СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская позиция ребёнка как фактор развития творческих способностей

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Если человек в школе не научится творить

то и в жизни он будет только подражать и копировать».

Л. Н.Толстой.

Младший школьный возраст это особо ответственный период психологического развития ребенка, интенсивного развития всех психических функций, формирования сложных видов деятельности, закладывания основ творческих способностей, формирования структуры мотивов и потребностей, нравственных норм, самооценки, элементов волевой регуляции поведения.

“Творчество и личность”, “ творческая личность и общество”, “творческие способности”- вот неполный перечень вопросов, которые находятся в центре внимания психологов, педагогов, родителей.

Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом.

Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым ( социально значимым открытием ) и субъективно новым ( открытием для себя ). Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.

Творческая деятельность развивает чувства детей, способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышления. восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка.

Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая произведение творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства. Дети младшего школьного возраста любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют сказки, занимаются народными промыслами. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять.

Каждый ребенок имеет свои, только ему присущие черты, которые могут быть распознаны достаточно рано.

Малыш при рождении обладает всеми потенциальными человеческими возможностями, которые развиваются при благоприятных социальных и культурных условиях в семье и во внешней среде, к которой относится школа. Один ученик отличается от другого, прежде всего способностями. Способностями называют индивидуальные свойства личности, обладая которыми человек может успешно осуществлять ту или иную деятельность. Есть способности к музыке, живописи, математике, спорту, литературе и т.д. От воспитания зависит, в каком направлении и будут ли вообще развиваться способности.

Учителю нужно сделать все возможное, чтобы выявить способности учащихся. Для полноценного развития ребенка необходимо погрузить его в различные виды творческой деятельности: музыка, театр, живопись, танец и др.

Учитель является творцом интересных дел и разнообразных форм работы для детей. Необходимо освоение таких форм учебной и воспитательной работы, которые выявляют индивидуальные свойства личности, развивают эмоциональную сферу, воспитывают потребность в человеческом общении.

Больше всего этим требованиям соответствуют приоритетные для современных школьников игровые, театрализованные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы учебной и воспитательной работы, позволяющие ребятам осознавать самих себя.

Таланты имеются у каждого ребёнка, но проявляются в разной степени. Одаренными чаще всего называют: – детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (“IQ”); – детей с высоким уровнем творческих способностей; – детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты); – детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

В школьном возрасте дети проводят большую часть своего времени с нами, учителями. Значит, от нас во многом зависит, вырастут ли они пессимистами и нытиками или уверенными в себе и своем завтра людьми, способными дерзать, созидать, делать успешной свою жизнь и жизнь общества. Наряду с совершенствованием учебного процесса школа должна обеспечивать нравственное, эмоциональное и физическое развитие личности, формировать исследовательскую позицию школьника с учетом творческих и возрастных особенностей каждого ребенка.

Главным фактором развития для каждого ребенка не должна стать деятельность, совершающаяся по принуждению или необходимости, так как результат может быть отрицательным. Деятельность, которая приносит успех и удовлетворение – вот двигатель развития. Мало того, чтобы деятельность была отмечена другими, надо помочь ребенку преодолеть свой страх и застенчивость, свою робость и неуверенность, помочь поверить в свои силы и добиться хорошего результата своей деятельности. Вот это и будет настоящим успехом, потому что ребенок шагнет вперед в своем личностном развитии.

В современной начальной школе происходит активное обновление целей, содержания и методов образования. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для развития каждого ребенка, формирования активной исследовательской позиции учащегося в учебном процессе. Ее решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все.

Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые стоят перед начальной школой.

А как обстоят дела у многих школьников сегодня? В традиционной школе ученик очень быстро осознает, что его задача – внимательно слушать на уроке и четко выполнять указания учителя. Иначе отстанешь от товарищей или твои высказывания будут восприняты как незнание. Учитель и родители будут недовольны.

Как быть? В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения. Если проанализировать цели начального образования, то нетрудно заметить, что основной приоритет отдается развитию личности ребенка: «…Обеспечить начальный этап развития личности ребенка; выявить и обеспечить развитие способностей; формировать умение и желание учиться; приобрести необходимые умения и навыки учебной деятельности…»

В государственном стандарте начального общего образования особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, так как развитие личностных качеств учащихся невозможно без приобретения ими опыта разнообразной деятельности: учебно – познавательной, практической, социальной. Главной задачей для себя, как учителя считаю: не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. В учебном процессе должно возникать «учебное общение», при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знания и включая в этот процесс учителя, как более опытного партнера. Необходимость такого общения вытекает из природы поисковой, исследовательской деятельности, при которой поиск истины невозможен без дополнительной информации, общения со сверстниками, родителями.

Исследовательская деятельность позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. Исследовательскую деятельность можно условно разделить на урочную и внеурочную.

