СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как научить мозг учиться

Нажмите, чтобы узнать подробности

Татьяна Владимировна Черниговская является доктором биологических и филологических наук. Изучает профессор Черниговская человеческий мозг, его работу, способы и методы развития.

«Для того чтобы понять, как устроен мир, надо узнать, как устроен мозг». В этом абсолютно уверена Татьяна Владимировна Черниговская.

Татьяна Черниговская преподаёт «Психолингвистику», «Нейролингвистику» и «Когнитивные процессы и мозг» студентам и аспирантам Санкт-Петербургского государственного университета.

Неоднократно Татьяну Владимировну приглашали и продолжают приглашать в качестве лектора в крупнейшие университеты США и Европы.

Лекции Татьяны Владимировны доступны не только студентам профильных специальностей. Татьяна Черниговская также читает публичные лекции в лектории «Прямая речь». И особой популярностью пользуется лекция «Как научить мозг учиться». Это лекция о практических методах, как именно тренировать мозг.

Лекция Татьяны Черниговской «Как научить мозг учиться»

Основные моменты

Мозг обучается всегда, даже когда мы не обращаем на это внимание.

Важными отличиями человека от других животных является язык и сознание.

Мы постоянно имеем дело не только с самими объектами, но и с символами. Вот, допустим, на столе стоит стакан. Зачем его называть «стаканом»? Зачем его рисовать?

Пока Тургенев не описал «лишних людей» их и не было. Барышни не падали в обморок, пока это не было описано в литературе и т. п. Это к вопросу о том, как искусство влияет на мир.

У нас в голове вообще есть совсем абстрактные вещи: математика, музыка, время.

Человеку может повезти с генами, но все равно нужно постоянно учиться и прокачиваться. Везение с генами — это как рояль Steinway, доставшийся по наследству. Хорошо, конечно, но играть-то на нем все равно нужно учиться.

Важно понять, что мы зависим от нашего мозга на все 100%. Да, мы смотрим на мир «своими глазами», что-то слышим, что-то ощущаем, но то, как мы понимаем это все, зависит только от мозга. Он сам решает, что нам показывать и как. По сути, мы вообще не знаем, что такое реальность на самом деле. Или как видит и ощущает мир другой человек? А мышь? А как видели мир шумеры?

Мозг знает как учиться и понимает, как он это делает, но не объясняет этого нам. Если бы понять — мы бы по-другому учились.

Возможно, в школах и ВУЗах стоит учить больше не наборам фактов, а тому, как добывать информацию. Важные вопросы: как научиться учиться? Как научиться контролировать внимание или память? Как научиться правильно классифицировать и упаковывать информацию?

Мозг — не решето. Мы, грубо говоря, ничего не забываем, просто большая часть данных лежит в папке „Другое“.

Если хотите что-то помнить утром — нужно выучить и заснуть. Какое-то время назад это было догадкой, сейчас это научный факт. Полученные данные должны переместиться в долгосрочную память, и происходит это только во время сна.

Есть исследования, которые показали, что четко есть два разных момента: один, когда решение принято мозгом, и второй, когда мы что-то с этим сделали. Мозг сам все решает и по пути создает иллюзию, что мы что-то контролируем.

На данный момент науке уже довольно много известно о нейронах и их свойствах. Все больше начинаем понимать нейронные сети.

В мозге есть хранилище на 2,5 петабайт. Это примерно 3 миллиона часов сериала.

Маленькие дети не умеют врать потому, что думают, что все остальные знают точно то же самое, что знают они, и врать бесполезно.

Полезно учить мозг смотреть на мир глазами других людей. Способность строить модель «другого» дает поведенческое преимущество.

У ворон, а точнее даже у врановых в целом, мозг довольно похож на мозг приматов по уровню развития. Вороны узнают свое отражение.

