СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование инновационных технологий в преподавании химии в рамках СПО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый педагог ставит перед собой цель обеспечить положительную мотивацию обучения и активизировать познавательную деятельность учащихся. Для достижения этой цели нужны эффективные методики и инновации в преподавании химии. В педагогическом наследстве великий таджикский учёный Абу Али ибн Сина (Авиценна) написал, что «…каждый ученик в соответствии с талантом и возможностями желает изучить определенную область знаний. При небрежении их желаниями учебный процесс будет неэффективным». Сегодня образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, способствующих развитию творческих способностей школьников. Содержание школьной программы по химии способствует запоминанию материала, но не развивает творческую мыслительную деятельность учащихся. В этих условиях учителю необходимо применять инновационные методики, повышающие мотивацию и уверенность учащихся в своих силах, создающие положительные эмоции и интерес к процессу познания. К инновациям относят метод интеграции. Интеграция может осуществляться на следующих уровнях: умений и навыков наблюдения; интегрированных уроков (создаются условия для использования заданий, способствующих развитию интереса учащихся к предмету при обсуждении учебной темы); умений и навыков работы с информацией по истории. 11 Интеграция позволяет оптимизировать учебный процесс и обеспечить его наибольшую эффективность и результативность. Однако материал из истории может быть эффективен при изучении только определенных тем.

Организация обучения химии в системе среднего профессионального образования имеет свои особенности.

Использование современных педагогических технологий, внедрение развивающего обучения во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку эффективность достигнутых результатов. Учитель приобретает новую роль – роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Он должен помочь им самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию и использовать ее для решения жизненных проблем.

В процессе обучения химии в учреждениях НПО обязательно надо учитывать: низкий уровень подготовки первокурсников, тот факт, что учащиеся приходят из разных школ, где обучались по программам и учебникам, что у химии, как предмета, должна быть профессиональная направленность, что подготовка компетентного специалиста требует большого внимания к развитию навыков самостоятельной работы.

Преподаватель, использующий в процессе своей работы современные педагогические технологии, должен знать, что технология обучения химии – это особый вид методики, который предусматривает:

тщательно продуманную модель учебного процесса;

специально методически преобразованное химическое содержание;

систему методов и средств обучения химии.

Для любой технологии обучения характерна специфическая обработка содержания и новая организация учебного процесса.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий я использую следующие:

«обучение в сотрудничестве», метод проектов, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, интегрированное обучение, игровая деятельность, использование информационных технологий.

Обучение в малых группах использую на уроках давно. Учащимся нравится познавать новые роли, учиться помогать друг другу. При решении проблемы рядом с тобой товарищи, у которых можно спросить, если что- то не понял. Использую этот метод при изучении темы « Теория строения органических веществ А. М. Бутлерова». Раздаю учащимся карточки с заданиями. Назначаю ответственного. Задание дается одно на группу, в результате каждый ученик должен знать ответы на все вопросы, т. е. уметь написать структурные формулы, написать изомеры, знать основные положения теории химического строения органических веществ. Оценка ставится каждому учащемуся.

Самостоятельная работа над проблемой становится абсолютно привычным и приоритетным видом деятельности. Индивидуальная самостоятельная работа – такова диалектическая взаимосвязь познавательного процесса при обучении в сотрудничестве.

Также в своей работе применяю дифференцированное обучение, которое выступает важнейшим средством улучшения результатов учебного процесса и предполагает как индивидуальную, так и групповую деятельность учащихся. Для повторения и закрепления изученного материала подбираю разноуровневые задания, на занятиях решаю с сильными учащимися задачи повышенной сложности, в качестве домашнего задания предлагаю творческие домашние работыдоклады, сообщения, презентации. Также практикую многовариантные контрольные работы, разноуровневые тесты.

Интегрированное обучение. Интеграция двух учебных дисциплин химии и биологии позволяют решать проблемы экологического образования. Экологическое образование приобретает сегодня особую значимость. Его роль состоит не только в обеспечении экологической грамотности, но и в формировании экологической культуры и моральной ответственности по отношению к природе.