Основной урочной исследовательской деятельности является самостоятельная деятельность учащихся по решению проблемных задач урока, поставленных учителем. Помимо урока, учащиеся могут проводить исследовательскую работу, которая заключается в домашних заданиях исследовательского характера по различным предметам. Исследовательские домашние задания должны быть снабжены четкими, понятными и логическими инструкциями по выполнению заданий следующими словами: Исследуй…., определи…, понаблюдай…, изучи и сравни…, сделай вывод…, опиши увиденное…, сопоставь и проанализируй.

Внеурочная исследовательская деятельность – это познавательные конкурсы, предметные недели, конференции, групповые занятия, исследовательская и творческая работа

Исследовательские работы представляются на районных, региональных, российских конференциях. За всем этим стоит большой труд, требующий времени, тщательной подготовки, творческой активности, изучение литературы, материалов периодической печати, работа с архивными документами, социологический опрос.

Исследовательская работа в школе предоставляет возможность ученикам попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности, повышает мотивацию изучения предмета, позволяет принимать самостоятельные решения.

В исследовательскую деятельность по возможности вовлекаются родители.

В своей работе применяю проектный и исследовательский методы обучения.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Помощь учителям и ученикам оказывает автор методики исследовательского обучения младших школьников Александр Ильич Савенков. Уже с первого класса он предлагает учить детей методам исследовательской деятельности:

«подумать самостоятельно»;

«спросить у другого человека»;

«посмотреть в книгах»;

«посмотреть по телевизору»;

«получить информацию из компьютера»;

«понаблюдать»;

«провести эксперимент»;

«связаться со специалистом».

ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Образовательная: активация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.

Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично представлять результаты исследования.

Воспитательная: создание продукта, востребованного другими.

Виды учебных исследований:

по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;

по месту проведения: урочные, внеурочные;

по времени: кратковременные или долговременные;

по теме: предметные, свободные.

Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

Целенаправленность и систематичность.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Мотивированность.

Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования.

Творческая среда.

Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской деятельности.

Психологический контроль.

Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «ты сделал неправильно, ты совсем не старался, не думал…» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

Личность педагога.

Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

Учет возрастных особенностей.

Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Совместная работа взрослых и детей.

В процессе работы над проектами и исследовательскими работами могут возникнуть трудности объективного характера. Это связанно с рядом возрастных особенностей. В работе над проектами необходимо участие взрослых, в той мере, которое необходимо детям. Практика показывает, что совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности, которые ведут к сплочению детско –взрослого союза. Совместная проектная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию чутких взаимоотношений между родителями, детьми, учителями».

Использование данных методов предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

А для этого учителю необходимо:

- Владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

- Уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;

- Устанавливать и поддерживать в группах, работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

- Уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.

Хочется добавить, что «проект, исследовательская работа не должны вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам обучения».

Я придерживаюсь мнения, что каждый проект, исследовательская работа достойны рассмотрения, уважения. На наших уроках представление работ скорее «рабочее», нет помпезности, театральности, некоторые из них занимали по длительности на уроке 4-5 минут, а некоторые длились около 10 минут. Присутствие моментов «необычности» (элементы одежды, музыка) в представлении работ обусловлено задачами проектов, исследований и они носили «чисто рабочий характер». Во внеурочной деятельности мы использовали и выпуск газет, и проведение презентаций, и разыгрывали мини – сценки, на некоторые занятия приглашали родителей, выбирая ту форму работы, которая была необходима и интересна ребятам. Также считаю, что любое бальное выражение оценки результатов исследовательской деятельности в начальных классах не должны иметь места, так как учащиеся должны чувствовать себя успешными, они только учатся проводить исследования, любое их достижение уже продвижение вперед, выполнить исследовательскую работу –значит самим постигать новое. Следовательно, никто другой так, как сам ребенок, не сможет почувствовать, увидеть, оценить свой труд. Но это вовсе не означает бесконтрольность данной деятельности. С целью преодоления подобных проблем педагог, учащиеся, другие участники могут высказывать оценочные суждения, имеющие форму пожелания, совета.

Развитие творческих способностей детей – процесс сложный и многогранный, который осуществляется, прежде всего, посредством развития творческого потенциала самого учителя, через совершенствование опыта его творческой деятельности, а также через становление у него личностного смысла по развитию творческих способностей воспитанников. Дети воспринимают педагога с позиции реализации им творческого подхода к обучению и воспитанию.

Ребенок творит ради радости, и эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в труде способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает целостную, творческую личность.

Если ученик сумеет справиться с исследовательской работой в школе, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т. е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Главной целью своей педагогической деятельности я считаю формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению. Поэтому в своей работе я пытаюсь формировать и развивать творческие способности учащихся, развивать логическое мышление и умение адаптироваться в жизни, умение самостоятельно находить решение поставленных задач. Развитие информационной компетентности является одним из приоритетных направлений деятельности современного педагога, и в своей работе я делаю все возможное для создания условий ее развития у своих учеников.

29.08.2015 20:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!