СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение подвига новомучеников и исповедников на уроках основ православной культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Меньшиков Владимир Михайлович

зав. кафедрой теологии и религиоведения Курского государственного университета,

доктор педагогических наук, профессор

Изучение подвига новомучеников и исповедников на уроках основ православной культуры

Тема мученичества и исповедничества русских святых ХХ века — одна из важнейших тем в курсе преподавания основ православной культуры. Но для педагогов важно не только понимать это, но и важны методические разработки по этой теме. И в этой связи хотелось бы обратить внимание на учебно-методическое пособие «Изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников российских ХХ века в образовательном пространстве регионов Центральной России», которое было подготовлено по поручению Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской и при участии фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» преподавателями Курской государственной сельскохозяйственной академии доктором исторических наук Зинаидой Дмитриевной Ильиной и кандидатом, теперь уже доктором исторических наук Ольгой Владимировной Пигоревой[1].

Хотелось бы сразу же обратить внимание на несомненные достоинства этой работы. Использование материалов по истории Православия в России, касающихся политических репрессий 1930-х годов, – задача трудная. Сложность заключается в том, что тема исповедничества и мученичества священнослужителей, монашествующих и мирян в советский период – тема достаточно новая для исторической науки. А материалов, которые были бы предназначены для обучающихся, совсем мало.

Сама же большая трудность изучения этого подвига заключается в том, что современным школьникам трудно понять сам подвиг мученичества и исповедничества, поскольку идея жертвенности для них абстрактна, а понятие «подвиг» мало ассоциируется с необходимостью сохранения своей веры, ее защиты. Ситуацию порой осложняют и сами педагоги. Они чаще всего делают упор на внешнюю сторону подвига новомучеников и исповедников: ожидание ареста, пытки, лагеря, тюрьмы, тяжелый труд, трагическая, чаще всего безвестная смерть. Конечно, рассказ об этой стороне подвига мучеников необходим.

Но изложение только этих фактов не позволяет понять самое главное – суть подвига мученичества. Поэтому необходимо акцентировать внимание учеников не столько на внешней стороне подвига (испытания и страдания), сколько на его содержании, значении, смысле. Во-первых, надо объяснить смысл жизни человека, и в этом контексте — смысл его смерти. Во-вторых, рассказать — и это делается в процессе преподавания курса основ православной культуры, — для чего вообще живет человек. Тогда становится понятным содержание и смысл духовно-нравственного подвига. Суть его в том, что страдания и даже смерть — это жертва во имя чего-то великого и значимого. Человек бросается в огонь, в воду и спасает ребенка. Это подвиг! Солдат идет на смертный бой и спасает Родину. Это подвиг! Ради чего эти самые обычные люди приносили такие жертвы? Хотели показать миру свое бесстрашие? Или же за их деяниями стоял другой смысл? Ответы на эти вопросы должны обязательно прозвучать на уроке.

Духовный подвиг — явление многоаспектное и многомерное, у него свое духовное и социальное содержание. Духовное содержание заключается в том, что мученики своей жизнью и трагической смертью доказали, что в мире есть другая — духовная реальность, которая выше внешнего мира.

Очень важно осмыслить вместе с учениками социальную составляющую духовного подвига. Преподаватель должен донести до ребят, что новомученики отстаивали самое главное, что есть у российского народа и страны, — православную веру, которая определяет цивилизационное устройство общества. Спасая свою веру, святыни мученики и исповедники спасали фундамент, на котором веками стояла Россия.

Раскрывая тему многогранного подвига новомучеников и исповедников, авторы решают ряд важных задач. Во-первых, они показывают непреходящую ценность их подвига. Его важность особенно возрастает сегодня, когда жизнь многих людей превратилась в подражание сомнительным кумирам и в достижение призрачных целей. Понимание сути жизни и подвига новомучеников и исповедников ХХ века делает современных школьников сопричастными к трагической и героической истории наших предков: они глубже понимают суть православных традиций и культуры, базовых идеалов и духовных ценностей, дефицит которых в современной общественной жизни угрожает потерей не только нравственных основ жизни, но и расчеловечиванием общества.

Во-вторых, развивают у обучающихся – и это крайне важно в воспитании – чувство благодарности новомученикам и исповедникам за их подвиг. Благодарность — важнейшее качество человека. Человек должен быть благодарным Богу и своим ближним: родителям — за жизнь, трудящимся — за хлеб, воинам — за защиту и спасение Отечества. Особая благодарность должна быть адресована и людям, сохранившим для него саму возможность духовной жизни.

В-третьих, сформировать у обучающихся духовно-нравственный иммунитет. Важно всегда помнить и понимать, что богоборчество начинается с пренебрежения к Богу и святыням. Но заканчивается оно всегда страшно для народа и каждого человека. А вера для каждого человека и любого народа потому так важна, что она позволяет формировать их духовно-нравственный иммунитет.

В процессе подготовки своего пособия авторы обосновали ряд принципов, которые им удалось реализовать в своей книге.

