего человек должен вести себя так или иначе. Составьте с детьми список качеств, которые они считают положительными, а потом обсудите, как высокая дисциплина помогает развивать эти свойства. Тогда у школьников появится реальная мотивация хорошо себя вести.
  • С младшеклассниками можно проработать награды за хорошее поведение и наказания за плохое. Только не переборщите: в начальной школе запись в дневник может стать весомым последствием, а возможность первому выбрать, например, стихотворение для заучивания будет отличным поощрением. Нужно, чтобы ученики понимали последствия нарушения установленных правил: за что им сделают предупреждение, а за что – задержат после уроков.
  • Можно обсудить ваши правила дисциплины в формате «вопрос-ответ». Обычно у учеников появляется много вопросов по части поведения в нестандартной ситуации: забытый дома учебник, опоздание, желание исправить плохую оценку и т. д. Если вы сразу объясните, что детям нужно сделать, чтобы исправить произошедшее или минимизировать наказание, вы сэкономите массу времени себе и им.
  • Также с классом полезно обсудить правила общения друг с другом, чтобы снизить вероятность конфликтов. Научите школьников просить вещи и спокойно выражать эмоции и точку зрения в споре.
27.02.2023 10:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!