СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование русских народных традиций и обрядов в духовно-нравственном просвещении учащихся на уроках ОРКСЭ и во внеклассной работе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Время всегда оставляет след – вчера, сегодня, завтра. В событиях и

фактах, в камнях и руинах, в сердце и памяти народной. История отражается

в жизни людей, в облике городов и сёл, в красках художника, в резце

скульптора. В рифмах поэта, в слове писателя – она в песне народного

творца, в летописи времени.

В настоящее время вряд ли нужно доказывать, насколько велико

значение народного музыкального творчества в воспитании подрастающего

поколения. Каждый, кто хочет знать прошлое, правильно понимать

настоящее и будущее, должен знать фольклор – прекрасное средство

массового воспитания. Значение его состоит в том, что все его произведения

пронизаны стремлением к добру, миру, вдохновлены высокими

прогрессивными идеями.

С 2008-2009 учебного года в школе был введен кружок «Истоки

русской старины», с 2010-2011 учебного года был введен факультатив

«Основы православной культуры», а с 2011-2012 учебного года стали

проводиться уроки по учебному предмету «Основы религиозных культур и

светской этики».

Особенность содержания занятий кружка «Истоки русской старины»,

факультатива, уроков состоит в том, что они не отражают какого-либо

одного специального раздела по народной культуре и быту. Они имеют

интегральный характер и опираются на мировую художественную культуру,

музыку, живопись, краеведение, историю, прикладное искусство,

художественное и изобразительное искусство. На занятиях дети не только

узнают о духовных законах, о нравственности, справедливости, патриотизме,

но и стараются руководствоваться ими в своей жизни.

Традиции нашего народа – это то, что полнее всего отражает его

духовный облик и внутренний мир. Это живая историческая память,

воплощение всего пройденного нацией пути, запечатленный опыт сотен

поколений. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев

своего народа поможет понять и объяснить многие моменты истории страны,

судьбы разных социальных и этнических групп, поколений, отдельных

людей поможет избежать некоторых ошибок и найти способы борьбы с

отрицательными явлениями, уходящими корнями в толщу народных

верований.

Изучение фольклора представляется первым и необходимым шагом в

освоении культуры народов в целом. Этот шаг дает возможность направить

интерес учащихся к потокам родного языка и культуры, раскрыть значения и

значимость слова в жизни человека, вникнуть в смысл сказок, загадок,

пословиц и поговорок, вслушаться в песни, понять обычаи, обряды,

верования.

Народные фольклорные песни – это чистые и светлые родники. От

сердца к сердцу, от родителей к детям, из поколения в поколение, через

целые столетия идут они по жизни живые с вечно живым народом и несут в

себе образ своего творца. Высок полёт народной песни. Даже при внешнем

спокойствии она полна внутреннего движения. Высока поэзия творца песни,

высок и полёт его фантазии. Любовь человека к родной земле поднимает его

над ней, позволяет ему восхищённо взглянуть на родные края с космической

высоты. Авторы и певцы умирают, а песня живёт в народе, греет любого и

светит любому, кто к ней прикоснётся. Из далёкого прошлого и ближайших

времён несут нам народные песни удивительную свежесть и

целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и

задушевность.

Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. В нём

отражены не только широта и щедрость русского характера, но и тайна его

непобедимости. Народное творчество неисчерпаемо по многогранности

своих сторон и оттенков. В народном творчестве сердечный огонь;

поработайте над ним – и он вспыхнет факелом. Народно-национальный

элемент в обучении и воспитании детей может рассматриваться как

необходимость изучения народной основы культуры России. В фольклоре выражаются художественные вкусы народа.

Произведения народного творчества веками отбирались и отшлифовывались

прекрасными мастерами и знатоками фольклора. Их смело можно

рассматривать как средство эстетического воспитания чувства прекрасного,

чувства формы, ритма, языка. Народное творчество воплотило в себе

принципы народной эстетики, отразило художественные вкусы народа,

которые вырабатывались веками. А ценны тем, что в них воплощены

объективные законы природы.