Доступность материала детям. Ученые разъясняют значение подвига новомучеников и исповедников на конкретных примерах в рамках исторического контекста и стараются сформировать у школьников понимание значимости «святыни» в Православии. Авторы постарались составить материал таким образом, чтобы сохранить целостную картину подвига, но при этом не перегрузить ее деталями, большим количеством бытовых подробностей, на фоне которых основная идея повествования словно мельчает. Авторы в своем повествовании опираются на те сведения из учебных курсов (истории, литературы и др.), средств массовой информации, образцы повседневного бытового поведения, бытовой культуры, которые уже известны ученикам. Они обращаются к их, пусть и не очень большому, жизненному опыту.

Еще один принцип: основной акцент в изложении должен делаться не на внешней стороне испытаний новомучеников, а на значении и смысле их подвига, который состоит в том, что они приносят свои труды и саму жизнь в жертву тому, что выше их. Изучая материал, ученик должен понять, что смысл подвига солдата состоит не в том, что он гибнет, а в том, что он спасает Отчизну и благодаря этому сохраняет и дает возможность жить людям, народу, стране.

Особое внимание З.Д. Ильина и О.В. Пигорева уделяют интерактивному характеру обучения: авторы вовлекают школьников в совместную работу по изучению литературы, по сбору материалов о мучениках и исповедниках ХХ века, об истории их семей. Кроме того, авторы считают, что используемые материалы должны быть посвящены как общероссийской, так и региональной тематике.

Стиль изложения материала должен быть непременно высокий. Разумеется, это требует отработки языковых форм, тщательного отбора и работы с терминами. Но при этом повествование должно оставаться доступным обучающимся. Хорошо известно, как трудно писать учебники для школьников, особенно доносить до них важную информацию на понятном для них языке. К счастью, хорошо выверенный научно-исторический материал пособия, сохраняя научную точность и логику, излагается ясно и внятно.

Если учителю удается раскрыть тему каждого конкретного урока, то избранная авторами методика подачи материала позволяет, сохраняя хронологию событий, передать характеристику эпохи, факты из истории целой страны и отдельного региона. Пособие предполагает обращение к житийной литературе, историческим фактам, произведениям русской классической литературы, к личному опыту учеников. Это поможет понять школьникам мотивацию поступков людей, ставших «героями духа», осознать нравственный смысл их жизни и подвига и найти правильные ориентиры для собственного поведения.

Одна из особенностей этого пособия — рекомендация учителям использовать в ходе занятий опубликованные материалы о жизни и подвиге новомучеников, подготовленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Созданный им большой фонд житийной и научной литературы является добротной основой для изучения этой темы и способствует духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

К учебно-методическому пособию авторы предлагают задания разных типов: разработка обобщающих выводов, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, что требует от учащихся не просто запоминания материала, но и его анализа. Правильно составленные задания с опорой на конкретные примеры отечественной истории и культуры объясняют мировоззренческий выбор христианина.

В учебном пособии приведен список литературы, интернет-ресурсов, работа по которым будет способствовать освоению материала. Раскрыть содержание уроков также помогают прилагаемые десять видов цветных буклетов и компьютерный диск, на котором представлен иллюстративный материал.

Особо следует подчеркнуть, что пособие издано под эгидой фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». Для образовательных учреждений возможность работы с материалами этого фонда, размещенных в Интернете, — это неоценимое подспорье для создания тематического видеоряда, подбора житийных текстов.

Предлагаемые в учебно-методическом пособии материалы уже апробированы на уроках основ православной культуры в общеобразовательных школах Курской области, обсуждены на методическом семинаре «Изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников российских в школе» с преподавателями вузов и учителями школ. После выхода в свет пособие было представлено на семинаре «Агиография как жанр древнерусской и современной литературы. Изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников российских XX века в школе и вузе», который традиционно проводится в Курской государственной сельскохозяйственной академии в рамках научно-практической конференции «Дамиановские чтения: Русская Православная Церковь и общество в истории России и Курского края».

Участники методических семинаров отметили огромную востребованность учебного пособия среди школьных учителей, преподавателей вузов, сотрудников методических кабинетов, классных руководителей, учителей истории, литературы, педагогов, занимающихся духовно-нравственным воспитанием школьников. Учителя восприняли учебное пособие по изучению жизни и подвига новомучеников и исповедников не только как сборник конспектов уроков с методическими указаниями, но и как материал для размышлений о духовных ценностях, современных угрозах обществу, о духовно-нравственном воспитании детей, формировании их духовно-нравственного иммунитета.

Таким образом, изучение подвига новомучеников и исповедников по пособию З.Д. Ильиной и О.В. Пигоревой содействует тому, что пострадавшие за веру в советские годы, перестают быть в сознании школьников частью далекого и непонятного прошлого. Эти «герои духа» оживают, становятся в понимании учеников людьми, сумевшими в ситуации выбора между смертью и жизнью остаться верными Православию, а значит, обрести жизнь и вечную не только в памяти народа, но и в Боге.

[1] Ильина З.Д., Пигорева О.В. Изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников российских XX века в образовательном пространстве регионов Центральной России (учебно-методическое пособие). Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2015.

21.01.2018 20:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!