Например, учащиеся с интересом узнают о ситуации в Ставропольском крае. Природа щедро наделила Ставрополье, но ученые установили: в крае на протяжении 10-лтий формируются полюса экологического неблагополучия, что негативно отражается на качестве и продолжительности жизни людей. Более 20% городского населения проживают в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха.

Интегрированное обучение помогает развитию познавательного интереса к предмету.

Межпредметные связи ( химия, биология, экология) позволяют рассматривать на уроках химии вопросы влияния химических веществ на окружающую среду и организм. Комбинированный подход снимает монотонность урока и позволяет поддерживать интерес к учению. Я использую различные формы проведения интегрированных уроков: семинары, конференции, лекции, зачетные занятия. Был проведен межпредметный урок совместно с преподавателем физики на тему: «Колокольчик, колокол и колокольный звон». Большой интерес вызывают минисообщения учащихся на тему « Химия и наше здоровье», « Химия в нашей жизни».

Интеграция в обучении тесно связана с профессиональной направленностью уроков. Учащиеся должны понять, что знания, полученные на уроках химии, имеют прямое отношение к выбранной профессии и будут в дальнейшем использоваться в производственной деятельности.

Для этого использую специальные задачи и вопросы.

Регулярно используя на уроках химии игры или игровые моменты можно заметить, что игра позволяет развивать творческие способности учащихся, дает дополнительную информацию, побуждает интеллект к поисковой активности, разрушает психологическую инертность.

Игра во всех ее формах развивает самостоятельность учащихся, их творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление.

Как на занятии, так и во внеурочное время можно проводить викторины, игры, такие как:

«Счастливый случай», «Звездный час», «КВН», «Своя игра». Учащиеся с удовольствием играют в них и подчас раскрывают свои способности совершенно с неожиданной стороны. В зависимости от целей урока игры можно использовать при отработке умений, при опросе, при обобщении знаний.

Учебные игры должны соответствовать определенным педагогическим требованиям:

основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся; вызывать у них положительные эмоции; учитывать возрастные особенности учащихся; включать элемент соревновательности между командами или отдельными участниками.

Структура учебного процесса с применением дидактической игры имеет несколько этапов:

создание игровой проблемной ситуации; ход игры; подведение ее итогов; обсуждение хода и результатов игры, игровых действий и переживания участников.

Интересен, как я думаю и опыт работы по методу проекта, так как он предполагает решение какой- то значимой проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Учащиеся выбирают тему самостоятельно или подсказанную учителем, работают над ней, а затем защищают свою работу.

Проблему повышения эффективности учебного процесса можно решать, применяя компьютерные, коммуникационные и телекоммуникационные технологии. В этом случае персональный компьютер выступает как средство управления учебной деятельностью и выполняет обучающую функцию.

В настоящее время в процессе обучения делается акцент не на передачу готовых знаний, а на вооружение учащихся различными умениями, как общенаучными так и предметными. В качестве ведущих можно выделить наиболее значимые для обучения химии группы умений:

интеллектуальные умения оказывающие наибольшее влияние на развитие личности, а также такие группы предметных умений, как экспериментальные, умения решать химические задачи и умения использовать компьютер.

Программные продукты на электронных носителях обладают большим потенциалом и дают возможности:

  • использовать видео и аудио материалы, что делает содержание учебного курса нагляднее, понятней, занимательней;
  • сопровождать учебный материал динамическими рисунками, то есть рассматривать изучаемое с различных сторон;
  • моделировать и исследовать закономерности;
  • проиллюстрировать сложный химический эксперимент;
  • провести быстрое и эффективное тестирование учащихся.

Также участвуем в дистанционных конкурсах и олимпиадах. Учащиеся с удовольствием разрабатывают игры, решают задачи.

Таким образом, применение информационных технологий позволяет не только повысить качество обучения и сформировать у учащихся интерес к предмету, но и дает возможность решать творческие задачи.

Конечно, компьютер не может соперничать с классическими формами химического образования.

Значит, компьютерные технологии должны сочетаться с традиционными формами учебных занятий, где происходит закрепление знаний, повышение прочности.

Категория: Химия
18.03.2021 12:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!