Главное – дать понять детям необходимость изучения народных

традиций и обычаев. Нужно стремиться, чтобы у учащихся постепенно

складывалось понятие о народном фольклоре как об азбуке нравственности,

ведь вся его суть – это пожелание добра, удачи, все его обрядовые ритуалы

стремятся к свету и теплу. Не зря олицетворением всех желаний и

стремлений у наших предков по праву были Солнце, Земля – кормилица,

хлеб – батюшка, воспетые в большинстве своём в древних закличках,

приговорках, обрядовых песнях.

В старом крестьянском быту, впрочем, так же как и в современном

быту, жизнь человека развивалась циклично – рождение, детство, отрочество,

юность, свадьба, рождение детей, старость, смерть. То же наблюдалось и в

ежегодной повторяемости времени года и соответственно, сезонных

сельскохозяйственных работ. Каждое значительное событие или новый цикл

жизни человека и окружающей его природы вызывало необходимость

действий, которые в связи с их регулярной повторяемостью совершались в

привычном, освещенным вековым обычаем в составе и традиционным

порядке и последовательности. Рациональные, практические действия

сопровождались обрядами или, точнее переплетались с ними, были друг от

друга неразделимы.

В традиционной народной культуре отдых от физического труда,

веселье никогда не понимались как безделье, как полностью свободное,

ничем не занятое время. Праздник всегда выполнял важные общественные

функции, имел глубокий смысл, в нем человек наиболее остро ощущал себя

одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника

осуществлялся контакт и свободное общение, без которого невозможна

нормальная жизнедеятельность человека. Праздник – это проявление всех

форм и видов культуры данного коллектива, начиная от принятых форм

поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнения традиционных

песен. Земледельческий праздник давал ощущение полного слияния с

природой и вместе с тем, утверждая власть человека над ней.

Последовательное и основательное приобщение к родной культуре

знакомит учащихся со складом мышления русского народа, позволяет понять

психологический склад характера, осмыслить уклад жизни русской

эмоциональности, начиная от ее формирования, сущность русского человека,

позволяет лучше понять самих себя, а также позволит воспитывать чувство

патриотизма и любви к Родине через возрождение народной культуры.

Духовное наследие русского народа – это прекрасное бесценное

богатство, особое значение имеют традиции, обычаи и праздники. В них

отразились глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.

Формы учебного процесса при организации интегрированного курса

«ОРКСЭ» разнообразны:

- уроки в музее; в парке; на улице;

- уроки-исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез;

- уроки-конференции;

- уроки-экскурсии.

Подготовке и проведению уроков и фольклорных праздников: «Как

лечились наши предки», «Как зимовали наши предки», «Люби все живое»,

«Путешествие по станицам истории зимних праздников», «День народного

единства и праздник Казанской Божьей матери», «Осенины», «Рябинушка»,

«Святки», «Масленица», «Пасхальная радость», «День Матери и Казанской

Божьей матери» предшествовала длительная подготовка.

На помощь привлекались родители, бабушки, старшеклассники. Родители

принимали самое активное участие в изготовлении костюмов, готовили

выпечку для праздничных столов.

Подготовка и проведение праздников требовало от участников

активной деятельности. Тем самым, открывались широкие возможности для

проявления познавательной активности учащихся, духовного потенциала

каждого ребенка, развитие творческих способностей.

Создание положительного эмоционального настроя на выступлениях

участников в ходе праздников – это результат нашей совместной работы.

Система работы по изучению фольклорного наследия выстроена,

сообразуясь с логикой и последовательностью календарно-земельческого

цикла, к которому были приурочены обрядовые действия и сопровождающие

их песни. Поскольку начало занятий в учебных заведениях традиционно

приходится на сентябрь месяц, то и знакомство с календарно –

земельческими песнями начинается с осенних обрядов и традиций Древней

Руси : это обычай заклинания жнив, праздник первого снопа, обрядовые

действия, способствующие восстановлению плодородности земли и

затраченных сил самих тружеников. Окончив жатву, убрав последнюю копну

с поля, праздновали на Руси праздник «Осенины». Дети забирали последний

сноп себе, делали из него маленькие снопики и обходили дворы. Они пели

осенние песенки. Желая хозяевам добра, сытости, призывая осень с её

щедрыми богатыми дарами.