Мозг дельфинов тоже мощно развит. «Но они же не построили цивилизацию!» Да, но какая разница, когда они могут спать отключая только одно полушарие и продолжая бодрствовать, обладают иронией, своим языком, живут счастливыми жизнями, всегда сыты, не имеют совсем опасных врагов и далее по списку.

С появлением внешних хранилищ информации с одной стороны сложнее стало учиться ими пользоваться, с другой — достаточно базовых технических навыков, чтобы просто иметь доступ к информации в Интернете, например.

Современная тенденция, что дети сходу играют в айпады — опасна. Прокачивать мелкую моторику очень важно, в том числе для того, чтобы ребенок начал говорить. Поэтому пластилин и все такое по-прежнему актуальны.

В Древнем Китае на руководящие должности было всего два экзамена: каллиграфия и стихосложение.

На картах мозга, в частности, видно быстро или медленно будет обучаться ребенок.

До сих пор не очень понятно, каким образом в мозге хранятся языки, слова, их значения.

Мозг людей, знающих больше одного языка, имеет преимущество перед мозгом тех, кто знает только один. Учить языки очень полезно для развития мозга.

Хороший мозг постоянно учится. Приучите себя постоянно выполнять трудную (но выполнимую) мозговую работу. Это позволит дольше оставаться в сознании. В прямом смысле.

Мозг «созревает» по частям. Лобные доли, к примеру, до 21—23. Особенно это имеет значение в детстве.

На всякий случай: переучивать левшей на правшей ни в коем случае нельзя. Вы переучиваете таким образом не руку, а мозг, и вытекает это все в тики, заикания, неврозы и т. д.

Мозг женщин и мужчин отличается. Женский эффективнее из-за большего количества серого вещества.

Детей стоит обучать, учитывая эти особенности мозга. С мальчиками говорить краткими предложениями, вовлекать в процесс, давать меньше письменных заданий, хвалить за них и давать больше двигаться, чтобы они сбрасывали агрессию. Плюс, говорят, что мальчики в прохладном помещении быстрее соображают, а в тепле начинают засыпать. Девочкам больше нравится работать в группах, им важно смотреть в глаза и говорить об эмоциях, не стоит повышать тон, полезно привлекать помогать учителям. Важно научить справляться с опасностями, которые им готовит наш мир.

Занятия музыкой положительно влияют на мозг. Усложняют его, улучшают качество нейронных сетей, обеспечивают лучшую пластичность и лучше сохраняют его к старости.

Забывание, отвлечение, перерывы и сон — не помехи для обучения. Скорее наоборот. У всех свой стиль обучения, важнее его найти.

Бывают плохие состояния для умственной работы. В этот момент важно это понять и переключиться на другую работу, а к этой вернуться позже.

Техническая тренировка навыков, как принято в музыке и спорте, не подходит для умственной работы. Есть риск загнать себя в регулярные переживания, и настает момент, когда мозг будет отторгать новые задачи.

Важно понимать и честно отвечать себе на вопрос «Зачем я учусь?». Выстраивание реальной картинки по этому поводу спасло бы от лишних мучений.

Делить проект на мелкие выполнимые части действительно полезно. Как и менять обстановку, окружение, позу в которой сидишь и т. п.

Полезно делать регулярные 15-минутные перерывы для стабилизации выученного.

Движения могут помогать запоминанию, «тело помогает».

Устное воспроизведение выученного тоже важно.

Полезно тренировать концентрацию, память, скорость восприятия информации, когнитивную гибкость.

По поводу тренировки памяти, полезно обращаться к опыту древних греков. Например, ложась спать, вспоминать весь день подробно — с момента пробуждения и до момента, когда лег спать.

Гигантский процент того, что мы делаем, мы делаем бессознательно.

Тренируйте мозг. Постоянно. Важно понять себя, найти подходящие методики и регулярно практиковать их.

Обучение существенно меняет и развивает мозг!

Категория: Биология
23.04.2020 13:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!