Зимними святками назывались рождественско – новогодние праздники,

по своему происхождению связанные с зимним солнцестоянием – одним из

важнейших дней земледельческого календаря. Колядовщики распевали

песни, прославлявшие младенца Христа. В соответствии с евангельской

легендой, звезда. С которой они обходили дворы трактовалась как

Вифлеемская звезда, появившаяся на небосводе в момент рождения Христа.

Рождество, зимние святки начинались в канун Рождества (сочельник).

Праздничные обходы домов с пением колядок – песен вкоторых славились

хозяева дома и содержались благопожелания – богатство урожая,

многодетности и т. д. Хозяева одаривали колядовщиков обрядовыми

печеньями. конфетами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели

озорные корильные колядки с шуточными угрозами. Дары, полученные от

хозяев, собирались в мешок, а потом коллективно поедались.

Фольклорный праздник «Масленица».

У славян существует старинный обычай: встречая весну в марте

месяце, совершать изгнание смерти, или зимы. Они выносили из деревни

соломенное чучело, изображающее зиму, топили его в реке или сжигали, а

пепел бросали в воду. Ведь зима гибнет под жгучими лучами весеннего

солнца, в быстрых потоках растаявшего снега. Масленица, как и святки,

праздновалась на Руси всенародно. Этот праздник сопровождался обильной

едой, блинами. Он был частью семейных обрядов, когда на масленичной

неделе семья ехала в гости к своим близким или ожидала родню у себя дома.

На этой же неделе было принято кататься на санках с гор. Молодожёны

этого года должны были публично целоваться, а зрители старались вывалять

их в снегу.

«Праздник Святой Пасхи в семейном кругу».

Праздник Пасхи очень богат обрядами и обычаями. На Руси его начали

праздновать после крещения, около тысячи лет назад. Готовясь к этому

празднику, ребята вместе с родителями познакомились с церковным

песнопением, молитвами. Огромное впечатление на всех произвело

слушание звучания колоколов. Этот звон зовется Пасхальным благовестом.

С. Есенин написал стихотворение с таким же названием. Оно было

прочитано очень проникновенно.

Может быть, ребята еще мало понимали смысл слов «праздник

праздников», но чувствовали его радость всей душой, всем сердцем.

Праздник «Деревенские посиделки».

Этот праздник объединяют все фольклорные праздники в один.

Посиделки как форма общения людей помогают понять и на себе испытать

прелесть народного фольклора: песни, частушки, мудрости сказок, пословиц,

очарование народной сказки, былины.

Использование народных традиций и обрядов в воспитательной работе с

младшими школьниками помогает познакомить с культурой русского народа,

воспитывать чувства любви и уважения к своей Родине.

Перед детьми в живом фольклорном и этнографическом материале

раскрывается система миропонимания, выработанная предками по тем

основным параметрам человеческой жизни, которые хозяйственно,

практически, бытийно, нравственно и эстетически являются стержневыми для

любого народа и для любой эпохи. Это — календарно-обрядовая культура,

семейно-обрядовая культура, культурное наследие, отражающие исторические

этапы жизни народа и их своеобразие, способом осмысления их народами и

процесс становления национального характера.

Радостная, благотворно тревожащая воображение ребенка череда

календарно-обрядовых праздников (их трепетное ожидание, которое проходит

в осмысленной и разносторонней подготовке к ним, затем разрядка)

становится канвой, образующей обрядово-праздпичную жизнь в классе, а для

школы в целом — устойчивой традицией, украшающей жизнь и старших, и

младших.

Воспитание – не работа, не набор неких действий и операций, которым

педагога можно обучить и совершая которые он гарантировано достигает

успеха, а деятельность которую педагог должен выстраивать сам, определяя её

цели, насыщая её ценностями, подбирая методы и средства, сообразуясь с

имеющимися условиями.

Только в тесном сотрудничестве, когда мир взрослых и детей неделим,

возможно воспитание в детях таких качеств как честность, искренность,

доброта, милосердие.

Успешное решение стоящих перед нами задач возможно лишь при

постоянно действующих деловых и творческих контактов детского сада, школы,

родителей и Церкви.

Я верю, что работа в сотрудничестве сформирует у детей тот

нравственный идеал, который складывался в России веками и к которому

должен стремиться каждый русский человек.

17.01.2022 21:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!